История СКСО

Развитие внешнего муниципального финансового
контроля в Республике Башкортостан

Создание и деятельность контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях Республики Башкортостан является основой развития института независимого внешнего финансового контроля, повышения эффективности использования бюджетных средств, муниципальной собственности, а также профилактики коррупционных проявлений.

Правовой статус создания и развития органов внешнего муниципального финансового контроля

Внесение изменений в 2011 году в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделил представительные органы муниципальных образований правом образовывать контрольно-счетные органы в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены бюджетные полномочия органов муниципального финансового контроля.

Федеральным законом от 07.02.2011№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определены статус, принципы деятельности, состав, структура, порядок деятельности и полномочия муниципальных органов финансового контроля.

В целях организации целостной системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 23.12.2005 № 259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» в части введения должностей муниципальной службы, замещаемых в контрольно-счетных органах муниципальных образований и в постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2009 № 135 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда в органах местного самоуправления в Республике Башкортостан», предусматривающие нормы оплаты труда сотрудников контрольно-счетных органов.

Решениями советов муниципальных образований Республики Башкортостан утверждены положения о контрольно-счетных органах. Отчет о деятельности органа внешнего финансового муниципального контроля ежегодно рассматривается представительным органом соответствующего муниципального образования.

Муниципальные контрольно-счетные органы Республики Башкортостан (далее – МКСО РБ) имеют статус постоянно действующих органов внешнего муниципального финансового контроля, являются органами местного самоуправления, обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно. Структура контрольно-счетных органов утверждается советами муниципальных образований. В состав палат входят председатель, аудиторы, инспектора, в отдельных МКСО РБ – заместитель председателя. Должность председателя относится к муниципальной должности в соответствии с законодательством. Срок полномочий председателя и аудитора составляет от четырех до пяти лет.

Этапы формирования и развития системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан

Работа по созданию системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан начата с 2010 года. Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан при поддержке Администрации Главы Республики Башкортостан и Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан сформированы и направлены в адрес председателей советов муниципальных образований рекомендации и проекты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля.

С 2011 года представительными органами отдельных городских округов внесены соответствующие изменения в уставы муниципальных образований, утверждены положения об органе внешнего финансового контроля, в бюджетах муниципальных образований утверждены объемы финансирования на содержание контрольно-счетных органов. В настоящее время в республике необходимая нормативно-правовая база для функционирования муниципальных контрольно-счетных палат создана.

Органы внешнего муниципального финансового контроля осуществляют свою деятельность в 6 городских округах: Уфа, Агидель, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Стерлитамак.

В целях консолидации государственного и муниципального финансового контроля, обеспечения конструктивного сотрудничества и повышения эффективности финансового контроля в республике действует Совет контрольно-счетных органов Республики Башкортостан (далее – Совет КСО РБ). 5 апреля 2012 года состоялась учредительная Конференция по вопросу создания Совета КСО РБ с участием Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачева Константина Борисовича, представителей Администрации Главы Республики Башкортостан, Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, председателей муниципальных контрольно-счетных органов Республики Башкортостан (далее – МКСО РБ).

В ходе Конференции утверждено Положение о Совете КСО РБ, избраны председатель, состав Президиума и ответственный секретарь. Совет КСО РБ является добровольным объединением контрольно-счетных органов Республики Башкортостан.

Совет КСО РБ возглавляет Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, в его состав вошли все контрольно-счетные органы муниципальных образований.

В целях повышения эффективности внешнего финансового контроля подписано Соглашение о взаимодействии контрольно-счетных органов Республики Башкортостан.

В рамках деятельности Совета КСО РБ Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан оказывает органам муниципального финансового контроля организационную, правовую, методическую и информационную помощь. Руководители муниципальных контрольно-счетных органов регулярно принимают участие в совещаниях и семинарах по вопросам эффективности деятельности и развития системы внешнего финансового контроля, в заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан. Многостороннее сотрудничество содействует совершенствованию методического обеспечения деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и повышению квалификации их сотрудников, укреплению и развитию единой системы внешнего финансового контроля, обеспечению действенного контроля за использованием средств бюджетной системы.

Вопросы деятельности муниципальных контрольно-счетных органов рассматриваются на заседаниях Совета КСО РБ. Особое внимание в ходе обсуждения уделяется вопросам совершенствования деятельности муниципальных контрольно-счетных органов; организации совместных мероприятий; обеспечению качественной оценки реализации муниципальных программ и определения их соответствия долгосрочным целям социально-экономической политики региона и муниципалитетов; аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применению Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), другим актуальным вопросам, возникающим при реализации полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля; внедрению новых методов и форм финансового контроля – аудита эффективности и стратегического аудита.

МКСО РБ осуществляют свою деятельность в соответствии с годовыми планами работ. Обязательному включению в планы подлежат поручения советов муниципальных образований. Контрольные полномочия органов внешнего муниципального финансового контроля распространяются на все муниципальные органы, учреждения и унитарные предприятия муниципальных образований, а также иные организации, если они используют бюджетные средства и имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Методологической основой организации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, являются стандарты, определяющие обязательные требования к осуществлению контрольной и экспертно-аналитической деятельности. В развитие стандартов разрабатываются методические рекомендации, которые содержат описание рекомендуемых для выполнения способов реализации стандартов и иных нормативных документов.

В числе основных направлений деятельности МКСО РБ можно выделить следующие:

- контроль за исполнением местного бюджета;

- экспертиза проектов местного бюджета;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

- анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование и др.

Информация о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направляется в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

Важнейшим направлением экспертно-аналитической работы муниципальных контрольно-счетных органов является проведение предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, проектов решений, направляемых в советы по вопросам, относящимся к исполнению бюджета.

