Шестой пакет санкций Евросоюза нанесет значительный ущерб экономике стран ЕС. Наши же потери – под вопросом.
Глава Евросовета Шарль Мишель заявил о согласовании шестого пакета антироссийских санкций, в который входит частичное эмбарго на импорт нефти. Как ожидается, новые ограничения затронут более двух третьих импорта черного золота из России. Многие аналитики считают, что эмбарго обернется катастрофой для экономики Европы. В то время, как доходы России существенно не пострадают. Почему?
Пакет санкций оказался «дырявым»
Во-первых, санкции не распространяются на поставки нефти в страны, не входящие в Евросоюз. Во-вторых, эмбарго не затронет Венгрию и Болгарию, они добились эксклюзивного права на осуществление поставок углеводородов из РФ. В-третьих, выяснилась интересная особенность нового пакета санкций: эмбарго не будет распространяться на поставки нефти по южной ветке трубопровода «Дружба».
То есть, базу основных потребителей по трубопроводу россияне сохранили. А, кроме того, постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что наша страна найдет новых импортеров своей нефти.
Постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.
Он отметил, что решение ЕС хорошо для России еще и тем, что потеря доходов от нефтяного эмбарго и необходимости сокращать добычу будет меньше. А вот сам Евросоюз стоит на пороге самого большого энергетического кризиса в своей истории.
Дешевой французской атомной энергии в этом году не будет, от угля ЕС отказывается, а идея застроить весь север Германии ветряками пока не выглядит реалистичной.
Растёт в цене даже биотопливо, и есть большие сомнения, успеют ли те же немцы заполнить к зиме все газовые хранилища, ведь поставки сократились, а потребление выросло.
«Решение Брюсселя не является чем-то критичным»
В Госдуме согласны, что потери России от эмбарго на нефть будут минимальными. Как считает депутат Олег Морозов, «у российской нефти есть потребитель в мире».
— Россия была готова к решению об эмбарго, велись работы по диверсификации рынков сбыта. Общий объем добываемой нефти в мире быстро увеличить невозможно. Европу ждут непростые времена, — заключил он.
Депутат ГД РФ Олег Морозов.
Политолог Малек Дудаков также считает, что шестой пакет санкций в его нынешнем виде станет «самострелом в ногу» для ЕС:
— Для Москвы в нынешних условиях решение Брюсселя не является чем-то критичным. Поставки русской нефти в другие регионы мира стремительно растут.
Сейчас 79 миллионов баррелей нефти из России идут по морю танкерами. Крупнейшими потребителями остаются Китай и Индия.
Доходы России от продажи углеводородов за первый квартал 2022 стали рекордными, приблизившись к 80 миллиардам долларов, — напомнил эксперт.
Украинский оппозиционный политик и блогер Анатолий Шарий, также критически отозвался о санкционном пакете:
— Санкции будут касаться нефти в танкерах, это не проблема – продолжится переклеивание этикеток в море. А по трубопроводу как покупали – так и будут покупать. Все понимают, что происходит, но у всех лица такие серьезные, как будто они реально ударили по российской нефти, – отмечает Шарий.
Блогер Анатолий Шарий.
Своего рода подтверждением слов украинского политика стало заявление правительства Японии о поддержке решения стран ЕС о введении частичного эмбарго на импорт российской нефти. При этом генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно отметил, что его страна не намерена выходить из нефтегазового проекта «Сахалин-2», даже если от нее будут требовать пойти на такой шаг.
Россия потеряет $22 млрд…Или — наоборот
При этом, по оценкам финансовых аналитиков Bloomberg, Россия может теоретически недополучить до 22 миллиардов долларов от шестого пакета санкций.
В частности, 12 миллиардов – от прекращения поставок через северную ветку нефтепровода «Дружба» в Польшу и Германию. И еще $10 млрд от запрета на морской экспорт, на который приходится 75% от всего экспорта российской нефти.
Впрочем, сложно сейчас считать потери России из-за того, что цены на нефть растут. Прогноз Bloomberg основан на средней цене на российскую нефть марки Urals $85 за баррель. Но согласование шестого пакета санкций уже привело к очередному скачку – стоимость поднялась выше $120 за баррель.
Из-за роста цен на нефть, россиянам надо, скорее, радоваться западным санкциям — с ними наполнение бюджета страны идет опережающими темпами.
То есть, Россия может получить дополнительно на росте цен, ту же сумму (до $24 млрд.) что «съедят» санкции: скажем, в 2021-м мы поставляли в день около 720 тыс.
баррелей сырой нефти только на европейские НПЗ по магистральному трубопроводу, и еще 1,57 млн баррелей в день — из балтийских, черноморских и арктических портов. Но рост цен затронет не только нефть, идущую в Европу.
Поэтому, в итоге, Россия может оказаться даже в серьезном плюсе из-за введенных санкций.
