В понедельник, 7 июня, замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев объявил о выходе российских вузов из Болонской системы. С его слов, такое решение приняли все ректоры. По всей видимости, и те, кто изначально высказывался против этой инициативы.
Среди сторонников сохранения Болонской модели был, например, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
Каких перемен ожидать в системе образования, что российские вузы приобретут и потеряют, специально для ЕАН объяснил старший преподаватель УрФУ Дмитрий Трынов.
Назад в СССР?
Еще когда министр образования и науки РФ Валерий Фальков только заговорил о выходе из Болонской системыВнедрение Болонской системы в России началось в 2003 году.
Обучение предполагалось двухуровневым: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года)., в обществе заговорили о возвращении к советской модели.
Однако Дмитрий Трынов считает такие рассуждения необоснованными.
Ректор УрФУ выступил против отмены Болонской системы образования«Советская система высшего образования устарела, когда СССР прекратил свое существование вместе с прежней экономической моделью. Ведь в то время государство выступало заказчиком образования — оно платило, распределяло и по сути выступало единственным работодателем выпускников. Это была жесткая централизованная система. Соответственно, когда экономическая модель изменилась и Россия вступила в Болонскую систему, то страна признала тот факт, что перемены назрели. Болонская система — это не столько вынужденное присоединение к какой-то хартии, сколько назревшая необходимость в рамках сложившейся общественно-экономической модели»,— отметил Дмитрий Трынов.
Поэтому, как полагает преподаватель УрФУ, выход России из Болонской системы следует воспринимать как политическое следствие последних международных событий. При этом за точку отсчета, по мнению Трынова, можно брать выход России из Совета Европы (15 марта 2022 года).
Запутались в полномочиях: как уральские ученые отреагировали на идею согласовывать работу с губернаторами
В сознании крепко сидят советские мифы
В то же время, как считает старший преподаватель УрФУ, общество воспринимает Болонскую систему скорее с точки зрения «политической конъюнктуры».
«В общественном мнении используется тезис, что Болонская система — это некая принудительная система, в которую Россия вынуждена была войти в обмен на ее признание в европейском сообществе.
В то же время в общественном сознании бытует миф, будто советская система образования была лучше.
Но те, кто говорят о необходимости выйти из Болонской системы, делают это в угоду нынешней политической конъюнктуры и против интересов российского общества», — полагает Дмитрий Трынов.
Грядут радикальные перемены?
Предпосылок для кардинальных изменений двухуровневой системы высшего образования собеседник ЕАН не видит. По крайней мере, пока экономика существует по законам рынка.
«Сейчас государство не может выполнять функцию заказчика образования и работодателя. Функцию работодателей чаще всего выполняют частные лица. Есть, конечно, элементы целевого набора, по спецнабору, по льготам. Но число таких студентов незначительно. Не следует забывать, что у нас есть также внебюджетное образование, в такой системе нонсенс что-то навязывать», — отметил Трынов.
- В то же время, по его словам, Болонскую систему нельзя назвать совершенной, но она обладает несколькими очевидными преимуществами:
- обеспечивает мобильность студентов, поскольку дипломы вузов признаются в других странах;
- наличие четырехлетнего бакалавриата позволяет сэкономить студентам, которые учатся платно;
- наличие двухуровневой модели (бакалавриата и магистратуры) позволяют сменить траекторию специалитета.
- Болонскую систему быстро не поменять: декан истфака УрФУ о перспективах новой реформы в вузах
- При этом, по мнению специалиста, речи о создании некой отдельной российской системы образования идти не может.
«Дело не в том, чтобы создать свое. Дело в том, чтобы использовать лучшие образцы. Болонская система наилучшим образом соответствует общественно-экономической системе, которая сформировалась в России на сегодняшний день. А по существу — это двухуровневая система образования.
Исходя из последних заявлений, дипломы российских ВУЗов перестанут котироваться за рубежом, раньше это было удобно для студенческой миграции, для обмена опытом, международных связей. Это было большим плюсом. Хорошо, что все-таки сохранят два уровня.
Значит, чиновники в управлении образованием понимают, что ломать все просто бессмысленно», — сказал старший преподаватель УрФУ.
Ранее глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявлял, что реформа не будет проходить единовременно и к ее реализации будет привлечено университетское сообщество. Примечательно, что Фальков обещал сохранить с корректировками двухуровневую систему — бакалавриат-магистратура.
