История СКСО

Развитие внешнего муниципального финансового
контроля в Республике Башкортостан

Создание и деятельность контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях Республики Башкортостан является основой развития института независимого внешнего финансового контроля, повышения эффективности использования бюджетных средств, муниципальной собственности, а также профилактики коррупционных проявлений.

Правовой статус создания и развития органов внешнего муниципального финансового контроля

Внесение изменений в 2011 году в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделил представительные органы муниципальных образований правом образовывать контрольно-счетные органы в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены бюджетные полномочия органов муниципального финансового контроля.

Федеральным законом от 07.02.2011№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определены статус, принципы деятельности, состав, структура, порядок деятельности и полномочия муниципальных органов финансового контроля.

В целях организации целостной системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 23.12.2005 № 259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» в части введения должностей муниципальной службы, замещаемых в контрольно-счетных органах муниципальных образований и в постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2009 № 135 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда в органах местного самоуправления в Республике Башкортостан», предусматривающие нормы оплаты труда сотрудников контрольно-счетных органов.

Решениями советов муниципальных образований Республики Башкортостан утверждены положения о контрольно-счетных органах. Отчет о деятельности органа внешнего финансового муниципального контроля ежегодно рассматривается представительным органом соответствующего муниципального образования.

Муниципальные контрольно-счетные органы Республики Башкортостан (далее – МКСО РБ) имеют статус постоянно действующих органов внешнего муниципального финансового контроля, являются органами местного самоуправления, обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно. Структура контрольно-счетных органов утверждается советами муниципальных образований. В состав палат входят председатель, аудиторы, инспектора, в отдельных МКСО РБ – заместитель председателя. Должность председателя относится к муниципальной должности в соответствии с законодательством. Срок полномочий председателя и аудитора составляет от четырех до пяти лет.

Должностные лица МКСО РБ кодексами Российской Федерации и Республики Башкортостан об административных правонарушениях с 2011 года наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях
по 31 составу.

Этапы формирования и развития системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан

Работа по созданию системы внешнего муниципального финансового контроля в Республике Башкортостан начата с 2010 года. Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан при поддержке Администрации Главы Республики Башкортостан и Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан сформированы и направлены в адрес председателей советов муниципальных образований рекомендации и проекты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля.

С 2011 года представительными органами отдельных городских округов внесены соответствующие изменения в уставы муниципальных образований, утверждены положения об органе внешнего финансового контроля, в бюджетах муниципальных образований утверждены объемы финансирования на содержание контрольно-счетных органов. В настоящее время в республике необходимая нормативно-правовая база для функционирования муниципальных контрольно-счетных палат создана.

Органы внешнего муниципального финансового контроля осуществляют свою деятельность в 6 городских округах: Уфа, Агидель, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Стерлитамак. По состоянию на 1 июня 2015 года численность сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов составляет 21 человек (Ревизионная комиссия городского округа город город Уфа Республики Башкортостан – 7; Контрольно-счетная палата городского округа город Агидель – 2; Контрольно-счетная палата городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан – 3; Контрольно-счетная палата городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан – 3; Контрольно-счетная палата городского округа город Салават Республики Башкортостан – 3; Контрольно-счетная палата городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан – 3).

В целях консолидации государственного и муниципального финансового контроля, обеспечения конструктивного сотрудничества и повышения эффективности финансового контроля в республике действует Совет контрольно-счетных органов Республики Башкортостан (далее – Совет КСО РБ). 5 апреля 2012 года состоялась учредительная Конференция по вопросу создания Совета КСО РБ с участием Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачева Константина Борисовича, представителей Администрации Главы Республики Башкортостан, Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, председателей муниципальных контрольно-счетных органов Республики Башкортостан (далее – МКСО РБ).

В ходе Конференции утверждено Положение о Совете КСО РБ, избраны председатель, состав Президиума и ответственный секретарь. Совет КСО РБ является добровольным объединением контрольно-счетных органов Республики Башкортостан.

Совет КСО РБ возглавляет Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Харасов Салават Фаттахович, в его состав вошли представители контрольно-счетных органов муниципальных образований, директор филиала ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» в Республике Башкортостан Байтимиров Рамиль Исмагилович.

В целях повышения эффективности внешнего финансового контроля подписано Соглашение о взаимодействии контрольно-счетных органов Республики Башкортостан.