С этим согласен вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек, курирующий энергетику. По его словам, «эмбарго на поставки российской нефти, которое ввели США, уже вызвало рост цены»:
— Это привело к тому, что Россия, продавая Западу физически меньше нефти, финансовых доходов получает больше за меньшие объемы продажи. Это, конечно, проблема, и нам нужно найти решение, в противном случае мы уничтожаем правой рукой то, что создаем левой, и наоборот, – сказал Хабек.
Вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек.
У России же сохраняются и нефтяные, и денежные потоки за счет увеличения поставок в Индию и в целом в Южную и Юго-Восточную Азию. Обсуждаются контракты с Индонезией, основным приобретателем остается Китай. В сложившихся условиях покупать именно российскую нефть становится еще и выгодно. А вот тем, кто ее блокирует, по прогнозам, грозит дефицит и резкое подорожание.
Бить врага его же оружием
Кстати, в тот же день, когда в ЕС согласовали шестой пакет санкций, вице-президент компании «Лукойл» Леонид Федун выступил с заявлением о том, что Россия добывает слишком много нефти, складируя, по сути, лишние доллары в резервы. Он предлагает, добывать вместо 10 миллионов баррелей в день 7-8 миллионов. А за счет того, что при таком сокращении поставок снизится «геополитический» ценовой дисконт, мы только выиграем в суммарной выручке.
Безусловно, предварительно необходимо взвесить: не отдадим ли мы свою долю на рынке прочим производителям и как ее быстро восстановить, если такая необходимость появится.
Удастся ли законсервировать часть скважин без риска частичной потери производительности, и т.д.
Но сама по себе логика подобных действий может привести к еще большему росту цен на нефтепродукты, и настоящей катастрофе в экономике стран, ведущих с нами экономическую войну.
Вице-президент компании «Лукойл» Леонид Федун.
Ведь как показала практика, любые ограничительные меры Запада, направленные на сокращение российских поставок, оборачиваются скачком цен. Так почему же нам самим не использовать данный механизм в качестве ответной меры?
Безрезультативными остаются и попытки США подвести Россию к техническому дефолту. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в случае закрытия западной банковской инфраструктуры для проведения валютных платежей, Россия будет платить своим иностранным кредиторам в рублях. При этом никакого дефолта Россия объявлять не планирует.
Александр Пылев
Нефтяное эмбарго. Последствия для России и Евросоюза. Часть 1
На своем очередном заседании 10 мая Евросоюз надеется одобрить шестой пакет санкций против России. В числе прочих, включая полное отключение от SWIFT некоторых банков, в том числе и Сбера, планируется внести полный запрет на ввоз российской нефти в страны ЕС к концу 2022 года.
https://www.youtube.com/watch?v=SIsqCwhlZZ4\u0026pp=ygVu0KfQtdC8INCz0YDQvtC30LjRgiDQtNC70Y8g0KDQvtGB0YHQuNC4INC90LXRhNGC0Y_QvdC-0LUg0Y3QvNCx0LDRgNCz0L4g0YHQviDRgdGC0L7RgNC-0L3RiyDQldCy0YDQvtGB0L7RjtC30LA%3D
Решение о принятии нефтяного эмбарго – довольно болезненный шаг для Евросоюза, так как примерно четверть импортируемой сырой нефти поступает в Европу именно из нашей страны. Но и для самой России введение нефтяного эмбарго может принести очень серьёзные и далеко идущие последствия.
Зависимость Евросоюза от российской нефти
Еще в начале военной операции США с лёгкостью ввели нефтегазовое эмбарго. И это неудивительно, ведь российская нефть совершенно не делала погоды экономике США, так как доля ее составляла всего 3% от всего импорта нефти (Подробнее ➤).
А вот для Европы введение подобного эмбарго было довольно болезненным шагом, ведь она гораздо сильнее зависит от российской нефти.
Так, в 2021 году на долю России приходилось в среднем около 25% нефти и нефтепродуктов, ввозимых в страны ЕС.
В последние годы Евросоюз пытался постепенно ослабить свою зависимость от России, поэтому доля импорта российской нефти немного снизилась по сравнению с 2018 годом, когда она составляла 31%, но все же она до сих пор оставалась довольно значительной.
Самыми зависимыми от российской нефти, как видим из представленной инфографики (Подробнее ➤), оставались Словакия (78,4%), Литва (68,8%), Польша (67,5%), Финляндия (66,8%) и Венгрия (44,6%).
В количественном выражении больше всех из стран ЕС российскую нефть покупали Германия, Нидерланды и Польша, которые расположены на пути основного экспорта российской нефти в Европу – северного маршрута нефтепровода «Дружба».
