Что принесет новый закон о такси пассажирам

Каким станет законодательство в сфере такси в 2022 году? Какие изменения уже приняты, и чего нам ожидать? Известно, что Минтранс планирует провести масштабные реформы в транспортной отрасли, в том числе и среди таксопарков. В этой статье мы постараемся ответить на самые актуальные вопросы и помочь вам подготовиться к новым изменениям в сфере такси.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Что принесет новый закон о такси пассажирам Что принесет новый закон о такси пассажирам

Новости закона о такси 69-ФЗ: какие законы регулируют отрасль сейчас

Работу в сфере пассажирских перевозок регулируют три действующих нормативных документа:

  • ФЗ № 69 «О такси».
  • ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».

Изменения будут внесены преимущественно в эти законы, но в первую очередь — в Федеральный закон о такси ФЗ-69.

С 2019 года изменения в законе о пассажирских перевозках 2019 года устанавливают ряд требований к работе водителей и таксопарков. В частности:

  • Работать таксопарки и водители могут только при наличии лицензии;
  • Все расчеты с пассажирами проводятся при помощи онлайн-кассы;
  • Увеличен срок действия лицензии службы такси – до 5 лет;
  • Региональные органы осуществляют контроль за деятельностью таксопарков и перевозчиков.

Новые положения закона о такси в 2022 году

Прежде всего, изменения касаются деятельности агрегаторов и самозанятых водителей. Пройдемся по основным пунктам изменений:

  1. В России будет создан единый реестр таксопарков и транспортных перевозчиков – так называемый «Кодекс таксиста». Чтобы попасть в этот реестр, водителю придется получить персональный ID и соответствовать определенным требованиям, устанавливаемых законодательством о пассажирских перевозках.

  2. Заявку на внесение своей службы такси в единый реестр перевозчик будет подавать самостоятельно.

  3. Повышается ответственность таксистов и перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров, а также за сохранность их имущества.

  4. Антимонопольным законодательством планируется ограничивать рост цен на пассажирские перевозки и создать здоровую конкуренцию агрегаторам. И все же предварительно ожидается рост стоимости поездки примерно на 10-15%. Увеличится и комиссия агрегаторов по отношению к водителям, которые работают с их приложением. Именно поэтому многим водителям будет выгоднее работать с таксопарками

  5. Все водители такси, судимые по уголовным статьям, будут отстранены от работы. Уже в сентябре 2022 года начнутся масштабные проверки, таких водителей перестанут допускать к поездкам, а до 2023 года планируется проверить всех таксистов на наличие непогашенной судимости.

  6. Самозанятые водители смогут работать только при условии заключенного договора с одним из таксопарков или с агрегатором. При этом именно таксопарк или агрегатор будет нести ответственность за вред, причиненный самому пассажиру или его имуществу.

  7. Мобильное приложение можно будет использовать в качестве таксометра, для расчета расстояния, пройденного такси за один заказ. Показания приложения могут быть узаконены.

Закон о такси: требования к таксопаркам

1. Работа таксопарка должна быть лицензирована. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или регион. Кроме того, лицензию можно оформить на сайте Госуслуг:

Что принесет новый закон о такси пассажирам

(о том, как подать заявление на лицензию на сайте Госуслуг подробно написано в статье № ФЗ-69)

Лицензия действительна в течение 5 лет и должна храниться в каждой машине таксопарка – ее может запросить для проверки сотрудник ДПС или другого контролирующего органа.

2. Работа службы такси ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины.

Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут. Водитель – Остапов Петр Федорович». В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.

В соответствии с этим договором:

3. Все автомобили такси должны быть оформлены определенным образом: на борту – контрастные «шашечки» (отдельного закона об оклейке такси нет, но шашечки должны быть обозначены), на крыше – оранжевый опознавательный фонарь, в салоне – краткая информация о таксопарке, номер, ФИО водителя. Каждый автомобиль должен быть оборудован таксометром.

4. Все службы такси с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами и выдают пассажирам чек по окончании поездки. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы. Подробнее об онлайн-кассах в такси читайте в нашей статье.

Что принесет новый закон о такси пассажирам Онлайн-касса в автомобиле такси

Большая часть требований к водителям такси сейчас находится на рассмотрении. В настоящий момент в отношении таксистов действуют следующие требования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Водительский стаж не менее 3 лет;
  • Возраст от 21 года;
  • Владение русским языком;
  • Гражданство СНГ.

Если водитель выполняет работу на собственном автомобиле, есть специальные требования к автомобилям такси:

  • Автомобиль не старше 6 лет;
  • Оборудован рулем для левостороннего движения и датчиками ГЛОНАСС;
  • С российскими номерами;
  • С оформленным полисом ОСАГО.

Кроме того, перед выходом на работу, водитель должен ежедневно проходить медицинский осмотр и проводить техосмотр автомобиля, а также своевременно осуществлять ремонтные и профилактические работы транспортного средства.