В рамках деятельности Совета КСО РБ Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан оказывает органам муниципального финансового контроля организационную, правовую, методическую и информационную помощь. Руководители муниципальных контрольно-счетных органов регулярно принимают участие в совещаниях и семинарах по вопросам эффективности деятельности и развития системы внешнего финансового контроля, в заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан. Многостороннее сотрудничество содействует совершенствованию методического обеспечения деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и повышению квалификации их сотрудников, укреплению и развитию единой системы внешнего финансового контроля, обеспечению действенного контроля за использованием средств бюджетной системы.

Вопросы деятельности муниципальных контрольно-счетных органов регулярно рассматриваются на заседаниях Совета КСО РБ. Особое внимание в ходе обсуждения уделяется вопросам совершенствования деятельности муниципальных контрольно-счетных органов; организации совместных мероприятий; обеспечению качественной оценки реализации муниципальных программ и определения их соответствия долгосрочным целям социально-экономической политики региона и муниципалитетов; актуальным вопросам, возникающим при реализации полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля; внедрению новых методов и форм финансового контроля – аудита эффективности и стратегического аудита.

В рамках работы Совета КСО РБ филиалом ФБУ «Научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» в Республике Башкортостан обеспечивается научно-методическое сопровождение деятельности контрольно-счетных органов, организация курсов повышения квалификации контролеров, а также ежеквартальных семинаров-совещаний по актуальным направлениям финансового контроля. Данные мероприятия представляют особый профессиональный интерес по обмену опытом, практическому применению индивидуальных тематических подходов и наработок в проведении контрольных мероприятий.

7-9 сентября 2015 года сотрудники МКСО РБ прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы государственного (муниципального) финансового контроля», организованным филиалом. На семинаре особое внимание уделено изменениям в бюджетном и земельном законодательстве, системе государственных (муниципальных) закупок, вопросам проведения внешнего и внутреннего финансового контроля, эффективного использования государственных ресурсов, применения стандартов внешнего финансового контроля, классификатора нарушений.

Советом КСО РБ определены следующие основные задачи по дальнейшему развитию внешнего финансового контроля:

- внедрение в работу контрольно-счетных органов новых методов и типов финансового контроля, в т.ч. аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- усиление экспертно-аналитической и методической работы в целях выявления рисков и предупреждения нарушений, в т.ч. экспертизе муниципальных программ в условиях принятия антикризисных мер Правительством Республики Башкортостан и органами местного самоуправления;

- целенаправленная работа по совершенствованию кадрового состава и повышению квалификации сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов;

- обеспечение единообразия контрольной деятельности путем разработки единых контрольно-ревизионных стандартов и нормативов.

Контрольно-счетные органы городов Стерлитамак и Октябрьский с 2012 года, являются членами Союза муниципальных контрольно-счетных органов, созданного в 2002 году с целью объединения усилий муниципальных контрольно-счетных органов на решении задач социально-экономического развития муниципальных образований, повышении эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований.

Муниципальные контрольно-счетные органы республики активно развивают межрегиональные связи. В августе 2014 года МКСО РБ приняли участие в совещании руководителей контрольно-счетных органов Челябинской области и Республики Башкортостан по теме: «Практика организации и осуществления внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля), механизма предотвращения бюджетных потерь в Республике Башкортостан и Челябинской области» и в июне 2015 года – в ежегодном Общем собрании Союза МКСО, где обсудили задачи органов внешнего муниципального финансового контроля по предотвращению и профилактике неэффективного использования муниципальных финансов и предотвращению нарушений бюджетного законодательства.

За вклад в развитие внешнего муниципального финансового контроля председатели контрольно-счетных органов городских округов г. Уфа (Порсева О.В.), г. Стерлитамак (Сафронов Л.В.), г. Октябрьский (Черепанова К.А.) в 2014 году награждены медалью Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Основные итоги деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Республики Башкортостан

МКСО РБ осуществляют свою деятельность в соответствии с годовыми планами работ. Обязательному включению в планы подлежат поручения советов муниципальных образований. При формировании планов особое внимание уделяется вопросам, определенным в Посланиях Главы Республики Башкортостан Рустэма Закиевича Хамитова Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан, направленным на улучшение качества жизни людей, на оптимизацию бюджетных расходов, обеспечение полноты поступления доходов, эффективное использование муниципальной собственности, а также задачам, определенным для контрольно-счетных органов Председателем Счетной палаты Российской Федерации Татьяной Алексеевной Голиковой.

Контрольные полномочия органов внешнего муниципального финансового контроля распространяются на все муниципальные органы, учреждения и унитарные предприятия муниципальных образований, а также иные организации, если они используют бюджетные средства и имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Методологической основой организации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, являются стандарты, определяющие обязательные требования к осуществлению контрольной и экспертно-аналитической деятельности. В развитие стандартов разрабатываются методические рекомендации, которые содержат описание рекомендуемых для выполнения способов реализации стандартов и иных нормативных документов. В настоящее время МКСО РБ разработаны и используются в работе 42 стандарта внешнего муниципального контроля.