Отмена Болонской системы: какие изменения грядут в высшем образовании
С февраля 2022 многие российские отрасли переживают перестройку. В мае изменения коснулись и сферы образования: Минобрнауки заявило о необходимости отмены Болонской системы в стране. По мнению министра В.
Фалькова, в РФ необходимо развивать собственную «уникальную» систему высшего образования.
Высказывания чиновников породили в обществе множество вопросов и тревог: что будет с бакалавриатом, вернут ли специалитет, останется ли в школах ЕГЭ, будут ли признавать российские дипломы за границей и др.
В этой статье мы разберёмся, как работает Болонская система, что в России изменилось после внедрения европейских стандартов образования и как отразится на абитуриентах, студентах и выпускниках выход страны из Болонской системы.
Суть Болонской системы
Болонская система, или Болонский процесс — это международная декларация о создании единого образовательного пространства между европейскими странами. В 1999 году на собрании в Болонском университете в Италии 29 государств договорились о создании глобальной образовательной системы в Европе. Россия, Казахстан, Беларусь и ряд других стран присоединились к процессу позднее.
Суть Болонской системы заключается в том, чтобы студенты и выпускники одной страны могли свободно поступить на учёбу, пройти стажировку или трудоустроиться в другой стране. Чтобы это реализовать, участники Болонского процесса вводят единые стандарты обучения и двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру.
Таким образом в Европе появляются два уровня подготовки специалистов и уравнивается качество образовательных программ. Это позволяет признавать дипломы зарубежных студентов и без проблем принимать их на учёбу и работу.
Так, студент чешского университета может проучиться семестр по обмену в Италии, а бакалавр французского вуза — поступить в магистратуру, например, в Германии
На данный момент Болонская система образования включает 49 государств, но в России от неё планируют отказаться. С чего всё начиналось и к чему привело в нашей стране — рассказываем дальше.
Болонская реформа в России
Разберёмся, когда и зачем Россия присоединилась к Болонской системе, и проследим, как изменилось высшее образование в процессе европейской интеграции.
Что было до. Основной формой высшего образования в России до участия в Болонском процессе был советский специалитет.
Срок обучения на специалиста составлял 5–6 лет, образование было бесплатным, но по окончании студенты должны были три года отработать на государство.
После распада Союза от этих принципов отказались, на специалитете появились коммерческие места, а работой выпускников уже не обеспечивали.
Что изменилось. Россия взяла курс на сближение с европейским образовательным пространством в 2003 году. Как отмечали депутаты Госдумы в интервью «РИА Новости», цель интеграции в Болонскую систему — повышение качества отечественного образования и выход российских вузов на международную арену.
Внедрение Болонской системы позволяло:
- сделать молодёжь мобильнее — студенты могли учиться по программам двойного диплома, стажироваться или работать в Европе;
- улучшить качество образования — появилась возможность обмениваться передовыми знаниями, культурными ценностями и опытом с представителями развитых стран;
- увеличить доходы — чем больше иностранных студентов приезжает в страну, тем больше денег они тратят на обучение и развлечения.
В отдельных вузах готовить бакалавров начали ещё в 90-х, но официально две ступени вышки вместо одного специалитета ввели в 2007 году. Срок обучения бакалавров составил 4 года, а магистров — 2.
Примечательно, что и после 2007 в стране не отказались от специалитета полностью: по ряду технических, медицинских и творческих направлений, перечень которых установлен Правительством РФ, специалистов готовят по сей день. Внутри страны специалитет фактически приравнивается к уровню магистра, но в Европе такую степень не признают и считают её бакалавриатом.
Сравнить бакалавриат и специалитет поможет наша таблица:
Бакалавриат | Специалитет |
|
|
Почему Болонскую систему критикуют в России
Сегодня с момента принятия Россией принципов Болонской системы прошло почти 20 лет, но на протяжении всего этого времени в обществе и профессиональных кругах не утихают споры и пересуды.
Европейскую систему высшего образования критикуют по ряду причин — рассмотрим некоторые подробнее.
Снижение качества образования. Уместить в 4-летней программе бакалавриата всю необходимую теорию и достаточное количество практики весьма сложно.
При этом далеко не все студенты идут «добирать» знания в магистратуру.