В настоящее время законодательство в сфере пассажирских перевозок постоянно дорабатывается и ужесточается, но все его требования направлены на повышение безопасности пассажиров и их имущества, а также за введение новой ответственности к перевозчикам. Снижение монополии агрегаторов, работа с проверенными и надежными водителями и хорошее техническое состояние автомобилей – вот конечный результат, на который направлены изменения закона о такси в 2022 году.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Что принесет новый закон о такси пассажирам Что принесет новый закон о такси пассажирам

Исследования качества — Новый закон «О такси»: готовы ли пассажиры платить за свою безопасность?

Ответ на этот вопрос озвучили на Всероссийской конференции TAXI-2023, которая прошла в Сочи 5-6 октября. По данным Роскачества, в этом году итоговая стоимость поездки стала решающим фактором при заказе такси. На втором месте — чистота салона, на третьем — манера вождения водителя. В 2022 году стоимость поездки находилась на третьем месте по важности для пассажиров.

В июле-сентябре текущего года Роскачество при поддержке Общественного Совета по развитию такси провело исследование рынка такси в преддверии вступления в силу нового закона «О такси», чтобы выяснить, насколько пассажиры готовы к грядущим изменениям. В опросе приняли участие 1000 респондентов.

Несмотря на нестабильную ситуацию с тарифами на такси за последние полгода, как показало исследование, 62,4% россиян удовлетворены соотношением цены и качества предоставляемых услуг такси.

При этом показатель удовлетворенности поездками повысился за последний год с 4,27 до 4,33 п.п. В целом услуги такси пассажиры оценивают как безопасные: 92,9% пассажиров не сталкивались с опасными ситуациями при поездках.

К таким случаям респонденты относят превышение скорости водителем, сонливость за рулем, провоцирование и попадание в ДТП.

Новый закон «О такси» предоставляет возможность властям в регионах вводить дополнительные требования к такси. Например, такие как цвет кузова автомобиля такси, его экологический класс, требование к аттестации водителей. На данный момент, в 15-ти российских регионах выступили за установление требования к цвету кузова такси. Инициаторы обосновывают это повышением безопасности перевозок. 

Поэтому было решено задать пассажирам вопрос: если все автомобили такси будут одного цвета, повысится ли от этого безопасность поездок? 72,5% опрошенных сказали, что цвет такси не влияет на безопасность поездки.

Вместе с этим при выборе автомобиля между отечественными или иностранными марками 82,4% россиян отдают предпочтение иностранным автомобилям такси.

Респонденты считают их безопаснее, надежнее и качественнее, более комфортными и красивыми, а также вызывающими большее доверие.

«Отечественным автопроизводителям в рамках обсуждения предложения о локализации автомобилей такси необходимо обратить внимание на мнение граждан. Учесть те моменты, которые беспокоят россиян относительно безопасности и комфортности предлагаемых автомобилей для такси.

Также нужно принять во внимание установленные региональные законодательные требования к такси: цвету кузова и экологическому классу.

К примеру, мы не встречали, чтобы в линейке цветов у отечественных автопроизводителей были машины желтого цвета»,  — пояснила Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.

За безопасность отвечают оба

Как показывает статистика, автомобили такси находятся на дороге значительно дольше обычного автомобиля и, соответственно, попадают в ДТП чаще. Основная ответственность за безопасность перевозки лежит на водителе, который должен перед выходом на линию хорошо отдохнуть, пройти медицинский контроль и провести технический осмотр автомобиля.

Однако и пассажиры тоже должны соблюдать меры безопасности при поездке — обязательно пристегивать себя ремнем безопасности, даже если едут на заднем сидении автомобиля. А также заботиться о безопасной перевозке детей. По результатам исследования, 35% пользователей такси пристегиваются иногда или совсем не пристегиваются при поездках.

«Нередко водители такси сталкиваются с отказами со стороны пассажиров на просьбу пристегнуть ремень безопасности. Порой это провоцирует конфликты. Но пассажиры должны понимать, что водитель несет ответственность за их безопасность.

А пристегнутый ремень — это основа безопасности, причем даже на заднем сидении. Поэтому необходима системная работа как со стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны таксопарков в этом направлении.

И, конечно, очень важна помощь СМИ в части популяризации и информирования о важности использования ремней безопасности при поездках»,  — подчеркнула Ирина Зарипова.

Что принесет новый закон о такси пассажирам

«В этом году чуть более 7% пассажиров попадали в опасные ситуации, которые чаще всего были связаны с манерой вождения водителя. Но в целом удовлетворенность поездками стала чуть выше, чем в прошлом году, и это не может не радовать», — отметил Антон Куканов, заместитель руководителя Роскачества

Читайте также:  Зачем нужен делистинг акций с иностранных бирж

Что принесет новый закон о такси пассажирам

Если говорить об общем впечатлении пассажиров от взаимодействия с водителем, то позитивным смогли назвать свой опыт чуть больше половины респондентов.