В числе основных направлений деятельности МКСО РБ можно выделить следующие:

- контроль за исполнением местного бюджета;

- экспертиза проектов местного бюджета;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

- анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование и др.

Информация о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направляется в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

За 2014 год, 6 месяцев 2015 года МКСО РБ проведено 277 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Общий объем нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий составил 6,5 млрд. рублей. Предотвращено нарушений бюджетного законодательства на сумму более 4,8 млрд. рублей. Устранены нарушения и восстановлены денежные средства и материальные ценности, а также возмещено ущерба вследствие неэффективного использования государственной и муниципальной собственности в сумме 38,7 млн. рублей, к дисциплинарной ответственности привлечены 32 должностных лица.

По результатам контрольных мероприятий в проверенные организации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальным образованиям Республики Башкортостан или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений направлено 71 представление и предписание.

Важнейшим направлением экспертно-аналитической работы муниципальных контрольно-счетных органов является проведение предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, проектов решений, направляемых в советы по вопросам, относящимся к исполнению бюджета.

В рамках предварительного контроля готовятся заключения о результатах экспертизы проектов решений о бюджетах муниципальных образований и внесения изменений в них, итоги которых направляются в представительный орган муниципального образования.

В ходе последующего контроля исполнения местных бюджетов ежеквартально осуществляется анализ фактических показателей доходов и расходов бюджета в сравнении с показателями, утвержденными в решении о бюджете на очередной финансовый год, а также дается оценка исполнения муниципальных программ городского округа.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодно проводятся внешние проверки отчетов об исполнении местных бюджетов с учетом данных внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. По результатам внешних проверок направляются представления с предложениями об усилении контроля за полным и достоверным составлением и представлением бюджетной отчетности; выполнением мероприятий по осуществлению внутреннего контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур; по подготовке и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Новым видом экспертно-аналитической деятельности в 2014 году стала экспертиза проектов решений по принимаемым муниципальным программам и внесении изменений в них, что позволяет на стадии формирования проектов муниципальных правовых актов корректировать их с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности. За 2014 год и 6 месяцев 2015 года МКСО РБ проведена финансово-экономическая экспертиза 84 проектов муниципальных программ.

От конструктивного делового взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов и органов местного самоуправления зависит эффективность управления общественными ресурсами и, в конечном итоге, финансовая стабильность муниципального образования. За 2014 год и 6 месяцев 2015 года по предложениям МКСО РБ приняты и внесены изменения в 27 муниципальных нормативных правовых актов.

Начиная с 2013 года МКСО РБ проведены совместные с Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проверки целевого и эффективного использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных образований, выделенных на переселение граждан из аварийного жилья и капитальный ремонт многоквартирных домов в отдельных муниципальных образованиях Республики Башкортостан; проверки исполнения местных бюджетов в городских округах г. Октябрьский и г. Нефтекамск; законности, результативности, целевого использования бюджетных средств и средств Фонда обязательного медицинского страхования, а также государственной (муниципальной) собственности МБУЗ Станция скорой медицинской помощи городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. В 2015 году начато проведение совместного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство, капитальный ремонт и содержание мостов, организацию понтонных и паромных переправ в республике.

Планирование деятельности контрольно-счетных органов с участием депутатского корпуса, проведение совместных мероприятий, рассмотрение отчетов о результатах проверок на заседаниях представительных органов и их комиссиях позволяет повысить результативность контрольных мероприятий и принимаемых решений по обсуждаемым вопросам.

Начиная с 2015 года, введена практика рассмотрения материалов контрольных мероприятий на заседаниях профильных комиссий советов муниципальных образований. По результатам контрольных мероприятий администрациями муниципальных образований проводятся совместные с контрольно-счетными органами совещания для обсуждения итогов проверок и принятию мер по устранению недостатков, привлечению к ответственности виновных лиц.

В июле 2014 года подписаны соглашения об информационном взаимодействии контрольно-счетных органов муниципальных образований и Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – УФК по РБ). Соглашения предусматривают, что УФК по РБ предоставляет муниципальным контрольно-счетным органам информацию об операциях со средствами бюджета муниципального образования, в свою очередь контрольно-счетные органы направляют в УФК по РБ сведения о выявленных фактах нецелевого использования средств федерального бюджета. Реализация соглашений направлена на усиление системы финансового контроля в республике: сопоставление данных участников бюджетного процесса обеспечит единый подход к формированию объективных результатов анализа эффективности бюджетных расходов.