Да и те, кто решает продолжить обучение, зачастую выбирают совершенно другое направление подготовки и осваивают новую специальность всего за 2 года. Иногда в магистратуру поступают только ради «корочки».
Отток молодых профессионалов. Основная идея Болонской декларации — дать студентам и выпускникам больше свободы и мобильности для профессиональной самореализации. Для стран ЕС с единым экономическим пространством — это удобно и выгодно, но Россия туда не входит. Поэтому отток инициативных молодых специалистов приводит лишь к недостатку кадров внутри страны.
Недоверие к бакалаврам. Бытует мнение, что диплом бакалавра — это неполное высшее. Некоторые работодатели до сих пор не считают бакалавров профессионалами и при найме отдают предпочтение магистрам и специалистам.
Отсутствие результата. За 20 лет Россия не стала полноценным членом европейского образовательного пространства, считает спикер Совета Федерации В. Матвиенко.
В интервью «Известиям» она отметила, что российские дипломы и научные степени так и не были в должной мере признаны в Европе.
Россия, по её мнению, больше потеряла, чем выиграла от подобной интеграции, поэтому нет ничего критичного в том, что Болонскую систему отменят.
Мы связались с деканом и преподавателем Финансовой академии при Правительстве РФ Екатериной Безсмертной и попросили её поделиться своим взглядом на ситуацию вокруг Болонской системы.
Изначально профессиональное сообщество приняло переход на Болонскую систему с недоверием, перестройка образования шла не без трудностей.
Тем не менее сегодня наличие диплома бакалавра нормально воспринимается работодателями и позволяет талантливым и энергичным выпускникам активно продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Кстати, двухуровневая система образования прижилась и в странах, которые никогда не участвовали в Болонском процессе: Китае, Южной Корее, Сингапуре, Индии, Бразилии и др.
При этом и от программ специалитета за прошедшие годы не отказались многие вузы России, в особенности — готовящие выпускников по техническим специальностям.
Не следует также забывать, что и в советское время, в 50–60-е годы, срок обучения по некоторым специальностям, например, экономическим, составлял 4 года, а не 5.
Но многие эксперты в области образования считали и продолжают считать, что четырёх лет недостаточно и переход на бакалавриат снизил качество подготовки.
Поэтому сегодня у нас есть прекрасная возможность пересмотреть целесообразность возвращения к 5-летним программам специалитета по некоторым направлениями
Отказ от Болонской системы
В апреле 2022 года на встрече Наблюдательной группы Болонского процесса страны решили приостановить членство России и Беларуси в Болонской системе. В ответ на это в мае российские власти объявили, что Россия выходит из Болонской системы, отказывается от европейских образовательных стандартов и будет проводить внутреннюю реформу высшего образования.
В июне депутаты подготовили законопроект, который позволяет вузам вводить форму специалитета по всем специальностям и направлениям подготовки. Однако допускается, что по своему желанию вуз может оставить двухступенчатую систему образования и по-прежнему готовить бакалавров и магистров. На данный момент документ находится на рассмотрении в Госдуме.
Мы поговорили с опытным специалистом в сфере образования Екатериной Безсмертной о последствиях отказа от Болонской системы для нашей страны. Ниже приводим её комментарий.
Вопрос-ответ: что изменится в системе высшего образования
Мы проанализировали, какие изменения ждут нынешних и будущих студентов в России, и собрали ответы на главные вопросы в одном месте.
В вузах отменят бакалавриат и магистратуру?
Не отменят — дал однозначный ответ глава министерства образования и науки В. Фальков. В интервью «Коммерсанту» министр объяснил, что программы бакалавриата и магистратуры останутся, но их количество сократится, а вот специалитета точно станет больше.
В первую очередь на 5–6 летнее обучение переведут студентов сложных технических специальностей: врачей, микробиологов, инженеров и др. Минпросвещения, как пишут «РИА Новости», готово в короткие сроки внедрить специалитет в педагогических университетах.
Можно ли будет с российским дипломом поехать учиться за границу?
В целом, если двусторонние договоры о признании образования продолжать действовать, то вы сможете учиться за рубежом даже после отмены Болонской системы образования в России. Однако никто не застрахован от проволочек и сложностей. Например, может затрудниться процесс признания уровня квалификации студента или пересчёт академических часов в кредиты.
Вот что говорит наш эксперт Екатерина Безсмертная.