Самые положительные моменты, на которые пользователи обратили внимание, — это вежливость водителей, тот факт, что они были пристегнуты и водили безопасно.

В числе распространенных отрицательных моментов — невнимательность водителя к дороге, водитель не был пристегнут и навязчиво втягивал пассажира в диалог.

Много спорных ситуаций возникает по вопросу перевозки детей. По закону дети должны находиться в такси в детском удерживающем устройстве (ДУУ). Однако это накладывает на перевозчиков дополнительные расходы, а также ограничения в виде занятого креслом сидения или багажника.

В этой ситуации у пассажира есть два варианта: заказать автомобиль по детскому тарифу или взять кресло с собой. Как показал опрос, 86,9% пассажиров такси предпочитают заплатить перевозчикам за предоставление детского удерживающего устройства.

А 13,1 % ответили, что готовы взять свое ДУУ.

Если говорить о других механизмах по повышению безопасности поездок на такси, респонденты положительно оценивают установление в автомобилях камер контроля за усталостью водителя, но 71% опрошенных не желают, чтобы их установка отразилась на стоимости поездки.

«Стоит продолжить работу с переработками водителями, так как это напрямую влияет на безопасность поездок. Также важно проводить обучение водителей культуре взаимодействия с пассажирами, внедрять стандарты качества оказания услуг.

Мы много раз говорили о том, что пользователи готовы оставлять чаевые, но для этого они хотят видеть должное обращение и помощь со стороны водителя.

Также, важно, чтобы водители знали правила и актуализировали свои знания ПДД», — отметил Антон Куканов.  

С осени следующего года в такси вводится обязательное страхование ответственности перевозчиков.

Это значит, что каждый пассажир будет застрахован на сумму до 2,2 млн рублей, а его имущество до 23 тысяч рублей. Эксперты полагают, что дополнительное страхование приведет к росту тарифов на такси.

Опрос показал, что чуть больше половины респондентов готовы доплачивать небольшую сумму за свою страховку.

Тарифы вырастут, водители разбегутся: агрегаторы и эксперты раскритиковали «Закон о такси» — Газета.Ru

В предпоследнюю неделю уходящего 2022 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, регулирующий работу такси. Документ вступает в силу с 1 сентября 2023 года, он содержит 96 страниц.

В частности, теперь водителям с непогашенной судимостью и с тремя неоплаченными дорожными штрафами запрещается работать в такси.

Водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый.

Кроме того, в документе указано, что автомобили такси должны быть отмечены контрастной цветографической схемой с элементами, расположенными в шахматном порядке.

На крыше машины предлагается установить фонарь оранжевого цвета, а в салоне должна быть размещена карточка с информацией о перевозчике и водителе.

В перечне других нововведений: создание государственной информационной службы и реестров такси, открытие региональных представительств служб заказа, разделение ответственности между агрегаторами и самозанятыми водителями и многое другое.

Недозанятые водители

Одним из главных нововведений законопроекта должен стать допуск самозанятых водителей на личных автомобилях к легальному оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа. Впрочем, эта идея нивелируется целым рядом положений закона, которые делают работу самозанятых невозможной, полагают таксомоторные компании.

«В частности, самозанятым необходимо страховать ответственность (ОСАГО) по тарифу для такси, проходить предсменные и послесменные медосмотры, соблюдать установленную в субъекте РФ цветовую гамму автомобилей, а также необходимость оформлять путевые листы и тому подобную архаику таксопарков родом из СССР»,

– заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников.

  • Стоимость страховки у развозного автомобиля в 10-12 раз дороже стандартного полиса ОСАГО для частника, при этом страховые компании всячески отказываются страховать автомобили такси, и эта проблема никак не разрешена, подчеркивают в сервисе.
  • К работе в такси не будут допускаться водители, которые не прошли аттестацию на знание географии объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия (памятников истории и культуры), медорганизаций, объектов образования, спорта, органов государственной власти и других.
  • Стенников полагает, что
  • новый закон ориентирован исключительно на Москву как современный богатый мегаполис и самый большой рынок такси в стране,
  • нежели чем на всю страну, где есть большие сельские территории, Крайний Север, множество малых и средних городов со слабой доступностью (либо даже отсутствием) пунктов медицинского и технического осмотра.
  • Других перевозчиков, кроме самозанятых на личном авто, там нет и не будет, отмечает собеседник.

По данным сервиса «Максим», в регионах РФ более 90% заказов выполняется самозанятыми водителями, 80% от их числа выполняют не более трех заказов в сутки. В большинстве своем самозанятые не смогут и не станут выполнять нормы нового закона, поскольку расходы на это сравняются или превысят потенциальный доход, в итоге они останутся вне правового поля, указывают в компании.

При этом законом установлены правовые основания, позволяющие блокировать агрегаторов за передачу заказов лицам без разрешения на деятельность такси. Самозанятые перевозчики могут остаться без работы или вернутся к практике поиска пассажиров на улице, через соцсети и мессенджеры, предупреждает Стенников из «Максима».