В рамках предварительного контроля готовятся заключения о результатах экспертизы проектов решений о бюджетах муниципальных образований и внесения изменений в них, итоги которых направляются в представительный орган муниципального образования.

В ходе последующего контроля исполнения местных бюджетов ежеквартально осуществляется анализ фактических показателей доходов и расходов бюджета в сравнении с показателями, утвержденными в решении о бюджете на очередной финансовый год, а также дается оценка исполнения муниципальных программ городского округа.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодно проводятся внешние проверки отчетов об исполнении местных бюджетов с учетом данных внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. По результатам внешних проверок направляются представления с предложениями об усилении контроля за полным и достоверным составлением и представлением бюджетной отчетности; выполнением мероприятий по осуществлению внутреннего контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур; по подготовке и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

МКСО РБ подписаны соглашения об информационном взаимодействии контрольно-счетных органов муниципальных образований и Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – УФК по РБ). Соглашения предусматривают, что УФК по РБ предоставляет муниципальным контрольно-счетным органам информацию об операциях со средствами бюджета муниципального образования, в свою очередь контрольно-счетные органы направляют в УФК по РБ сведения о выявленных фактах нецелевого использования средств федерального бюджета. Реализация соглашений направлена на усиление системы финансового контроля в республике: сопоставление данных участников бюджетного процесса обеспечит единый подход к формированию объективных результатов анализа эффективности бюджетных расходов.

Взаимодействие с правоохранительными органами в целях выявления и пресечения коррупционных проявлений является отдельным направлением деятельности муниципальных контрольно-счетных органов в сфере противодействия коррупции. Взаимодействие повышает всесторонность анализа деятельности объектов контроля и обеспечивает применение к нарушителям финансово-бюджетного законодательства соответствующих мер реагирования.

Муниципальные контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о деятельности, размещают на официальных сайтах и опубликовывают в официальных изданиях или других СМИ информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

Во исполнение одного из основных принципов внешнего финансового контроля, гласности, в целях информирования населения о деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и повышения доверия граждан к органам местного самоуправления, проводится работа по информационному присутствию в медиапространстве (Ревизионная комиссия городского округа город город Уфа Республики Башкортостан http://www.gorsovet-ufa.ru/ufakso/; Контрольно-счетная палата городского округа город Агидель https://agidel.bashkortostan.ru/activity/11080/;  Контрольно-счетная палата городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан http://sovetneftekamsk.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан http://www.ksp-okt.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Салават Республики Башкортостан http://salavatsovet.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан http://sovet.sterlitamakadm.ru/ksp/).

С учетом целей, тактических задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан, деятельность муниципальных контрольно-счетных органов будет сконцентрирована на реализации следующих актуальных направлений:

- изыскание источников увеличения доходного потенциала местных бюджетов;

- профилактика и предупреждение нарушений бюджетного законодательства;

- оценка качества администрирования доходов и управления задолженностью;

- контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, муниципального имущества, в т.ч. в ходе анализа реализаций муниципальных программ;

- контроль за качеством предоставления муниципальных услуг населению;

- мониторинг принятых решений по стабилизации экономической ситуации в муниципальных образованиях;

- содействие органам местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований в современных экономических условиях;

- ориентация проверок в сфере действия контрактной системы на оценку качества муниципального управления в сфере закупок;

- оценка формирования и исполнения муниципальных заданий и др.



Учредительная конференция по созданию СКСО РБ

 

Совет контрольно-счетных органов создан в Башкортостане. Объединив усилия специализированных структур, в республике рассчитывают повысить эффективность финансового контроля над расходованием государственных ресурсов.

Учредительная конференция, приуроченная к образованию Совета, прошла 5 апреля 2012 года в Уфе с участием помощника председателя Счетной палаты России Николая Столярова, председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константина Толкачева и председателя Контрольно-счетной палаты РБ Салавата Харасова.

— Нет сегодня более важной задачи, чем повышение эффективности управления бюджетными ресурсами. И в этом отношении исключительную роль играют контрольно-счетные органы, — заявил Николай Столяров.

Решение руководства республики об их объединении в единый союз он назвал «поистине историческим», отметив, что ранее подобные Советы были созданы в 32 субъектах Российской Федерации и «показали исключительную эффективность»:

— Синергетический эффект больше, чем сумма результатов отдельных контрольно-счетных органов. Совокупный результат очень высокий — это первое, и второе: сегодня мы стремимся к тому, чтобы мероприятия – экспертно-аналитические, контрольные — носили совместный характер, — отметил Николай Столяров.

При этом помощник председателя Счетной палаты РФ подчеркнул, что, учитывая объемы выявляемых каждым контролером финансовых нарушений, их нельзя назвать «нахлебниками» у государства.

— Бесконтрольность всегда ведет к произволу, а произвол к правонарушениям, — заявил Константин Толкачев. — Контроль и учет – необходимые условия для того, чтобы бюджетные средства дошли до своих адресатов и выполнили свое предназначение. Бюджет – не какая-то абстракция, это конкретный набор денег, который идет на реализацию конкретных задач, стоящих на тот или другой период перед нашим обществом.

А учитывая тот факт, что местные бюджеты в большинстве своем дотационные – по словам Николая Столярова, в масштабах страны финансово самодостаточными являются лишь 7,5 процента муниципалитетов — задача обеспечить максимально эффективное использование государственных средств особенно актуальна.

Совет возглавил Салават Харасов. Он же стал председателем его президиума, поручив членам последнего до 15 июня разработать план работы на ближайший период. Объектами проверок нового органа могут стать любые учреждения, предприятия, организации, где так или иначе используются бюджетные ресурсы. Результаты проведенной работы будут оглашаться на заседаниях Совета и в СМИ.