Обратите внимание, что российские дипломы требуется переводить на иностранный язык и заверять в консульствах или уполномоченных органах в большинстве зарубежных стран. Это не имеет отношения к участию или неучастию в Болонском процессе.
Признание диплома не потребуется только в государствах, с которыми у РФ есть соответствующие договоры. Среди них: Азербайджан, Албания, Беларусь, Греция, Грузия и др. Полный список стран опубликован на сайте «Главэкспертцентра».
Что будет с ЕГЭ?
Единый государственный экзамен никак не связан с Болонским процессом, поэтому отказываться от него не планируется. В интервью «Интерфаксу» глава Рособрнадзора А. Музаев отметил, что ЕГЭ — российский экзамен, который основан на отечественных образовательных стандартах и учитывает особенности национальной системы образования. Поэтому оснований для его отмены сейчас нет.
Что делать нынешним студентам и абитуриентам? Есть ли смысл учиться на бакалавриате?
Реформы — не молниеносный процесс: на разработку новых стандартов и доработку образовательных программ потребуются годы. Что касается студентов этого и следующего годов — переживать не о чем. Все программы продолжат действовать, заверил В. Фальков.
Уже выданные дипломы бакалавров и магистров продолжат действовать? Не нужно переучиваться?
Документы продолжат действовать, переучиваться не придётся. При желании вы сможете пойти работать с дипломом бакалавриата или поступить в магистратуру, чтобы получить более высокую академическую степень и продвинуться по карьерной лестнице.
Однако, как отмечает В. Фальков, критерии поступления в магистратуру вскоре могут измениться. Дело в том, что в соответствии с болонскими принципами бакалавр может учиться в магистратуре по любому направлению подготовки, вне зависимости от полученной ранее специальности. Так, всего за 2 года актёр может получить диплом юриста, а журналист — стать психологом.
Министр подчеркнул, что такой подход приводит к снижению качества профессиональной подготовки, поэтому его необходимо реформировать. Какие-то специальности, вероятно, можно будет освоить и за 2 года, но для поступления на более сложные магистерские программы абитуриенту потребуется окончить профильный бакалавриат.
Альтернативные пути для студентов
Специалитет или бакалавриат — не единственный путь для абитуриента. Многие современные профессии можно освоить онлайн и гораздо быстрее, чем в вузе. Поэтому, если не хотите морочиться со всеми этими реформами вышки, приходите учиться на курсы.
В блоге Checkroi рассказали о самых востребованных специальностях:
Если вам всё-таки нужен диплом бакалавра или магистра, обратите внимание на дистанционные программы высшего образования. Рассказываем о них подробно в статье: высшее образование онлайн — какие профессии можно освоить.
Подведём итог
Новость о выходе РФ из Болонского процесса прогремела весной на весь интернет. Отношение к европейским стандартам образования в России все 20 лет было двояким.
Одни открыто критиковали двухуровневую систему, считали бакалавриат незаконченным высшим и ратовали за возвращение старого доброго специалитета.
Другие поддерживали интеграцию России в международное образовательное пространство и развитие межкультурной коммуникации и мобильности.
Так или иначе, решение об отказе от болонских принципов было принято. В статье мы рассказали, что уже планируют изменить в российской образовательной системе, а что будет дальше — покажет время.
С исключением из болонской системы россия вошла в «серую зону» образования — мк
О том, что Россия больше в Болонском процессе не участвует, накануне объявил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. «Это Болонская система из нас вышла, а не мы из нее», — прокомментировал он.
Ранее руководитель Минобрнауки Валерий Фальков говорил о том, что в России будет создана собственная, национальная система высшего образования. Которая без опоры на болонский процесс будет содержать как двухуровневую структуру бакалавриат-магистратура, так и специалитет.
«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал Фальков.
Также были сделаны заявления о том, что полного возврата к советской системе не ожидается, а нынешним абитуриентам вообще бояться не нужно, ничто не изменится в вузах в 2022 году.
— Нынешним, может, и не нужно, — считает эксперт в сфере образования и ЕГЭ, преподаватель Мария Бушуева. – А вот следующим уже стоит. Потому что бакалавриат и ЕГЭ связаны как следствие и причина.
ЕГЭ – инструмент унификации системы оценки знаний для поступления на 1 курс бакалавриата. Вернут старую систему специалитета, а она именно старая, как по-другому не называй — вернутся и вступительные экзамены. Но только их будет не 5-6, а 7-8.