Такси подорожает

Больше всего агрегаторов пугает необходимость трудоустройства водителей в штат или оформление их в качестве самозанятых. Это принесет значительное увеличение расходов таксопарков, считает PR-директор People&People («Ситимобил», «Грузовичкоф», «Таксовичкоф») Екатерина Зубенина.

«Требования к легковому такси, которые предполагает новый законопроект, повлекут за собой новые расходы сервиса», – отметила Зубенина в разговоре с «Газетой.Ru».

Новые требования к водителям (отсутствие судимости, запрет деятельности при трех и более неоплаченных штрафов ПДД, прохождение аттестации на знание территории) делают перевозки более комфортными и безопасными, но механизм проверки пока не кажется понятным и простым и может требовать технической доработки, полагает собеседница издания.

Сам же факт муниципального регулирования тарифов такси пагубно отразится на водителях, клиентах и ценообразовании отрасли в целом – это нарушение свободной конкуренции может привести к значительному росту цен, отметили в People&People.

Согласно принятому закону, службы заказа должны будут открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют свыше 4 тыс. машин. В «Яндекс Такси» в ответ на запрос «Газеты.Ru» заявили, что идея по открытию местных офисов «кажется избыточной и потребует расходов, которые еще предстоит оценить».

  1. В «Таксовичкоф» сообщили, что, согласно их бизнес-модели, компания не открывает филиалы в других городах и продолжает региональную экспансию с помощью продажи франшизы и открытия совместных предприятий.
  2. В целом агрегаторы такси жалуются, что при разработке законопроекта не были учтены их коллективные комментарии.
  3. «Регулирование в сфере таксомоторных перевозок, разумеется, проработано не до конца, поэтому действующее законодательство требует изменений и новых юридических актов, но мы считаем, что это должно идти не только «сверху», власть должна быть готова к диалогу с бизнесом для эффективности изменений», – сказали в «Таксовичкоф».

Потребитель без прав

Есть претензии к «Закону о такси» и у самих таксистов.

Так, основатель Telegram-канала «Омбудсмен такси» перевозчик-частник Антон Максимов посетовал, что депутаты не выслушали участников рынка, когда законопроект в первой редакции выносился на общественные слушания.

Не рассматривались замечания экспертов и общественной палаты. Законопроект выводит агрегаторов из-под «Закона о защите прав потребителей», указал он.

Причина в том, что по новым правилам агрегаторы при передаче заказа несут субсидиарную ответственность с перевозчиком-физлицом за вред причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира (в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения). Ранее предусматривалась только солидарная ответственность.

«Сначала придется искать перевозчика и судиться с ним, что продлится неизвестно сколько времени, и в результате получить небольшую компенсацию в рамках ОСАГО.

Дальше пострадавший сможет судиться с агрегатором, что займет еще несколько лет. Все выведено из-под закона «О защите прав потребителей», поэтому для пользователя закон не принесет ничего хорошего», – убежден Максимов.

В связи с растущими расходами водителей, работающих на себя, а также таксопарков (из-за подорожавших ОСАГО и запчастей) автор «Омбудсмена такси» предсказал массовый исход из перевозок опытных шоферов. По его мнению, их место займут непрофессионалы, как правило, мигранты, для которых средний заработок в 35 тыс. рублей считается нормальным, а также «подработчики».

  • Перевод ответственности из солидарной в субсидиарную приведет к тому, что за выплаты пассажирам в результате дорожных происшествий придется отвечать исключительно самим водителям, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
  • «Даже если пассажир отсудит убытки у агрегатора, последний предъявит эти затраты водителю, и на нем повиснет долг.
  • Очевидно, что работать в такси и так идут не от хорошей жизни, а агрегаторы еще и передвинули ответственность с себя на водителей», – сказал Шкуматов.

В законе в прежнем виде остались предрейсовые и послерейсовые техосмотр и медосмотр. Никто из таксистов не проходит медосмотры, эта процедура во многих случаях бессмысленна и стоит денег, обратил внимание собеседник.

«Даже если эта процедура будет удаленной с использованием телемедицины, все это будет создавать допнагрузки на перевозчиков, они будут вынуждены платить и брать эти деньги с пассажиров. Учитывая, что это требование действует и на физлиц, создается очень большое препятствие для развития рынка», – подытожил Шкуматов.

Без шашечек, но ехать: агрегаторы такси нашли лазейку в новом законе

Популярные агрегаторы придумали способ адаптироваться к вступившему в силу с 1 сентября закону о такси. Теперь клиенту помимо привычных «шашечек» предлагают аренду автомобиля с экипажем — так называемое фрахтование. Это позволяет передавать заказы тем водителям, которые еще не оформили разрешение на работу в такси, как того требует новый закон.

Для пассажира процесс вызова машины в приложениях внешне не поменялся. А в некоторых случаях поездка по договору фрахта обходится ему до двух раз дешевле.