Подробнее ➤
Кто из стран ЕС готов отказаться от нефти из России, а кто выступает против. Какой ущерб понесут страны ЕС от такого отказа
Первой об отказе от российской нефти в Европе заявила Великобритания, которая зависит от импорта нашей нефти меньше всего. О своей готовности отказаться от российской нефти примерно тогда же заявили Бельгия, Эстония, Финляндия, Франция, Нидерланды и другие страны ЕС.
Против нефтяного эмбарго до настоящего времени выступали страны, не входящие в НАТО: Германия, Австрия, Венгрия, а также самая зависимая от российской нефти Словакия. Но постепенно и их позиция начинает меняться.
В частности, 28 апреля вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек сделал заявление, что они больше не будут возражать против запрета Евросоюза на российскую нефть (Подробнее ➤).
Австрия, как страна, импортирующая всего 7,8% российской нефти, и вовсе с лёгкостью отказалась от поставок из России (https://tass.ru/ekonomika/14434579).
Венгрия пока выступает против нефтяного эмбарго, но уже смягчила позицию, заявив, что в ближайшее время рассмотрит альтернативы замещения российского сырья.
Европейцы осознают, что нефтегазовое эмбарго нанесет определенный ущерб экономикам стран ЕС. В частности, министр экономики Германии Роберт Хабек предупреждает о возможных срывах поставок и росте цен, но одновременно он признает, что «это не означает, что мы окажемся в условиях нефтяного кризиса» (https://tass.ru/ekonomika/14533641).
Многие экономисты отмечают, что нефтегазовое эмбарго приведет к замедлению роста экономики в Европе. Так, Международный валютный фонд уже понизил свой прогноз роста еврозоны в этом году до 2,8 с 3,9%. А по подсчётам немецких экономистов, потери Германии от отказа от российской нефти составят от 0,3 до 3% ВВП, однако, по их мнению, это снижение будет ниже экономических потерь от ковида.
Так или иначе, намерения Евросоюза по введению нефтяного эмбарго звучат с каждым днём все решительнее. При этом не исключено, что Еврокомиссия при принятии подобного решения может пойти на определенные послабления для некоторых стран Еврозоны, в честности освободить Венгрию, а также Словакию от эмбарго на покупку российской нефти, учитывая зависимость этих двух стран от поставок из России.
- Дорогие читатели, к сожалению, у меня не получилось раскрыть данную тему в одной публикации, так как хочется максимально ёмко и доступно донести информацию до вас. Поэтому продолжение следует…
- Завтра поговорим о том, какую зависимость имеет Россия от экспорта нефти в ЕС, сколько денег может потерять наша страна от такого запрета и как нефтяное эмбарго может повлиять на нашу экономику и на жизнь простых российских граждан.
- Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
- Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
- Любая оценка для меня важна!
«Неожиданный эффект»: Россия не потеряет в деньгах от нефтяного эмбарго ЕС
Европе и США невыгоден дефицит нефти из-за антироссийских санкций, поэтому РФ может компенсировать потери от эмбарго, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Ранее в Евросоюзе заявили, что согласовали эмбарго на поставки двух третей российской нефти в числе мер, которые могут быть утверждены в рамках шестого пакета санкций.
«Если Россия сократит экспорт и добычу, дефицит усугубится и вырастут цены на абсолютно всю нефть, российского и нероссийского происхождения. Это очень негативно и для Европы, и для США. Более того, в последние недели министр финансов США говорила, что европейцы должны принять санкции так, чтобы это не усугубило дефицит, то есть, чтобы Россия не уменьшила экспорт. Сейчас рекордная инфляция и в США, и в Германии. С точки зрения экономики, европейцы сами довольно сильно страдают», — сказал Юшков.
Он также рассказал о «неожиданном эффекте» от эмбарго.
«Тут возможен неожиданный эффект, о котором европейцы в последнее время говорят. Если Европа или США вводят санкции против российской нефти, и РФ сокращает экспорт, вроде как добились цели. Но их цель не в том, чтобы Россия сократила экспорт, а в том, чтобы она денег не получала от нефтяной индустрии. А получается: мы экспорт сократили, дефицит на мировом рынке усугубился, и мы практически компенсировали то, что недополучили, за счет подорожания оставшихся объемов продаж. В итоге, Россия, сколько получала, столько и продолжает получать. И сейчас никто не может сказать, позволят ли эти санкции лишить Россию денег, а не экспорта, потому что непонятно, сколько будет стоить нефть», — разъяснил аналитик.
По словам Юшкова запрета на перевозку российской нефти в санкционном пакете нет, поэтому может произойти уход России с европейских на азиатские рынки.
«Мы видим, что нет запрета на перевозку российской нефти, а также страхование перевозок и сделок по ее покупке. При этом такой запрет был в первоначальной версии шестого санкционного пакета. Это значит, что европейцы разрешают, и им это даже выгодно, чтобы российская нефть, которая шла на европейский рынок, уходила на азиатские рынки, чтобы Россия поменялась рынками сбыта с производителями из Ближнего Востока и Африки, – они пришли в Европу, мы ушли в Азию, а в итоге Россия экспортировала столько же, сколько сейчас, чтобы не усугубился дефицит на мировом рынке», — отметил эксперт.