Наука идет вперед, объем знаний увеличивается.
Критики «болонки» в России говорят, что и так не работала у нас эта программа на полную. Вузовская мобильность, индивидуальный план учебы для студента, траектория обучения по система «2+2+2» (возможность после 2 курса бакалавриата выбрать другую смежную специальность, а магистратуру – по третьему направлению) – все это если и работало, то далеко не везде. И не для всех.
— Странно критиковать систему, если мы просто не смогли или не успели внедрить ее как следует, — считает Бушуева.
– Если где-то просто брали специалитет, выкидывали «ненужное» и звали это бакалавриатом, при чем тут болонская? Международные связи не умели или ленились создавать, или же просто жадничали, ведь за участие в программах нужно было платить взносы?.. Мне теперь вся эта история больше всего напоминает поговорку про отрезанные уши. Себе, назло кому-то…
Ведущий эксперт в сфере высшего образования, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина называет ситуацию с выходом наших вузов из болонского процесса удручающей. И главную опасность она видит в потере научной коммуникации, видимости наших университетов в мировых рейтингах и разрушении академической мобильности:
— Мне кажется рискованной такая вот заморозка международных связей. Потому что сейчас быстрые изменения происходят не только на рынке труда, но и в сфере образовательных технологий.
С учетом того, что недавно была пандемия, сейчас очень активно включились цифровые технологии, большой спрос на использование искусственного интеллекта. Это, в целом, новый тип коммуникации.
Поэтому выработка новых критериев качества образовательных программ для овладения новым, смешанным типом технологий должна быть совместной. Конечно, у нас существовала инерция некоторые решений, договоренностей.
С другой стороны, где-то мы даже опережали процесс, например, пытаясь продвинуться и пилотировать проект «2+2+2». Преуспели и в разработке стратегий вузов, новых форматов взаимосвязей с работодателями… Сейчас любое исключение из процесса коммуникации и обмена очень рискованно.
— А в чем именно?
— Даже сейчас партнерства (в вузах) строятся на неформальном уровне.
Потому что уже некоторое время на формальном уровне зарубежные коллеги выходят из членов диссертационного совета, из редакций журналов, из рецензентов, на диссертации или на статьи.
И это очень снижает для нас подтверждение ценности и качества нашего образования и науки. И ознакомление мирового сообщества с нашими достижениями.
Болонский процесс в значительной степени был нацелен на академическую мобильность. Для студентов и для преподавателей. Те наши программы, которые были в реестре, были подтверждены качеством этой независимой экспертизы.
Они были прозрачны. Абитуриенты и их семьи ориентировались на реестр, чтобы выбрать обучение. Точно так же и профессура, выбирая, куда подавать заявки на академический контракт, ориентировались на качество этих программ.
Доля иностранных преподавателей, как и доля иностранных студентов входят в рейтинги университетов. И позиционирование вуза в этих рейтингах и есть навигатор и для студентов, для работодателей, для преподавателей. К сожалению, сейчас мы станем невидимыми в реестре программы.
— Что за этим может последовать?
— Приостановка участия в рабочих группах, обсуждениях и так далее. Мы остались за бортом. Мы на время выпали из поля зрения зарубежных студентов, которые могли бы у нас учиться. Преподавателей, которые могли бы транслировать здесь лучшие образцы практик по своим направлениям.
Это все мне кажется очень рискованным. Мы стали, грубо говоря, «серой зоной». Невидимыми для рецензентов и преподавателей.
Вдобавок, сейчас наши защиты, научные статьи не подтверждаются научным рецензированием со стороны ведущих специалистов в своих областях. Это тоже подрывает сотрудничество, репутации. Мы разрываем контакты с научным сообществом.
Уже есть рекомендации у нас насчет дружественных и недружественных стран. И у них тоже есть рекомендации.
Формально никто ничего не запрещает, но неформально стараются минимизировать участие. Прекращаются даже короткие форматы летних школ, стажировок, научных конференций… Везде есть эти удручающее, я бы сказала, разрывы коммуникации.
— Если ситуация измениться, то научные контакты можно возобновить…
— Да, казалось бы, заморозка — временное решение. Но ведь темп пропадает. Эти контакты налаживались годами. Потому что они репутационные, именные. Разрушить их быстро, а вот восстановить так же скор не удастся. Потребуется много времени.