Использование такой схемы опасно, так как в отличие от машины такси, на обычный автомобиль физлица нельзя оформить обязательное страхование пассажира — то есть в случае аварии он может не получить возмещение вреда, отмечают эксперты.

Читайте также:  Когда откроется «Макдоналдс» в России под новой вывеской

Аренда с экипажем

Популярные агрегаторы такси нашли способ адаптироваться к требованиям закона, вступившего в силу с 1 сентября, выяснили «Известия». Раньше компании пользовались договором публичной оферты, а сейчас стали переходить на договор аренды машин с экипажем (фрахтование). Об этом «Известиям» рассказали таксисты и подтвердили эксперты.

https://www.youtube.com/watch?v=QXk9ao0S0hw\u0026pp=ygVQ0KfRgtC-INC_0YDQuNC90LXRgdC10YIg0L3QvtCy0YvQuSDQt9Cw0LrQvtC9INC-INGC0LDQutGB0Lgg0L_QsNGB0YHQsNC20LjRgNCw0Lw%3D

Закон о такси был принят в декабре 2022 года, основные его положения вступили в силу с 1 сентября этого года.

Теперь водителю запрещено управлять автомобилем такси при наличии непогашенной судимости по тяжелым уголовным статьям, трех и более неоплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД), а также без пройденной аттестации на знание города, если власти региона ввели такое требование.

Чтобы работать в такси, водители теперь должны получить специальное разрешение — оно является свидетельством того, что он соответствует всем требованиям нового закона.

Многие водители не смогли или не успели оформить этот документ. И согласно требованиям закона, с 1 сентября агрегаторы не имеют права передавать им заказы клиентов.

Но крупные игроки рынка нашли в законе лазейку, говорят водители.

— В регионах агрегаторы продолжают передавать заказы машинам без разрешений на работу в такси. «Яндекс.

Такси» и «Максим» начали передавать заказы по договору фрахтования или договору аренды экипажа с водителем.

Такие перевозки регулируются не законом «О такси», а нормами Гражданского кодекса РФ, — рассказал «Известиям» основатель Telegram-канала «Омбудсмен такси», профессиональный таксист Антон Максимов.

В подтверждение своих слов Максимов опубликовал скриншоты из приложения «Яндекс Про», которым пользуются водители «Яндекс.Такси» для получения заказов.

В рассылке компании водителям говорится: «Чтобы продолжать получать заказы в «Яндекс Про», добавьте разрешение перевозчика. Пока подтверждаете разрешение, выполняйте поездки по заказу.

Поездки по заказу — еще один вид перевозок, предусмотренный законом наряду с такси».

По словам Антона Максимова, «Ситимобил» и «Таксовичкоф» (управляющая компания People&People) также продолжают передавать заказы водителям, у которых нет разрешений на работу в такси — в основном это происходит в регионах. «Яндекс» ранее использовал такой тип договора только для поездок в премиальном классе Ultima, уточнил он.

«Известия» направили запрос в пресс-службу People&People. В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что компания не меняла тип договоров с водителями и партнерами, отрицая переход на новый формат работы.

«Максим» работу по новым типам договоров подтвердил. В своем пользовательском приложении компания даже разделила тарифы, поездки по которым осуществляются по договору оферты и по договору фрахта.

Заказать водителя такси с разрешением теперь можно, нажав кнопку «Такси».

Все остальные поездки в разных тарифах (Эконом, Комфорт, Бизнес, Компактвэн, Минивэн) объединены под кнопкой «Легковые» и выполняются по договору аренды машины с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ, подтвердил пресс-секретарь сервиса Павел Стенников.

— Реорганизация тарифов связана с тем, что мы выполнили требование закона о такси, — уточнил он.

Аренда автомобиля с экипажем в некоторых случаях вдвое дешевле, чем по тарифам такси, убедились «Известия».

— Введение «легковых» тарифов — это вынужденная мера, переходный этап, пока в регионах критически мало водителей с разрешениями, — сказал Павел Стенников. — Мы это ввели для того, чтобы сдержать рост цен и не допустить транспортного коллапса в городах. Когда водителей с разрешениями станет больше, проблема потеряет актуальность.

При этом в Москве и Московской области не включена услуга аренды с экипажем, уточнили в сервисе. В этой агломерации пассажиры могут заказать только такси.

Обеление рынка

Аренда машины с экипажем не подпадает под определение такси, поэтому таким водителям не нужно соблюдать требования нового закона, сказал руководитель Центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

В то же время возможность заключать договор фрахта предоставил сам закон о такси, уточняет он.

— В частности, в принятом законе есть исключения из общего правила. Первое — этот как раз перевозка по заказу (по договору фрахта), второе — во всех остальных случаях, допустимых законодательством РФ. То есть вместе с запретом ввели и чрезвычайно широкие исключения из этого запрета, — сказал он.

https://www.youtube.com/watch?v=QXk9ao0S0hw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Поэтому агрегаторы на вполне законных основаниях предлагают теперь перевозку по заказу, объяснил эксперт.