Взаимодействие с правоохранительными органами в целях выявления и пресечения коррупционных проявлений является отдельным направлением деятельности муниципальных контрольно-счетных органов в сфере противодействия коррупции. Взаимодействие повышает всесторонность анализа деятельности объектов контроля и обеспечивает применение к нарушителям финансово-бюджетного законодательства соответствующих мер реагирования. За 2014 год и 6 месяцев 2015 года в правоохранительные органы направлен 91 материал по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Муниципальные контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о деятельности, размещают на официальных сайтах и опубликовывают в официальных изданиях или других СМИ информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

Во исполнение одного из основных принципов внешнего финансового контроля, гласности, в целях информирования населения о деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и повышения доверия граждан к органам местного самоуправления, проводится работа по информационному присутствию в медиапространстве (Ревизионная комиссия городского округа город город Уфа Республики Башкортостан http://www.gorsovet-ufa.ru/ufakso/; Контрольно-счетная палата городского округа город Агидель http://adm-agidel.info/; Контрольно-счетная палата городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан http://sovetneftekamsk.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан http://www.ksp-okt.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Салават Республики Башкортостан http://salavatsovet.ru/; Контрольно-счетная палата городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан http://sovet.sterlitamakadm.ru/ksp/).

С учетом целей, тактических задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан, определенных Главой Республики Башкортостан на ближайшую перспективу, деятельность муниципальных контрольно-счетных органов будет сконцентрирована на реализации следующих актуальных направлений:

- изыскание источников увеличения доходного потенциала местных бюджетов;

- профилактика и предупреждение нарушений бюджетного законодательства;

- оценка качества администрирования доходов и управления задолженностью;

- контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, муниципального имущества, в т.ч. в ходе анализа реализаций муниципальных программ;

- контроль за качеством предоставления муниципальных услуг населению;

- мониторинг принятых решений по стабилизации экономической ситуации в муниципальных образованиях;

- содействие органам местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований в современных экономических условиях;

- ориентация проверок в сфере действия контрактной системы на оценку качества муниципального управления в сфере закупок;

- оценка формирования и исполнения муниципальных заданий и др.



Учредительная конференция по созданию СКСО РБ

 

Совет контрольно-счетных органов создан в Башкортостане. Объединив усилия специализированных структур, в республике рассчитывают повысить эффективность финансового контроля над расходованием государственных ресурсов.

Учредительная конференция, приуроченная к образованию Совета, прошла 5 апреля 2012 года в Уфе с участием помощника председателя Счетной палаты России Николая Столярова, председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константина Толкачева и председателя Контрольно-счетной палаты РБ Салавата Харасова.

— Нет сегодня более важной задачи, чем повышение эффективности управления бюджетными ресурсами. И в этом отношении исключительную роль играют контрольно-счетные органы, — заявил Николай Столяров.

Решение руководства республики об их объединении в единый союз он назвал «поистине историческим», отметив, что ранее подобные Советы были созданы в 32 субъектах Российской Федерации и «показали исключительную эффективность»:

— Синергетический эффект больше, чем сумма результатов отдельных контрольно-счетных органов. Совокупный результат очень высокий — это первое, и второе: сегодня мы стремимся к тому, чтобы мероприятия – экспертно-аналитические, контрольные — носили совместный характер, — отметил Николай Столяров.

При этом помощник председателя Счетной палаты РФ подчеркнул, что, учитывая объемы выявляемых каждым контролером финансовых нарушений, их нельзя назвать «нахлебниками» у государства.

— Бесконтрольность всегда ведет к произволу, а произвол к правонарушениям, — заявил Константин Толкачев. — Контроль и учет – необходимые условия для того, чтобы бюджетные средства дошли до своих адресатов и выполнили свое предназначение. Бюджет – не какая-то абстракция, это конкретный набор денег, который идет на реализацию конкретных задач, стоящих на тот или другой период перед нашим обществом.

А учитывая тот факт, что местные бюджеты в большинстве своем дотационные – по словам Николая Столярова, в масштабах страны финансово самодостаточными являются лишь 7,5 процента муниципалитетов — задача обеспечить максимально эффективное использование государственных средств особенно актуальна.

Совет возглавил Салават Харасов. Он же стал председателем его президиума, поручив членам последнего до 15 июня разработать план работы на ближайший период. Объектами проверок нового органа могут стать любые учреждения, предприятия, организации, где так или иначе используются бюджетные ресурсы. Результаты проведенной работы будут оглашаться на заседаниях Совета и в СМИ.