И в этом я тоже вижу риск. Это же не свет включить и выключить, понимаете. Потребуется много серьезных и глубоких усилий по восстановлению утерянных контактов. Обидно за же накопленный потенциал, который был у нас.
Его больше не видно!
— В рейтингах, в реестрах?
— В предметных рейтингах. Мы ведь входили в топ-50 предметных рейтингов, в отдельных направлениях. Наши университеты, наши исследования были видны мировому соообществу. Так или иначе, в топ-500 по всем рейтингам входили 48 наших университетов. Это немало, всего около 20 000 университетов в мире. Войти в топ-500 и иметь там 10% было непросто.
Да, у нас только МГУ с немножко мерцающим результатом входил в топ-100. Но массово люди выбирают не «сотню». Из 500 и даже 1000 лучших университетов в мире обычно выбирают. И мы столько усилий потратили, чтобы стать заметными на образовательной научной картины мира. Мы стали заметны. И то, что сейчас нас исключают фактически из рейтингов, программ, публикаций за которыми следит научный мир…
Не так велик, кстати, этот мир, всего 14 млн. человек в мире составляет академическое сообщество. Прежде, чем нас начнут вновь видеть, различать, контактировать с нами, пройдет очень много времени. А мы, на самом деле, уже стали седьмыми в мире по числу иностранных студентов…
— Наверное, в основном за счет Китая?
— Да, конечно. И главное тут языковые возможности. Китай, страны СНГ… Причем, Китай открыл даже у себя обучения русскому языку в виде двухлетних программ. В Алтайском крае, в Новосибирске, Иркутске, даже в Екатеринбурге доля иностранных студентов стала заметной. Люди готовы выучить русский язык, чтобы учиться у нас. А сейчас, когда наши программы становятся невидимыми, это потеря.
— А в дальней перспективе что нас теперь ожидает? Противники болонского процесса говорят, ничего страшного. Будем успешными только для себя…
— Отток студентов на наших программах, падение мест в рейтингах, падение научной репутации наших специалистов. Когда у вас в рецензентах, руководителях проектов и др.
ведущие ученые со всего мира, это статус и доверие. Когда доверие теряется, коммуникация разрушается.
Разрушаются научные контакты, которые дают опыт освоении новых технологий, современных компетенций, креативности, в конце концов.
У меня именно с этим связываются опасения и прогнозирование негативных сценариев. С разрушением научной и образовательной коммуникации, научных образовательных обменов.
Те достижения, которые у нас были заработаны трудом, становятся невидимыми в мире. Не только в Китае – в Бразилии, например, тоже не смогут увидеть наши программы в реестре.
А ведь есть ряд направлений, где мы на очень высоких позициях: в физике, химии, даже в социологии есть направления, где мы в топ-50 предметных рейтингов.
«Международного обмена не будет». Как будут учиться и поступать за границу студенты после исключения России из Болонского процесса
Образование хуже не станет, но обмен с европейскими вузами-партнерами будет под вопросом.
11 апреля Россия и Республика Белоруссия были исключены из Болонского процесса. В российских СМИ тема Болонской системы активно обсуждается в связи с заявлением Валерия Фалькова, министра науки и высшего образования РФ. Министр сообщил, что к Болонской системе нужно относиться как к «пережитому этапу».
В ближайшем будущем студенты могут начать учиться в совершенно по-новому – образовательный стандарт, по словам чиновников Минобра, будет ориентироваться на национальные интересы и строиться с учетом накопленного опыта.
Несмотря на это, ездить по программам академической мобильности в европейские зарубежные вузы станет сложнее.
Зачем нужна Болонская система?
Болонская система образования – международная, в неё входили 49 стран, в том числе и Россия. Система действует по декларации «Зона европейского высшего образования», которая была подписана в 1999 году министрами 29 европейских стран. Но США и Япония туда не входят. Россия присоединилась к болонскому соглашению только в 2003 году, полностью перешли на эту систему в 2011.
Идеей соглашения было создать общую систему, в которой студент может свободно учиться в разных вузах мира, не поступая каждый раз на первый курс. В Болонской системе все курсы вузов единообразны по часам, нагрузке, содержанию. А значит, студент может на втором или третьем курсе перейти учиться из российского вуза, к примеру, в немецкий. И пройденные раннее дисциплины будут учтены.