По словам Швагеруса, договор аренды транспортного средства (ТС) с экипажем ранее был не сильно востребован применительно к автомобильному транспорту. Но им активно пользуются при речных или морских поездках, например, при аренде катера.

Опасность таких перевозок в том, что в отличие от машины такси, на обычный легковой автомобиль физлица нельзя оформить ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами, уточняет Антон Максимов из «Омбудсмена такси». Но в «Максим» парируют: на такой вид перевозок распространили стандартную корпоративную программу материальной защиты пассажиров и водителей в случае аварии — сумма выплат доходит до 2 млн рублей на пострадавшего.

Избавить рынок от водителей-нелегалов за месяц действия нового закон не получилось, констатировал Станислав Швагерус.

— Слишком мало времени прошло, есть много проблем, которые в настоящий момент решаются. Это и сложности с цифровизацией госуслуг, и с принятием нормативно-правовых актов на региональном уровне. Пока что в большинстве регионов закон в полную силу не заработал. Вряд ли изменения произойдут быстро, — пояснил эксперт.

Период адаптации

В Общественном совете при Минтрансе знают о новой схеме аренды ТС с экипажем, рассказала «Известиям» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Такой тип перевозок существенно отличается от такси, отметила она.

— Например, перевозчики по заказу не имеют права надевать фонарь такси и шашки, это возможно только при наличии разрешения на легковое такси, — уточнила председатель совета.

По словам Ирины Зариповой, в сложившейся ситуации нет виновных — у закона не было адаптационного периода, поэтому органам исполнительной власти было сложно оперативно перестроиться на новую систему выдачи разрешений.

Продолжает оставаться актуальной и проблема дороговизны полиса ОСАГО для такси, без которого получить такое разрешение невозможно, сообщил «Известиям» управляющий директор «Ситимобила» Дмитрий Коваленко. По его словам, цена полиса доходит до 120 тыс. рублей.

В межрегиональном профсоюзе работников общественного транспорта «Таксист», впрочем, не считают новую схему агрегаторов законной и призвали правоохранительные органы обратить на нее внимание. По словам заместителя председателя организации Андрея Попкова, агрегаторы всегда пытались саботировать законодательство для максимизации прибыли и «ни за что не отвечать».

Ирина Зарипова отметила, что у закона есть много плюсов. Так, получить разрешение на работу в такси с 1 сентября могут и физические лица — теперь им не нужно устраиваться на работу в таксопарк или регистрировать статус ИП. Достаточно стать самозанятыми и работать на своем авто на самих себя.

Но закон не решит всех проблем отрасли, считает Дмитрий Коваленко. В их числе он называет массовую ветхость автопарка и всё еще низкие, по его мнению, цены на поездки.

Перевозки в такси по заказу несут в себе риски, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

Во-первых, вновь возникают вопросы ответственности перевозчика и агрегатора в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, поскольку под регулирование нового закона о такси эти правоотношения как будто не подпадают.

Во-вторых, на сам автомобиль не распространяются требования, предъявляемые законом о такси, сказал он.

https://www.youtube.com/watch?v=QXk9ao0S0hw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Поэтому новая схема, по мнению юриста, всё-таки содержит признаки нарушения федерального законодательства, и с высокой степенью вероятности такая практика по мере расширения ее применения будет пресекаться уполномоченными органами.

Закон о такси: плюсы и минусы

Законом предусмотрено создание трех реестров, в которых будет аккумулирована информация по всем перевозчикам, такси и службам заказа такси (агрегаторам):

  1. реестр перевозчиков — в нем будут перечислены все компании, ИП и самозанятые, осуществляющие услуги по перевозкам на легковом такси;

  2. реестр служб заказа — то есть список компаний, которые получают вызовы от потребителей и передают их перевозчикам;

  3. реестр легковых такси — список автомобилей, которые используются при перевозках легковым такси.

Реестры будут представлять из себя электронные базы данных, в которых будут храниться сведения обо всех разрешениях на осуществления услуг такси (есть ли такое разрешение, не приостановлено ли оно, не аннулировано ли и пр.)

Требования к водителям

Водителям такси смогут работать только по трудовому договору с компанией-перевозчиком или ИП-перевозчиком либо самостоятельно зарегистрировавшись как ИП или самозанятым.

https://www.youtube.com/watch?v=jpQyIbbmR84\u0026pp=ygVQ0KfRgtC-INC_0YDQuNC90LXRgdC10YIg0L3QvtCy0YvQuSDQt9Cw0LrQvtC9INC-INGC0LDQutGB0Lgg0L_QsNGB0YHQsNC20LjRgNCw0Lw%3D

При этом у них должны быть не только права категории В, но также еще и стаж вождения от 3 лет. Также они должны будут пройти аттестацию на знание города.