При этом он указал на главные эффекты от нефтяного эмбарго.
«Сейчас еще рано оценивать, пострадает Россия или нет, но частично мы компенсируем недополученную выгоду. Главным эффектом будет перестроение рынков и подорожание. Конечный потребитель будет платить больше, разгоняя инфляцию, и это может привести к рецессии. Это не только из-за антироссийских санкций, но они усугубляют энергокризис, появившийся еще в 2021 году, когда росли цены на нефть, газ и уголь. Сейчас можно с уверенностью говорить, что мы будем все больше ходить на азиатские рынки: это Индия, Китай, Юго-Восточная Азия. Российскую нефть перевозить не запрещено. Например, в Индию за первый квартал мы поставили больше нефти, чем за весь предыдущий год», — заключил собеседник «Радиоточки НСН».
Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен накануне заявила, что, благодаря нефтяному эмбарго, поставки российской нефти в Европу к концу года сократятся на 90%.
Внеочередной саммит ЕС проходит 30-31 мая в Брюсселе. Как ожидается, в его ходе может быть принят шестой пакет антироссийских санкций.
Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram
ТЕГИ:ЕвросоюзСанкции Против РоссииНефть
Получайте свежие материалы на почту
Информационное агентство «Национальная Служба Новостей (НСН)»: свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-53714 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 апреля 2013 года.© 2023 ООО «НСН»ЗАО «Мультимедиа Холдинг», все права защищеныПравила перепечаткиДля лиц старше 12 лет
Сделано в Charmer
Эксперт оценил последствия нефтяного эмбарго для произраильской коалиции
МОСКВА, 18 окт — ПРАЙМ. Потенциальное эмбарго на поставки нефти Израилю со стороны стран Ближнего Востока может затронуть всю произраильскую коалицию, включая США и Евросоюз, и приведет к коллапсу экономики западных стран, заявил РИА Новости управляющий директор компании ООО «Русэнергопроект» Максим Канищев.
Ранее в среду глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан призвал ввести эмбарго на поставки нефти Израилю, а также провести суд над Тель-Авивом за его «военные преступления» против палестинского народа в секторе Газа.
«Потенциально эмбарго может распространиться на всю про-израильскую коалицию, включая США и страны Евросоюза.
В 1973 году, в похожей ситуации, в ходе войны Израиля с Сирией и Египтом, все арабские страны — производители нефти, в том числе Ирак, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Ливия и ОАЭ, ввели эмбарго на поставку нефти странам, поддержавшим Израиль, в том числе США, Великобритании и Канаде. Результатом этого стал четырехкратный рост стоимости нефти и крупнейший энергетический кризис», — прокомментировал Канищев.
По словам эксперта, чтобы решить проблему с выпадением поставок нефти Ближнего Востока, США будут наращивать добычу внутри и, скорее всего, временно снимут санкции с Венесуэлы, чтобы обеспечить себя «черным золотом».
Евросоюз, в свою очередь будет просить своих основных текущих поставщиков, Норвегию и Казахстан, нарастить поставки.
Возможно, считает Канищев, речь зайдет об ослаблениях санкций для российской нефти, но останется вопрос, согласится ли Россия компенсировать поставки Ближнего Востока.
«Однако, это не поможет исправить ситуацию сразу. Нарастить добычу мгновенно невозможно – это вопрос, в лучшем случае, месяцев. Нефтяной голод на такой период приведёт к коллапсу экономики как ЕС, так и США.
Остановятся предприятия, коммерческие перевозки, авиатранспорт. Инфляция побьёт многомесячные рекорды.
Обслуживание госдолга США станет для них не просто самой большой строчкой в расходах страны, а катастрофической ямой», — добавил Канищев.
Эксперт отметил, что в ситуации эмбарго мировые цены на нефть могут разогнаться до 400 долларов за баррель. При этом, заключил он: «Каждая угроза даже без реализации толкает цены на нефть вверх».
После призывов Ирана к нефтяному эмбарго цены на Brent росли почти на 3%, превышая 92 доллара за баррель. По состоянию на 16.
30 мск котировки демонстрируют рост на 1,4%, держатся около 91,2 доллара за баррель.
Эмбарго со стороны ЕС и США может разрушить нашу страну? — Аргументы Недели
Аргументы Недели → Мнение 13+
6 мая 2021, 07:50 Александр Крохмаль, Журналист
Владимир Астапкович / РИА Новости
Введение эмбарго против России со стороны США – вполне возможное явление, которое не стоит списывать со счетов. Аналитики считают, что оно может быть куда страшнее, чем планируемое отключение от системы платежей SWIFT или блокирование счетов олигархов на территориях ЕС и Соединённых Штатов.