По этой системе сейчас учатся большинство российских студентов — 4 года бакалавриата и 2 магистратуры. Причем двухлетнюю магистратуру можно окончить по другой специальности, чтобы получить новые навыки.
Но 11-12 апреля члены Bologna follow-up group лишили Россию и Беларусь права представлять свои страны в EHEA – это European Higher Education Area (Европейское пространство высшего образования — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе в области высшего образования, которое было основано в марте 2010 года).
«В общем, Россия не участвует теперь именно в EHEA, но EHEA тесно связана с Болонский процессом, так как направлена на сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе. Но Болонский процесс не равно EHEA, на мой взгляд», — считает Камила Шайбакова, эксперт по образованию за границей, основательница проекта WorldAbroad.
Также Шайбакова добавляет: «Что подразумевает отказ в сотрудничестве или приостановление членства, доподлинно сказать нельзя, как это кажется мне сейчас – это органы, которые обсуждают имплементацию и разные вопросы, связанные с Болонским процессом».
«Обменные программы будут сокращены или невозможны»
Международные эксперты, которые занимаются помощью российским студентам с поступлением за рубеж, сообщили: исключение России из Болонского процесса не означает, что дипломы не будут признаваться или что образование за рубежом станет невозможным. Однако «обменные программы и разные сотрудничества между вузами, скорее всего, будут сокращены или невозможны (но это уже и сейчас происходит активно)», — считает Камила Шайбакова.
Аналогичную проблему обозначает Софья Сазыкина, руководитель компании SSA Education. По её словам, Болонская система поощряла взаимодействие между вузами разных стран: академическую мобильность, проезды друг к другу, научные исследования, учебные программы.
А при исключении из международной системы всё будет не так просто. Выход, как считает эксперт — методологический подход к процессу: «Придется заново писать методологии, согласовывать с Вузом.
В Болонской системе все было понятно, а здесь — разные образовательные системы, придется приспосабливаться».
Основные сложности, которые могут возникнуть с поступлением за рубеж в новых условиях – бюрократические. Денис Власин, основатель образовательного агентства Kiwi Education, рассказал, что в его компании занимаются программами двойного диплома, которые продолжают работать.
«Возможно, добавится бюрократических трудностей для вузов. В остальном прекращение отношений возможно не из-за Болонской системы, а по политическим причинам», — полагает Власин.
«Из потенциальных проблем, я могу предвидеть только то, что деканаты российских вузов будут не очень приветствовать подписание и заверение документов для поступления за границу, например, справки перевода часов в ECTS, подсчеты среднего балла GPA и т.д.
Но на самом деле, и сейчас это работает не всегда просто и автоматически (деканат может долго делать эти документы, согласовывать сверху, задавать много вопросов и т.д.), поэтому даже тут не будет кардинальных изменений», — обозначает ту же проблему Шайбакова.
Эксперты считают: еще одна проблема – требования некоторых университетов по доказательству наличия определенного количества баллов — кредитов ECTS (ECTS — общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса, использующаяся при переходе из одного учебного заведения мира в другое). Большинство российских студентов поступает за рубеж именно из топовых вузов, где бальная система реализуется.
«Если сказать проще, в Европе, когда вы оканчиваете определенный предмет или дисциплину вы получаете кроме оценки еще и определенное количество ECTS.
За год вы обычно должны набрать 60 ECTS, после этого считается, что вы освоили необходимую программу за год.
Базируясь на этом, некоторые зарубежные университеты ставят требования к поступающим: например, чтобы в вашем дипломе было не менее 180 ECTS», — пояснила Камила Шайбакова.
Но в большинстве российских вузов, в основном не топовых, несмотря на членство в Болонском процессе, и сейчас нет системы ECTS — учет ведется также в часах, как и 20 лет назад. Поэтому, когда ребята поступают за границу, им приходится переводить свои учебные часы в кредиты. В среднем 1 ECTS — это 30-36 часов.
Для поступления в Новую Зеландию, Австралию, Канаду, Ирландию и Великобританию, с которыми работает агентство Kiwi Education, никаких изменений не будет и вовсе. «Вузы и власти стран и раньше индивидуально рассматривали каждого кандидата из РФ, автоматически образование не признавалось и требовалось проходить отдельный процесс признания дипломов», — сообщил основатель агентства.
Россия: национальная или уровневая система?
После официального объявления о выходе из Болонской системы в российских вузах предположили, что новая национальный образовательный стандарт будет напоминать специалитет.
Но замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев на заседании совета ректоров творческих вузов в Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского отметил, что отказ от Болонской системы образования не означает возврат к советскому подходу к обучению.
«Речь не идет о возвращении к системе, которая была, условно, до 1991 года. Во-первых, та система была в конкретных исторических обстоятельствах, которых сейчас нет: государственная экономика, государственный план, государственное распределение и так далее, изоляция полная от мира», — заявил Афанасьев.
Как раз наоборот – система, которая придет на смену Болонской, будет создана с учетом накопленного опыта.
«Речь идет о формировании национальной системы, которая бы учитывала и преимущества того этапа, их надо четко сформулировать и сказать: «Вот здесь мы опираемся на эту традицию и тот опыт, который мы получили в последнее время, в том числе и в условиях довольно широких международных контактов», — отметил Афанасьев.
В алтайских вузах отмечают, что выход из Болонской системы будет сопряжен с массой трудностей (методологических, административных), но ничего критичного в этом нет.
Напротив: на некоторых направлениях, особенно технических и творческих, подготовка специалистов станет более качественной и системой.
Такой позиции придерживается руководители алтайского аграрного университета и института культуры.
На пресс-конференции агентства ТАСС, посвящённой старту приемной кампании в вузах СФО, ректор алтайского ГАУ Николай Колпаков отметил: «Специалитет или уровневая система образования? Для инженерных, технических специальностей пятилетний классический вариант был бы предпочтительнее».
Отказ от Болонской системы и переход к новому национальному стандарту может очень благополучно сказаться и на образовательных программах по искусству: музыкальном, хореографическом образовании и так далее, считают в институте культуры.
«Там деление на бакалавров и магистров было несколько искусственное.
Если магистратура предполагает научную теоретическую подготовку, она не столь важна для исполнителя, музыканта, как наличие профессиональных музыкальных или хореографических способностей», — объяснила проректор по учебной работе Олеся Кутькина.
В аграрном университете пояснили, что сейчас вопрос возможного перехода стоит остро. И важно понять, насколько он может оказаться болезненным.
«Многих волнует – как это будет происходить, процесс перехода на новую систему. И я выражу общее мнение. Нельзя делать резких движений», — подчеркнул ректор АГАУ.
Новые модели обучения
Николай Колпаков предложил посмотреть на изменение образовательной системы с точки зрения работодателей. «Нужно учитывать позицию работодателей по этому поводу. Они-то кого ждут: инженеров или бакалавров?», — сказал ректор.
Чтобы переход был более безболезненным, в университетах придётся менять подходы, формировать новые модели обучения – а это займет время и потребует анализа встраивания в современную экономику. «Здесь нужен концептуальный подход: важно будет выстраивать совершенно новые образовательные модели, прописывать обновленные требования», — подчеркивает Олеся Кутькина.
Если на экспертном совете по проектированию новой системы с ректорами вузов все же решат заменить бакалавриат на пятилетнее обучение, то лишний год даст возможность сформировать профессиональную траекторию, позволит более гибко выстраивать образовательный процесс через вариативный блок. Как считает Олеся Кутькина, это поможет «формировать те дополнительные компетенции, которые потребуются выпускнику: по форме это будет либо практическая подготовка, либо работа с вариативным блоком, может быть, даже не связанным напрямую с профессиональной деятельностью».
Сейчас в институте культуры сохранились программы специалитета по направлениям «актерское искусство», «графика», «звукорежиссура». В рамках этих профессий невозможно сформировать необходимые компетенции за четырехлетний цикл с учетом требований гуманитарной подготовки, отмечают в вузе.
На программах специалитета учатся большинство студентов медицинского вуза. В подготовке по этим направлениям, вероятнее всего, ничего не изменится.
И в целом для российских студентов ощутимых изменений в обучении не будет, сообщили ТАСС в Минобре. Национальная система будет опираться на преимущества советской и международной Болонской. Решение будут принимать по каждой программе отдельно – на одних направлениях сделают одноуровневую систему, на других оставят двухуровневую.
Напомним, что приемная кампания в алтайских вузах уже активно идет. В этом году снова увеличили число бюджетных мест, а в некоторых университетах (например, в аграрном) добавили новые программы обучения.
Наиля ШИРИНОВА