Препятствием для работы водителем станут следующие обстоятельства:

  • наличие судимости за определенные преступления (в основном — связанные с применением насилия);
  • наличие трех и более неоплаченных автомобильных штрафов, кроме тех, срок оплаты которых истек;
  • наличие двух подряд на протяжении одного года административных наказаний за нарушения ПДД в виде ареста или лишения водительских прав.

Требования к перевозчикам

Перевозчик — это компания или ИП, которые непосредственно организуют перевозку с помощью такси.

Они обязаны:

  • использовать в работе только те автомобили, которые допущены к участию в дорожном движении и соответствуют установленным требованиям;
  • допускать к управлению автотранспортным средством только тех водителей, которые заключили с ними трудовой договор, и соответствуют установленным требованиям;
  • состоять на учете в налоговом органе;
  • не менее 6 месяцев хранить в электронном или бумажном виде сведения о каждом вызове (номер заказа; дата, время принятия и исполнения заказа; место и время начала и окончания перевозки; информацию об автомобиле и нек. др.).
Читайте также:  Жилищный сертификат: полный обзор

Изменения порядка оплаты

Законом предусмотрено введение единого порядка расчета оплаты за поездку.

Порядок будет обязателен для всех такси в России.

Расчет стоимости может производиться:

  • перевозчиком;
  • службой заказа;
  • по таксометру (то есть по цене за единицу времени).

При этом, в законе сказано, что с тарифами пассажиры должны быть ознакомлены заранее. Эти тарифы надлежит указывать на сайте перевозчика или на сайте службы заказа.

Требования к службе заказа

Главное новшество — разделение ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира между перевозчиком и службой заказа такси. Так, служба будет нести:

  • солидарную ответственность, если у перевозчика не было разрешения на перевозку или оно было аннулировано либо приостановлено;
  • полную ответственность перед пассажиром, если он не был уведомлен о наименовании перевозчика;
  • субсидиарную ответственность с перевозчиком-самозанятым, если страховка по ОСАГО не покрыла реально причиненный ущерб.

Требования к автомобилям:

  1. внешний вид («шашечки» на кузове, оранжевый фонарь на крыше, окраска кузова в специальный цвет, установленный законодательно);

  2. наличие на видном месте в салоне информации о водителе, перевозчике и о тарифах.

Плюсы и минусы введения нового закона

К плюсам можно отнести правило о единообразном подходе к ценам на такси и ознакомлению с ними покупателя до перевозки. Раньше узнать цену поездки на такси заранее можно было не всегда.

Например, днем цена от точки А до точки Б могла быть 500 рублей, а уже через пару часов — все 700, потому что, якобы, увеличилось количество заказов.

По новым правилам такое произвольное ценообразование запрещено. Закон разрешает менять цену в зависимости от времени и дня недели, класса комфортности автомобиля и т.п, но все расценки с учетом перечисленных параметров должны быть заранее опубликованы в общедоступном месте.

Увеличение же цены, обоснованное ничем не подтвержденным «повышенным спросом», незаконно.

Минусов много, перечислим основные:

  • Главная проблемарост цен, который, по мнению многих специалистов, неизбежен при новом подходе.

Множество дополнительно введенных требований к участникам перевозок потребует значительных вложений от них.

https://www.youtube.com/watch?v=jpQyIbbmR84\u0026t=398s

Многим службам такси придется полностью перестраивать свою работу, в результате не все из них смогут соблюсти установленные требования, в связи с чем количество компаний, организующих перевозки, может резко уменьшиться. В свою очередь, это, конечно, приведет к мгновенному взлету цен.

  • Также специалисты видят проблему в части введения требований к самозанятым водителям. Хотя законом и предусмотрена возможность работать в сфере такси самозанятым, на практике осуществить это будет очень сложно.

Дело в том, что, к примеру, страховка по ОСАГО по тарифу для такси, которую обязаны оформлять самозанятые, во много раз дороже обычной страховки такого же типа для физлица.

К тому же, самозанятым придется выполнить еще ряд всевозможных дорогостоящих, а зачастую и трудновыполнимых требований, чтобы работать таксистами: проходить медосмотры, покрасить машину в определенный цвет и пр.

Однако в настоящее время самозанятые водители редко работают полный день, работа в такси для них — скорее, подработка, поэтому вряд ли они останутся в отрасли, для них это станет невыгодно.

При этом во многих отдаленных районах единственная возможность добраться куда-либо, до той же больницы, например, — это такси, но работают там именно частники-физлица, которые по новым правилам работать, скорее всего, не станут.

Это вызовет всплеск незаконных перевозок, что не только не повысит безопасность для пассажиров, но, наоборот, может привести к значительному ее снижению.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KPD6D

Для сервисов заказа такси и их водителей установили строгие правила

Для служб и сервисов заказа такси, а также для их водителей теперь действуют строгие правила.

Расскажу, что изменилось.