В случае полномасштабного вторжения России в Украину, не исключён тот факт, что администрация Байдена запустит против нашей страны сразу все имеющиеся «планы Икс». Поэтому эксперты надеются, что ничего подобного в ближайшем будущем не случится. Но всё-таки стоит упомянуть, чем именно может грозить для РФ полноценное эмбарго.
Ведь в 2014-2015 годах тоже был велик шанс, что власти США решатся на эту операцию.
Сразу стоит сказать, что если это всё-таки произойдёт, сырьевую экономику России ждут тяжёлые времена. Введение эмбарго сразу же вызовет небывалые скачки стоимости нефти. Это явление может помочь Соединённым Штатам резко нарастить нефтяной экспорт. К тому же нефтяная промышленность США развивается уже давно.
В последние два года там были введены в строй 4 миллионов бд экспортных мощностей. Более того, речь идёт не только о нефти, но и о газовой промышленности. В EIA полагают, что экспорт сжиженного природного газа из США в среднем в 2021 году составит примерно 8 с половиной миллиардов кубических футов в сутки. В 2022-м – уже 9.2 миллиардов кубов газа.
На пределе уже существующих мощностей США способны отправить на экспорт больше 100 миллиардов кубических футов за год.
Промышленные взлёты и способности США заменить российский газ на рынке ЕС придали европейским представителям немало смелости. Европарламент уже спокойно угрожает России отказом от экспорта углеводородов. В случае реализации такой программы, отечественная сырьевая экономика будет в буквальном смысле «смята».
Отключение от SWIFT даже покажется чем-то незначительным. Это будет жестокий удар по экономике, по доходам бюджета, по деньгам олигархов и населения. Государство в принципе не сможет обеспечить всё потерянное магнатам. Обнищание населения продолжится с удвоенными темпами. Плюс ко всему, может исчезнуть средний класс.
Говорить о политических последствиях даже не приходится. Однако всё это далеко не стопроцентная информация. Всё может пойти совершенно по-другому, если правительство РФ задумает сотрудничество с противниками эмбарго.
К тому же у нашей страны вполне дружественные отношения с Саудовской Аравией, считающейся по праву настоящей нефтяной империей.
Отказ США и Европы от российских углеводородов может укрепить сотрудничество РФ с Китаем. Конечно, это пройдёт не без потерь, особенно в самом начале. Но при этом, такой поворот событий вполне возможен.
Аналитики считают, что в этом случае, Россия «резко повернёт на восток». Союз РФ и Китая и так пугает большую часть стран мира. Едва ли это будет нужно для Евросоюза и правительства Байдена.
Поэтому вопросы о введении эмбарго скорее всего вызовут бурную критику в тех же Соединённых Штатах или, как минимум, в нескольких европейских странах.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
В ес рассказали, чем грозит эмбарго на экспорт нефти из россии
В Европе продолжают размышлять о последствиях запрета на импорт нефти из России. Испанская газета El Pais рассказала со ссылкой на дипломатический источник о сомнениях на этот счёт.
Ранее власти ряда государств Евросоюза, в том числе Франции, заявили о возможности нефтяного эмбарго. Правда подчёркивается, что решение об этом должно приниматься на уровне всего ЕС.
По мнению источника испанского издания, эмбарго может иметь эффект бумеранга на мировом рынке нефти. А это в конечном итоге привело бы к тому, что Евросоюз станет беднее, а Россия обогатится.
Дело в том, что РФ может переориентировать экспорт нефти в другие страны, Юго-Восточной Азии, например. А недостаток предложения спровоцировал бы рост цен на рынке. В то же время Евросоюзу пришлось бы платить больше за поставки нефти из других источников.
Помимо этого, в Брюсселе не знают, как отреагирует Россия на эмбарго. Есть опасения, например, что в ответ Москва может перекрыть поставки природного газа. А это 40% от импорта газа в Евросоюз. Напомним, в странах ЕС заявляют о планах отказаться от импорта газа из России, но не сейчас и даже не в ближайшие годы.
Потому в Евросоюзе сейчас рассуждают о том, какие ограничительные меры можно было бы ввести. В частности, рассматриваются частичное нефтяное эмбарго, пошлины на российскую нефть или создание специального траста.
Последнее подразумевает специальный счёт, куда перечислялись бы средства за поставки нефти. Но у России к нему доступа не будет до окончания спецоперации на Украине.
Правда вовсе не факт, что Россия будет готова поставлять нефть на таком условии.
Ещё надежды возлагаются на возобновление соглашения по ядерной сделке с Ираном. В таком случае иранская нефть могла бы заменить российскую. Но не полностью, частично. И пока это гипотетические рассуждения, пока не понятно, когда эта сделка может быть заключена.
Отметим, что западные нефтяные компании вовсю ищут способы, как обойти ограничения на торговлю российской нефтью, которые они сами же и провозгласили.
Например, компания Shell смешивает российскую нефть с другими сортами. Подобная смесь получила название «латвийской», поскольку происходит это действо в латвийском порту Вентспилс.
И такая смесь уже не считается российской по происхождению.
Можно предполагать, что и другие компании прибегают к похожим методам. И это не единственный способ обойти ограничения, о которых тем более наверняка известно властям западных государств. Они предпочитают делать вид, что ничего не знают.
Как Россия пострадает от эмбарго на нефтепродукты — Объясняет Топливный союз
7 февраля 2023, 12:50 — Общественная служба новостей — ОСН
С прошлого воскресенья в силу вступило эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Европейский союз. На российский бензин, дизель и прочие продукты нефтепереработки приходилось 40% от всего импорта в ЕС и столько же — от экспорта из РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=SIsqCwhlZZ4\u0026pp=YAHIAQE%3D
При этом эмбарго не распространяется на нефтепродукты, изготовленные из российского нефтяного сырья в других странах.
Куда Россия будет поставлять свои нефтепродукты после введения эмбарго, как изменятся уровни добычи и переработки нефти, а также подорожает ли бензин на внутреннем рынке, в разговоре с Общественной службой новостей рассказал руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
Внешний рынок: Новые регионы сбыта
По словам Баженова, эмбарго на нефтепродукты сильнее скажется на российской нефтяной промышленности, чем ранее введенное эмбарго на саму нефть. На это есть две причины.
Во-первых, новые рынки сбыта (среди них ключевыми являются Китай и Индия) мало нуждаются в нефтепродуктах и делают ставку на импорт сырья с последующей обработкой своими силами.
«Это не значит, что вообще не будет никаких поставок, но сделать это будет сложнее, и придется давать большие дисконты, чем в случае нефти»
«Поэтому заместить выпадающий экспортный объем, который касается именно нефти, в отношении поставок в латино-азиатский регион можно. А вот в отношении нефтепродуктов — уже сложнее. Это не значит, что вообще не будет никаких поставок, но сделать это будет сложнее, и придется давать большие дисконты, чем в случае нефти», — объяснил эксперт.
Во-вторых, танкерные мощности России по перевозке обработанного топлива ниже, чем аналогичные мощности по перевозке сырья. Это также повлияет на скидки, которые придется делать для новых регионов поставки.
В результате, указал Баженов, после введения эмбарго ЕС следует ожидать снижения общего объема вывоза нефтепродуктов из страны. Это повлечет снижение объемов переработки и добычи нефти.
Впрочем, в то же время Россия сможет нарастить экспорт сырой нефти в Азию, где она будет обрабатываться и уже оттуда экспортироваться в страны ЕС, что смягчит удар по нефтяной отрасли.
Снижение добычи сырья будет незначительным, добавил он.
Внутренний рынок: Цены на бензин останутся прежними
По мнению эксперта, введенное эмбарго не окажет на внутренний рынок нефтепродуктов России стрессового воздействия. Напротив, подметил он, центры прибыли начнут смещаться в пользу российского рынка.
Так, при отсутствии серьезных изменений в налоговом законодательстве на Санкт-Петербургской международной товарно-целевой бирже может образоваться другой уровень оптовых цен.
«То есть раньше, например, в летний сезон цены на 92-й обычно были от 48 тысяч и выше, могли доходить до 54-56 тысяч рублей за тонну. Теперь же речь будет идти о 40-42 тысячах рублей», — сказал он.
Однако на ценах на бензин, дизель и прочие топливные продукты на внутреннем рынке это не скажется, заметил Баженов.
«Цена на бензин при хорошей конъюнктуре стоит на месте, а при плохой — растет на величину, не превышающую инфляцию»
«Я не думаю, что цены на бензин будут существенным образом меняться. Потому что это такая своеобразная компенсация выпадающих экспортных прибылей крупнейшим игрокам за счет внутреннего рынка. Расти они не будут, потому что для этого нет никаких экономических предпосылок.
Все равно существует какая-никакая конкуренция между независимыми компаниями.
Но и падать они вряд ли будут, потому что участники рынка привыкли к тому, что цена на бензин при хорошей конъюнктуре стоит на месте, а при плохой — растет на величину, не превышающую инфляцию», — объяснил он.
Любые перемены тут возможны лишь при введении налоговых инноваций, добавил собеседник ОСН. Если же их не появится, в рыночном секторе не будет существенной динамики.
Другой вариант, при котором может начаться колебание цен, — это приход новых игроков на рынок и увеличение конкурентного давления.
Речь идет в первую очередь о внутренних игроках, хотя Баженов и допустил появление китайских и индийских сетей.
Из-за снижения уровня экспорта нефтепродуктов в стране могут начать строить больше заправок, но это также не скажется на снижении цен на топливо, заметил он.
Пострадает ли экономика?
Баженов указал, что при текущих условиях потери роста экономики России из-за эмбарго на нефтепродукты могут составить 1-1,5%.
«На снижение бюджетных доходов от экспорта Правительство не может не реагировать»
«Но мы же понимаем, что на снижение бюджетных доходов от экспорта Правительство не может не реагировать. И скорее всего, наоборот, на экспорт будет снижаться налоговая нагрузка, а ключевым источником поступления в бюджет станут уже непосредственно внутренние рынки. И, соответственно, будет перестраиваться налоговая система», — заметил он.
https://www.youtube.com/watch?v=qJ8pdp0CcOk\u0026pp=ygVu0KfQtdC8INCz0YDQvtC30LjRgiDQtNC70Y8g0KDQvtGB0YHQuNC4INC90LXRhNGC0Y_QvdC-0LUg0Y3QvNCx0LDRgNCz0L4g0YHQviDRgdGC0L7RgNC-0L3RiyDQldCy0YDQvtGB0L7RjtC30LA%3D
Изменения в налоговую систему уже вносятся, подчеркнул Баженов, поэтому падение или рост российской экономики в 2023 году будет зависеть от того, насколько грамотно будет действовать Правительство и финансовый блок.
По его словам, прогноз МВФ о росте ВВП России на 0,3% в этом году вполне может сбыться, однако для этого должны быть соблюдены несколько условий.
«Он может сбыться, если не будет шоков внутреннего спроса»
«Он может сбыться, если у нас не будет инфляционных рисков, а Центральный банк не будет повышать ключевую ставку. Он может сбыться, если нефтепродуктовые и нефтяные шоки со стороны нового спроса и новых рынка сбыта не будут серьезными. Он может сбыться, если не будет шоков внутреннего спроса», — объяснил эксперт.
К факторам внутреннего шока он отнес новые волны мобилизации, при которых население начнет снижать объем потребительских расходов. Также возможен отток населения. Некоторые люди будут непосредственно мобилизованы. Это все также скажется и на производительности отрасли, указал Баженов.
Собеседник ОСН еще раз подчеркнул, что с точностью говорить о том, что станет с российской экономикой из-за европейского эмбарго, очень сложно ввиду большого количества комплексных параметров. Худший возможный сценарий — это потеря 1-1,5% ВВП из-за слишком сильного сокращения экспорта и добычи, а также неэффективного действия бюджетных механизмов, заключил эксперт.
Ранее ОСН сообщала, что ответные меры России на потолок цен на нефть из РФ вступают в силу 1 февраля.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.
Присоединяйтесь!
Чем обернется запрет на топливо для Европы и России
Tекст: Ольга Самофалова
По данным Reuters, в преддверии эмбарго трейдеры активно закупают российский дизель, который отправляется в резервуары для хранения. При этом объемы достигли максимума за год.
«Судя по всему, Европа уже перешла в стадию сокращения закупок российского дизельного топлива и прекратила формировать свои запасы. На это косвенно указывает то, что на Российской топливной бирже увеличилось предложение и цены пошли вниз.
До этого европейцы закупали больше, чем им требуется на текущее потребление, то есть они явно формировали дополнительные запасы российского топлива. Потому что это недорогое и удобное по доставке топливо. То же самое было с нефтью перед 5 декабря. За две недели началось снижение объемов поставок.
Хотя до этого европейцы заливали нефть в любую кастрюлю и в любое хранилище», – рассказывает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Дальше европейцам нужно искать топливо у альтернативных поставщиков и налаживать новые цепочки поставки.
«Европа переходит, во-первых, на нефтепродукты (в первую очередь дизель) из Соединенных Штатов, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Это страны, которые сами производят нефтепродукты», – говорит эксперт.
Правда, у США сейчас у самих проблемы с дизельным топливом, поэтому они не могут помочь Европе, как они помогли им с СПГ. «В США весной, как правило, начинается массовый профилактический ремонт заводов, потому что они готовятся к автомобильному летнему сезону, когда нужно больше топлива.
Поэтому у европейцев могут быть сложности с закупкой американского топлива в течение нескольких месяцев.
Это проблема для Европы, которую они будут гасить теми же методами, что и дефицит СПГ – просто платить больше, перекупая те объемы, которые раньше шли на азиатские рынки», – говорит Игорь Юшков.
Второй путь для Европы – это переход на нефтепродукты, которые сделаны из российской нефти в третьих странах. Это явление появилось еще в 2022 году и будет разрастаться в 2023 году.
Этой схемой активно пользовалась Индия еще с весны: она покупает со скидкой российскую сырую нефть, перерабатывает ее у себя и перепродает Европе по мировым рыночным ценам, неплохо на этом зарабатывая.
Теперь к этой схеме присоединился и Китай.
https://www.youtube.com/watch?v=qJ8pdp0CcOk\u0026pp=YAHIAQE%3D
Те частные нефтеперерабатывающие заводы, которые китайцы начали строить несколько лет назад и которые, как предупреждали некоторые аналитики, станут бесхозными активами до того, как будут завершены, вероятно, придутся очень кстати, считает Reuters. Китайские НПЗ могут получить неплохую прибыль благодаря российской нефти.
«Китай более активно начинает использовать схему, которую использует Индия, потому что скидка на российскую нефть с декабря увеличилась до 35 долларов. Это повысило рентабельность подобных операций для более отдаленной страны, как Китай. Плюс коронавирусных ограничений становится меньше, поэтому заводам проще нормально работать»,
– объясняет Игорь Юшков.
Извлечь выгоду сможет и Турция, которая тоже готова отправлять нефтепродукты в Европу, произведенные из российской нефти. Отличие Турции в том, что она, скорее всего, будет скупать еще и готовые российские нефтепродукты, тот же дизель со скидкой, и перепродавать его Европе по рыночным ценам.
Сама Анкара, предполагает эксперт, будет, вероятно, преподносить это по-иному. А именно, что российский дизель Турция будет потреблять на внутреннем рынке, а вот высвободившиеся объемы собственного дизеля перепродавать европейцам. Отследить это будет довольно сложно, да и всех эта схема, скорее всего, будет устраивать.
Примерно тем же самым будет заниматься и Марокко, считает эксперт. Да и другие страны могут последовать их примеру.
Турция вполне может экспортировать из России еще и сжиженный углеводородный газ (СУГ), который относится к нефтепродуктам, и перепродавать в Европу.
Скорее всего, предполагает эксперт, Россия постарается перенаправить поставки нефтепродуктов в Азию, как и нефти, и выдавить оттуда традиционных поставщиков, которые соответственно повезут свои нефтепродукты в Европу. То есть по нефтепродуктам тоже может произойти обмен рынками, как это произошло по нефти.
«Европейцам придется платить больше, чтобы удержать у себя дизель ровно так же, как они стараются удержать СПГ. Вторая проблема в том, что собственная нефтепереработка в Европе может сократить выработку, а некоторые заводы могут вообще остановиться. Могут встречаться локальные дефициты, но в целом, думаю, европейцы смогут обеспечить себя жидким топливом, но за счет более высокой цены»,
– считает собеседник.
Что касается России, то, скорее всего, ей придется в первом полугодии маневрировать в сторону роста экспорта сырой нефти и снижения экспорта нефтепродуктов примерно на 10–15%, полагает эксперт. Просто потому, что найти танкеры для перевозки нефтепродуктов сложнее, чем для перевозки нефти, на это уйдет больше времени.
«Возможно, чтобы не останавливать заводы, нам придется согласиться на увеличение поставок нефтепродуктов в Турцию. В условиях недостаточного флота можно будет быстрее отгружать и возвращаться за новой партией. За это Турция может получить больше скидку», – говорит собеседник.
А вот ситуация с мазутом немного сложнее. Еще весной 2022 года, когда США запретили российские нефть и нефтепродукты, в том числе мазут, возникла большая проблема, куда продавать мазут. Потому что США покупали очень много российского мазута. Им заменили венесуэльскую нефть.
«В итоге проблему решили за счет поставок мазута в страны – производители нефти на Ближнем Востоке – в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.
Они наш мазут стали жечь на своих электростанциях, которые работают на жидком топливе, вместо собственной нефти. Высвобождаемые объемы собственной нефти они отправляют на мировой рынок по рыночным ценам.
И таким образом зарабатывают», – говорит Юшков.
Сейчас эта проблема снова может встать остро. Почему? «Россия потребляет суммарно 90 млн тонн светлых нефтепродуктов: 30 млн тонн дизеля, 30 млн тонн бензина и еще 30 млн тонн – это авиакеросин и все остальное. При получении светлых нефтепродуктов все равно образуется мазут.
Если мы не найдем, куда девать этот мазут, то получается, что надо будет сокращать нефтепереработку, чтобы этот мазут не производился. А это значит, что не будут производиться и светлые нефтепродукты. И тогда уже начнется дефицит топлива на российском рынке»,
– предупреждает эксперт. Поэтому так важно пристроить мазут на внешнем рынке.
В целом сложным обещает быть первое, переходное, полугодие. «Но уже во втором полугодии ситуация должна нормализоваться по мере того, как Россия сможет сформировать лояльный флот, чтобы не зависеть от потолка цены. В том числе мировая экономика и, вероятно, Китай окончательно выздоровеют, будут потреблять больше энергоресурсов», – заключает собеседник.