Фактически перевозкой пассажиров мог заниматься любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Либо вообще без регистрации: достаточно было установить на машину «шашечки» и встать у вокзала или аэропорта. Некоторые регионы принимали свои нормативные акты, касающиеся такси, другие — пускали дело на самотек.

Теперь вступивший в силу федеральный закон регулирует все отношения, касающиеся перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и определяет порядок контроля за этой сферой. Одно из главных требований — у водителей должно быть разрешение на работу в такси.

Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».

Перед началом работы водителю нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Заявление подают по месту жительства. Если у водителя заключен трудовой договор с перевозчиком, разрешение можно не получать: это забота перевозчика.

Если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет.

Разрешение можно оформить бесплатно. Индивидуальные предприниматели, которые лично управляют такси, или самозанятые могут получить разрешение, если заключат договор со службой такси.

Заявление на разрешение можно подать через МФЦ или напрямую в уполномоченное ведомство — например, в Москве это департамент транспорта.

Вот что нужно указать в заявлении:

  1. Юридическому лицу — наименование, адрес и ОГРН.
  2. Индивидуальному предпринимателю — фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и ОГРНИП.
  3. Самозанятому — фамилию, имя, отчество, место жительства, данные водительского удостоверения.
  4. Всем заявителям надо указать ИНН, телефон, адрес электронной почты, номера записей в региональном реестре перевозчиков, способ направления выписки из регионального реестра перевозчиков и способ направления заявителю уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченным ведомством: например, просьбу слать уведомления на указанную электронную почту.

К заявлению нужно приложить:

  1. Доверенность — если заявитель обращается за разрешением не сам, а через представителя.
  2. Копию договора со службой заказа такси — если заявление подает индивидуальный предприниматель или самозанятый.
  3. Справку об отсутствии или наличии судимости.
  4. Опись бумажных документов.

Срок действия разрешения для юридических лиц и ИП — минимум 5 лет. Самозанятый может указать в заявлении более короткий срок.

https://www.youtube.com/watch?v=jpQyIbbmR84\u0026pp=YAHIAQE%3D

Передавать разрешение другому лицу нельзя. Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение.

За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом.

Получить разрешение в Московской области и возить пассажиров между столичными вокзалами не выйдет, а вот отвезти пассажира из подмосковного Чехова на Ленинградский вокзал Москвы вполне можно.

В законе прописали критерии, когда водителя не допустят к работе в такси:

  1. У него три и больше неуплаченных административных штрафа за нарушения ПДД. Исключение — если прошло более 2 лет со дня вступления постановления в силу.
  2. Он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения. Аттестация нужна, только если она предусмотрена региональным законом, определяющим порядок ее проведения.
  3. Его повторно лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД в течение года со дня исполнения предыдущего наказания.
  4. Есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Иностранных граждан, осужденных за аналогичные преступления в своей стране, также не допустят к управлению такси в России.

По этому закону сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем:

  1. Номер заказа.
  2. Дату и время, когда заказ приняли и когда выполнили.
  3. Адреса начала и окончания поездки.
  4. Марку, модель и госномер легкового такси.
  5. Фамилию, имя и отчество водителя.
  6. Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
  7. Телефон заказчика.
  8. Дополнительные требования к поездке — например, есть ли в машине детское кресло и можно ли в ней перевозить инвалидную коляску.

Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев — и только на территории РФ.

В случаях, установленных законом, их придется предоставить по требованию ФСБ или МВД: например, в рамках уголовного дела или проверки сообщения о преступлении. Перевозчик не может проверить, есть ли вообще такое дело или сообщение. Зато может проверить прокуратура — как по своей инициативе, так и по обращению службы такси.

Но для ФСБ еще предусмотрен круглосуточный доступ к системе заказов без каких-либо запросов — по постановлению правительства, которое тоже вступило в силу 1 сентября.

Там сказано, что служба заказа легкового такси, внесенная в реестр организаторов распространения информации, обязана предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных о заказах.

Для МВД подобный доступ не предусмотрен — получение информации возможно только по запросам.

Перевозчики, не внесенные в реестр, предоставляют такие данные в ФСБ и МВД только по запросам — в срок от 3 до 10 рабочих дней.

Службы такси и раньше возмещали ущерб наравне с водителем, но потерпевшим часто приходилось обращаться в суды.

Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, — но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.

  1. Номер записи в региональном реестре легковых такси.
  2. Дату, когда запись внесли в региональный реестр.
  3. Марку, модель и госномер транспортного средства, его VIN.
  4. Данные собственника автомобиля.
  5. Номер и дату выдачи СТС.
  6. Даты заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, номер договора.
  7. Фотографию автомобиля — если это предусмотрено региональным законом.

Доступ получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.

Пассажиры смогут проверить, действительно ли водитель работает в такси.

Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения. Санкция за такое — штраф 5000 ₽ .

А водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится в информационной системе как такси. В этом случае таксисту придется платить потерпевшему из своего кармана.

  1. Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
  2. В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
  3. МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты — преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
  4. Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector