MiCA регулирование криптовалют в ЕС

Появление технологии блокчейн и рост числа криптопроектов существенно изменили привычный мир финансовых активов и операций.

{«id»:686424,»gtm»:null}

Источник: © 2023 Digital & Analogue Partners

Долгое время криптоотрасль называли «Диким Западом» из-за отсутствия четких нормативных требований к игрокам этого формирующегося рынка. Необходимость усиление регулятивного надзора для защиты инвесторов и создания прозрачного правого ландшафта стала очевидной.

Для этого Европейский парламент разработал специальный документ — «Положение о рынках криптоактивов» (Markets in Crypto-Assets, MiCA).

MiCA позволил ЕС, позиционировать себя как ключевую юрисдикцию для рынка цифровых активов, создать сбалансированную криптоэкосистему, усилить гарантии для инвесторов и стимулировать инновации в секторе.

Будучи всеобъемлющим законодательным актом, MiCA устанавливает новый стандарт для блокчейн-проектов. MiCA содержит четкие руководящие принципы для эмитентов криптоактивов и поставщиков криптоуслуг (Crypto Asset Services Provider, CASP), действующих в рамках единого режима лицензирования на территории всего Европейского союза.

Почему этот закон важен для всех блокчейн-проектов?

Так же как и уже известный всем регламент GDPR (The General Data Protection Regulation, Общий регламент по защите данных), регламент MiCA после и вступления в силу в 2024 году будет иметь прямое действие во всех 27 странах-членах ЕС. Это означает, что MiCA автоматически станет национальным законом в каждом государстве-члене ЕС, без какой бы то ни было необходимости для национальных правительств принимать собственное законодательство.

Что касается глобальных последствий, то, хотя MiCA, как и любой другой нормативный акт ЕС, технически применяется только на территории ЕС, он будет иметь более широкие последствия из-за взаимосвязанного характера глобальной финансовой системы и интернета. Любая компания, работающая с криптоактивами и действующая так или иначе на территории ЕС, предлагающая услуги гражданам ЕС, прямо не исключающая граждан ЕС из потенциальных пользователей сервисами, должна будет соблюдать MiCA.

Таким образом, MiCA с большой степенью вероятности пойдет по пути GDPR, и может стать де-факто мировым стандартом. Компаниям будет проще иметь один набор регулирующих стандартов, которым они могут следовать повсеместно.

MiCA был предложен Европейским парламентом в сентябре 2020 года. В апреле 2023 года закон был принят, и уже в 2024 году он вступит в силу.

Ранее в США также были предприняты шаги по классификации и регулированию криптоактивов. В США регулирование криптоактивов осуществляется в основном на уровне судебной практики и рекомендаций Комиссии по ценным бумагам и биржам США (The United States Securities and Exchange Commission, SEC). Так в практике сформировалось деление криптоактивов на три основных типа:

  • платежные токены;
  • служебные токены;
  • security-токены (токены ценных бумаг).

К каждому типу токенов предъявляются различные нормативные требования в зависимости от их функции. Бизнес-сообщество без особого восторга воспринимает «американский подход», так как применение тех или иных законов к криптосфере становится очевидным только после возбуждения расследования SEC или судебного разбирательства.

Бизнес начал жаловаться на отсутствие ясных правил, в соответствии с которыми можно развивать проект, не опасаясь проверок, штрафов ввиду нарушения норм, о которых стартап мог даже не догадываться на в начале пути.

Европейский союз пошел по другому пути регулирования и принял MiCA — комплексную и гармонизированную правовую базу, разработанную специально для развивающегося рынка криптоактивов:

  • MiCA охватывает широкий спектр криптоактивов и обеспечивает единый режим лицензирования для CASP (поставщиков криптоуслуг) во всех странах-членах ЕС.
  • MiCA решает проблемы, связанные с каждым типом криптоактивов, и вводит строгие меры защиты потребителей, требования прозрачности и правила против манипулирования рынком.
  • MiCA способствует созданию более благоприятной для инноваций среды, обеспечивая при этом стабильность рынка и правовую определенность.

В результате MiCA представляет собой более современный и цельный подход к регулированию по сравнению со все еще доминирующей на сегодняшний день моделью США.

Согласно MiCA, к криптоактивам относится:

цифровое представление стоимости или права, которое может быть передано и сохранено в электронном виде, с использованием технологии распределенной бухгалтерской книги или аналогичной технологии.

ТРЕБОВАНИЯ MiCA К WHITE PAPER

Любой блокчейн-проект, подпадающий под действие MiCA, должен иметь «White Paper» («белую книгу») — подробный документ, в котором объясняются технические аспекты, особенности и функциональные возможности проекта, а также дается четкое объяснение его назначения, целей и задач.

Общие требования к White Paper изложены в статье 5 MiCA, а требования к документам токенов, привязанных к активам (стейблкоины), и токенов электронных денег изложены в статьях 17 и 46.

Более того, приложения I–III MiCA содержат исчерпывающий список конкретных деталей, которые должны быть включены в White Paper.

Благодаря этим требованиям, эмитенты могут гарантировать, что они не упустят ни одной важной детали, а инвесторы получат доступ ко всей необходимой информации для принятия обоснованных инвестиционных решений.

Что должно содержаться в White Paper, согласно MiCA?

  • Точное описание проекта эмитента, включая его назначение, цели, задачи и технические характеристики.
  • Объяснение прав и обязанностей держателей токенов, включая условия продажи токенов, любые ограничения права голоса или возможности передачи токенов, а также любую другую соответствующую информацию.
  • Раскрытие информации о рисках, связанных с инвестированием в токены, включая волатильность цен, изменения в законодательстве, кибер-атаки и другие факторы, которые могут повлиять на стоимость токена.
  • Информация о команде проекта, включая их имена, квалификацию и опыт работы в индустрии блокчейна.
  • Объяснение того, как токены будут торговаться, включая любые ограничения или лимиты на торговлю, и описание рыночной инфраструктуры, которая будет использоваться, например, биржи или торговые платформы.
  • Подробная информация о технологии, используемой для выпуска и распределения токенов, включая любые смарт-контракты или другие программы, используемые для управления продажей и распределением токенов.
  • Финансовая информация, включая прогнозируемое использование средств и соответствующие финансовые отчеты, в том числе финансовые отчеты, подготовленные независимым аудитором.
  • Раскрытие информации о любых конфликтах интересов или сделках с заинтересованностью которые могут повлиять на доходность инвесторов, включая сделки между эмитентом и его аффилированными или заинтересованными сторонами.

Источник: © 2023 Digital & Analogue Partners

Выполнение этих требований даст особые преимущества для эмитентов криптоактивов, которые смогут:

  • Привлекать инвесторов и строить с ними доверительные отношения , представляя свои проекты как наиболее надежные и прозрачные.
  • Снижать риск принудительных мер со стороны регулирующих органов, путем демонстрации соответствия нормативным актам и руководящим принципам MiCA.
  • Положительно влиять на свои репутацию и авторитет в индустрии блокчейна, путем демонстрации приверженности подотчетности и открытости.

При составлении технической документации для блокчейн-проекта очень важно учесть важность внедрения мер KYC (Know Your Customer — «знай своего клиента») и AML (Anti-Money Laundering — «противоотмывочные меры»).

  • Процедуры KYC/AML гарантируют соответствие проекта требованиям MiCA и демонстрирует стремление разработчиков поддерживать самые высокие стандарты безопасности.
  • Более того, такие меры помогают защитить как проект, так и его пользователей, способствуя созданию более безопасной криптоэкосистемы, снижают риски мошеннических действий и предотвращают использование проекта в незаконных целях, таких как отмывание денег и финансирование терроризма.

Чтобы проиллюстрировать важность KYC/AML, приведем в пример следующие случаи мошенничества:

  • В марте 2021 года неизвестное лицо заминтило и продало на площадке OpenSea NFT-копию знаменитой работы Бэнкси «Morons» без разрешения художника. Выручка от продажи составила 228,69 ETH (примерно $394 000 на тот момент). Этот инцидент демонстрирует важность проверки личности создателей проектов для избежания мошеннических действий в отношении покупателей.

Регулирование рынка криптоактивов в ЕС (MiCA)

13 октября 2022 года согласованная версия Регламента о рынках криптоактивов (MiCA) стала общедоступной.

Хотя MiCA все еще нуждается в официальном утверждении парламентом и Советом ЕС, можно предположить, что на данном этапе процесса существенных изменений больше не будет.

Официальное принятие постановления должно произойти в конце 2022/начале 2023 года, в результате чего ожидается, что новое регулирование криптовалют в ЕС вступит в силу в середине 2024 года. В статье дается обзор MiCA и раскрываются некоторые «актуальные темы».

Актуальные изменения в регулировании рынка криптовалют в ЕС: предыстория MiCA

Несмотря на такое быстрое развитие и возрастающее значение криптовалютного рынка, в ЕС до сих пор не было единого режима надзора.

Хотя некоторые государства-члены Евросоюза создали свои собственные наборы правил для регулирования рынков криптовалют согласно AMLD5 6, они сильно отличаются.

В результате между странами ЕС нет ни единого игрового поля, нет единой защиты прав потребителей, и технология не может развить полную экономию за счет масштаба в такой неоднородной среде.

Таким образом, цель MiCA: создание единого набора правил в ЕС для работы с криптоактивами, который охватывает как предоставление соответствующих услуг, так и регулирование продуктов. Это также включает меры по предотвращению злоупотреблений на рынке и аспекты защиты потребителей в отношении клиентов поставщиков услуг криптоактивов (VASP).

Для достижения этих целей MiCA должен применяться ко всем физическим, юридическим лицам и другим компаниям, которые выпускают криптоактивы, публично предлагают их для торговли, или предлагают другие услуги, связанные с криптоактивами. В принципе, любая публичная деятельность, связанная с криптоактивами, подпадает под новый режим MiCA в ЕС.

Криптоактивы, которые уникальны и невзаимозаменяемы, такие как NTF, исключены из сферы применения в соответствии с MiCA. Тем не менее обсуждение будет продолжено, поскольку NFT, предлагаемые большими сериями, вероятно, взаимозаменяемы и, следовательно, в случае соответствующего низкого установленного порога, NFT также могут подпадать под действие MiCA.

Регулирование рынков криптовалют в Европе: положения MiCA

С введением режима MiCA в ЕС по существу будет определено три типа криптоактивов. Это токены, привязанные к стоимости (ART 9), токены электронных денег (EMT 10) и криптоактивы, отличные от токенов, привязанных к стоимости и электронным деньгам.

Читайте также:  Инвестиции в иностранные акции из России в 2023 году

Таким образом, токены электронных денег являются криптоактивами, которые должны иметь стабильную стоимость, ссылаясь на официальную валюту (это официальная валюта страны, выпущенная Центральным банком или другим органом Денежно-кредитного регулирования). Напротив, токены со ссылкой на стоимость — это те, которые не являются токенами электронных денег и имеют стабильную стоимость, ссылаясь на любую другую ценность, право или их комбинацию, включая одну или несколько валют.

Для регулирования рынков криптоактивов в ЕС Регламент MiCA устанавливает требования в следующих областях:

  • публичное предложение;
  • выход на торговую площадку;
  • содержание и форма White paper, документа, аналогичного проспекту продаж, и его публикация;
  • обязанности по предоставлению информации и отчетности перед надзорными органами;
  • обязательства эмитента по выкупу.

В случае токенов со ссылкой на стоимость и токенов электронных денег существуют дополнительные требования в следующих областях:

  • капитализация эмитента;
  • резервные активы;
  • требования к управлению для эмитента;
  • расширенные информационные обязательства перед надзорными органами.

Регулирование криптоуслуг

Помимо регулирования крипторынков в Европе, MiCA регулирует предоставление криптоуслуг. Следуя определениям MiFID, MiCA регулирует следующие услуги:

  1. Хранение и управление криптоактивами для клиентов.
  2. Управление криптоплатформой.
  3. Обмен криптовалют на фиат/другую криптовалюту.
  4. Выполнение заказов, связанных с виртуальными активами, для клиентов.
  5. Передача криптоактивов другим лицам.
  6. Прием и передача заказов на виртуальные активы для третьих лиц.
  7. Предоставление услуг по управлению портфелем.

Неудивительно, что уже регулируемые банки, поставщики финансовых услуг, центральные депозитарии ценных бумаг, операторы торговых площадок, учреждения электронных денег и управляющие фондами не нуждаются в новой лицензии на обмен криптовалют, если они хотят предоставлять вышеупомянутые криптоуслуги в той мере, в какой они предоставляли их с предыдущей лицензией. Чтобы получить криптолицензию в ЕС, им нужно только заранее проинформировать регулятор конкретной страны. Новое требование лицензии из статьи 53 MiCA касается только компаний, у которых еще нет лицензии и которые хотят только предоставлять услуги, связанные с криптоактивами. Требования, которые должны быть выполнены VASPs для получения разрешения, сопоставимы с теми, которые поставщики финансовых услуг должны учитывать в рамках WpIG.

Информация, которая должна быть представлена, включает, но не ограничивается: подробный бизнес-план, информацию о собственном капитале, документацию по соглашениям об управлении, информацию о владельцах, доказательства пригодности директоров, описание механизмов внутреннего контроля и анализ риска.

Особенностью MiCA является запланированное для властей время обработки. Согласно статье 55 MiCA, орган должен подтвердить получение заявления в письменной форме в течение 5 рабочих дней. Компетентный орган должен проверить полноту заявки в течение 25 дней с момента получения заявки.

После подтверждения полноты у органа есть 40 дней для принятия мотивированного решения о выдаче или отказе в разрешении и еще 5 дней для сообщения об этом.

Переходные положения для провайдеров криптоуслуг

Если вы заинтересованы в том, чтоб получить лицензию поставщика услуг виртуальных активов, тогда примите во внимание, что существуют специальные переходные правила для поставщиков криптоуслуг, у которых уже есть лицензия в государстве-члене на момент вступления в силу MiCA.

В соответствии с Регламентом MiCA, поставщики криптоуслуг, которые предоставляли свои услуги в соответствии с применимым национальным законодательством до вступления в силу MiCA, могут продолжать делать это в течение 18 месяцев после того, как Регламент вступил в силу.

Статья 123, пункт 3, MiCA также предусматривает упрощенную процедуру регистрации поставщиков криптоуслуг в ЕС для уже активных поставщиков.

В упрощенной процедуре компетентные органы должны только проверить, выполняет ли поставщик таких услуг общие обязательства и обязательства в отношении предоставления специальных криптоуслуг.

Также сыграет роль то, что европейский паспорт, т.е. право VASP предоставлять услуги, подлежащие регистрации в другой стране ЕС, будет ускорен по сравнению с MiFID.

Статья 58 MiCA предусматривает максимальный период в 15 дней, в соответствии с которым национальный орган страны должен направить информацию о паспорте в страну-получатель в течение 10 рабочих дней, а VASP может принять меры после получения сообщения, но не позднее 15 дней после подачи в орган страны происхождения.

Следует упомянуть, что кредитные учреждения CRR и учреждения ценных бумаг, которые уже находятся под надзором, также должны подать заявление на дополнение к их существующему паспорту. Заявление должно быть подано властям страны проживания/регистрации не менее чем за 40 дней до начала работы.

Предоставление услуги исключительно по инициативе заказчика/обратное ходатайство

Как мы уже сказали, Регламент MiCA потребует от криптокомпаний зарегистрироваться и получить соответствующее разрешение в национальных органах власти. Многие компании, базирующиеся в третьих странах, задаются вопросом, актуален ли для них Регламент MiCA.

Если они хотят предлагать услуги клиентам в ЕС, то должны подчиниться данному режиму, установить физическое присутствие в ЕС и получить разрешение.

Единственным исключением является случай, когда услуга предоставляется исключительно по инициативе клиента, что также называется обратным запросом или пассивным обслуживанием.

В соответствии с вышеупомянутым требование регистрации не применяется, если услуга предоставляется по собственной инициативе клиента, учрежденного или проживающего в Союзе.

Что нового по сравнению с MiFID, так это то, что MiCA уже содержит подробные положения об обратном запросе. В соответствии с этим компания третьей страны может предоставлять только специально запрошенную услугу.

Другие дополнительные услуги не допускаются.

Заключение

С публикацией соглашения, достигнутого в ходе трехсторонних переговоров, общеевропейское регулирование криптоактивов становится все более ощутимым.

Даже если MiCA еще не принят окончательно, а ESMA и EBA имеют всесторонние полномочия для разработки дополнительных подробных правил, участникам рынка настоятельно рекомендуется подробно рассмотреть свои требования уже сейчас.

Поэтому компаниям, которые уже активно работают в этой сфере бизнеса, а также тем, кто хочет запустить криптостартап в ЕС, рекомендуется учитывать MiCA в своих стратегических решениях.

Чтобы получить больше информации по теме статьи, свяжитесь со специалистами нашей компании. Мы консультируем по регулированию крипторынков в Европе, а также по запросу наших клиентов можем оказать сопровождение в регистрации криптокомпаний в ЕС.

Проект предложения MiCA

Форма заказа консультации по регулированию рынка криптоуслуг в ЕС

Отсканируйте QR-код

для быстрой связи в Telegram

Криптовалюты, такие как Биткойн и его бесчисленные производные, растут в течение многих лет. Их нельзя просто игнорировать в современном обществе. Однако в большинстве стран-членов ЕС в последние годы законодательство не учитывало на это развитие, в результате чего регулирование криптовалют в Европе не имеет четкой правовой основы в большинстве государств-членов.   

Правовая неопределенность сдерживает инновации, о чем Европейская комиссия знает, и поэтому усердно работает, чтобы подготовить проект постановления (MiCA), который должен обеспечить единый режим регулирования криптовалют в ЕС. Предложение направлено на повышение защиты потребителей и инвесторов от рисков, связанных с цифровыми финансовыми операциями.

Особенности регулирования криптодеятельности в ЕС: MiCA

MiCA – это название проекта регламента или новое регулирование рынков криптоактивов в Европе.

Проект постановления должен создать четкую правовую основу для контроля криптодеятельности в европейских государствах и, в более широком смысле, для технологии распределенной книги (DLT).

Он направлен на поддержание инноваций, создание безопасной и заслуживающей доверия структуры для цифровых валют с таким же уровнем защиты, как и для традиционных финансовых продуктов. Основные принципы – защита инвесторов, целостность рынка и финансовая стабильность.

Многие принципы регулирования сделок с криптовалютами в ЕС, которые MiCA налагает на эмитентов и поставщиков услуг криптоактивов, будут знакомы юристам из банковской сферы, финансового права, например, запрет на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком.

MiCA в первую очередь создает новую систему лицензирования поставщиков услуг криптоактивов в ЕС и эмитентов цифровых валют на европейском уровне.

MiCA предоставляет основные правила поведения и аспекты защиты потребителей, новый общеевропейский паспорт для операторов, имеющих лицензию согласно режиму MiCA в их собственном государстве-члене.

Выход на криптовалютный рынок в Европейском Союзе: сфера применения MiCA

MiCA применяется к компаниям, участвующим в фактическом выпуске криптоактивов (первичные предложения монет (ICO) в Европе) или предоставляющим другие услуги, связанные с цифровыми активами в ЕС, например торговцам и посредникам. 

Регламент различает три категории эмитентов, на которых будет распространяться новый режим регулирования рынка криптоактивов в ЕС:

  • Эмитенты «токенов, привязанных к активам»: поддерживают стабильную стоимость, ссылаясь на стоимость различных фиатных валют, которые являются законным платежным средством.
  • Эмитенты «токенов электронных денег»: цифровые активы, которые используются как средства обмена и предназначены для поддержания стабильной стоимости, ссылаясь на стоимость фиатной валюты, которая сама по себе является законным платежным средством.
  • Эмитенты других токенов: не распространяются требования получения лицензии поставщика криптоуслуг в ЕС, чтобы предлагать цифровые активы общественности или для доступа к криптобирже, при условии, что они соответствуют требованиям MiCA.

несмотря на наличие требования к проспекту эмиссии, нет необходимости получать предварительное одобрение содержания проспекта или маркетинговых сообщений. 

Существует восемь типов услуг, для которых необходимо оформить европейскую криптолицензию:

  • криптоактивы и управление от имени третьих лиц;
  • управление криптобиржей;
  • обмен активов на фиатную валюту;
  • криптообменники;
  • выполнение заказов, связанных с цифровыми валютами, от имени третьих лиц;
  • размещение криптоактивов;
  • получение и передача заказов с цифровыми активами от имени третьих лиц.;
  • консультации по криптоактивам.

Существующий банк и кредитная компания не должны получить новую лицензию для предоставления услуг криптоактивов в ЕС.

Это также относится к инвестиционным фирмам в рамках MiFID при условии, что соответствующая деятельность связана с соответствующей инвестиционной деятельностью MiFID, на которую они имеют разрешение.

Страховщики и перестраховщики в соответствии с Директивой Solvency II не входят в сферу действия MiCA в отношении деятельности, подпадающей под действие Solvency II.

Читайте также:  Когда откроется «Макдоналдс» в России под новой вывеской

Исключения для публичного предложения

Публичное предложение криптоактивов в ЕС может быть освобождено от лицензионных обязательств, если выполняется ряд условий:

  • криптоактивы должны предлагаться бесплатно;
  • цифровые валюты автоматически создаются посредством майнинга в качестве вознаграждения за обслуживание или проверку транзакций по какой-либо или сопоставимой технологии;
  • криптоактив уникален и не подлежит обмену с другими цифровыми активами;
  • предложение ограничено максимум 150 физическими или юридическими лицами на государство-член, которые все торгуют за свой собственный счет;
  • общая стоимость не превышает 1000000 EUR (или эквивалент в другой валюте или в криптоактивах) за 12-месячный период;
  • предложение цифровых активов адресовано исключительно квалифицированным инвесторам, и криптоактивы могут принадлежать этим квалифицированным инвесторам.

Прежде чем зарегистрировать криптокомпанию в государстве-члене ЕС, важно учесть, что для токенов, связанных с активами, или токенов электронных денег требование лицензирования MiCA не применяется, если:

  • связанные с активами токены/токены электронных денег продаются и распределяются исключительно среди квалифицированных инвесторов и могут принадлежать только им;
  • средняя непогашенная сумма токенов не превышает 5 000 000 EUR (или соответствующего эквивалента в другой валюте) за 12-месячный период.

Читать также: Криптодеятельность в Великобритании

Существующие услуги и поставщики

У поставщиков услуг криптоактивов есть 18 месяцев с даты вступления MiCA в силу для получения лицензии на криптоактивы в ЕС. Однако до получения разрешения поставщики должны будут продолжать соблюдать существующие национальные законы государств-членов.

Существующие цифровые активы, которые не являются токенами с привязкой к активам или токенами электронных денег, предложенные в Евросоюзе до даты вступления в силу MiCA, не будут подпадать под требования MiCA. 

Заключение

Законодательный процесс в ЕС будет продолжен до того, как это станет окончательным постановлением, что может занять до двух лет. Тем, кто активен в мире криптовалют, стоит подготовиться к тому, что будет введен новый режим регулирования криптодеятельности в Европе.

Заказать консультацию по регулированию рынка цифровых услуг в странах Европы вы можете у специалистов IQ Decision UK по контактам, указанным на сайте.

Криптовалюты: как новый европейский закон изменит игру в мире?

Криптовалюты – один из наиболее быстро развивающихся рынков в мире финансовых инноваций. Не удивительно, что этот рынок привлекает внимание правительств и регуляторных органов, которые стараются защитить потребителей и инвесторов, а также обеспечить стабильность финансовой системы. 

В этой связи Европейский парламент одобрил новый закон, регулирующий криптовалюты в странах Евросоюза. Этот закон, известный как «Regulation of Markets in Crypto-assets» (MiCA), будет внедрен в течение следующих нескольких лет и заменит существующие правила в 27 странах Европейского союза. Документ состоит из 566 страниц, включая преамбулу из 119 пунктов.

Целью закона является обеспечение стабильности и безопасности в криптовалютной индустрии в Европе, защита прав потребителей и инвесторов, а также предотвращение отмывания денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при помощи криптовалют. Он предусматривает новые правила для тех, кто производит и продает криптовалюты, а также для компаний, предоставляющих услуги в этой области на территории Европейского союза.  

В этой статье мы рассмотрим подробнее, что предлагает новый закон и как он повлияет на деятельность на криптовалютном рынке как европейских компаний, так и игроков из третьих стран, планирующих привлекать клиентов, находящихся в ЕС, и/или продвигать или рекламировать свои услуги в Евросоюзе. 

Основные положения закона

На кого распространяется:

Новое законодательство распространяется на физических и юридических лиц, которые занимаются выпуском, предложением публике криптоактивов и допуском к торговле криптоактивами, или предоставляющих услуги, связанные с криптоактивами, в Европейском Союзе. Такими лицами в рамках закона являются:

  1. Эмитенты криптоактивов. Такими лицами будут являться «юридические лица, которые предлагают публике любой вид криптоактивов» или «добиваются допуска таких криптоактивов на торговую платформу для криптоактивов». Применяемые положения также будут зависеть от того, какой тип криптоактивов предлагается. Таким образом, для целей закона эмитентами могут являться не только организации, непосредственно создающие криптоактивы.  
  2. Провайдеры услуг криптоактивов. К провайдерам относится любое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению одной или нескольких услуг в области криптоактивов третьим лицам на профессиональной основе.
  3. Любые лица, осуществляющие действия, связанные с торговлей криптоактивами, которые допущены к торговле на торговой платформе для криптоактивов, или в отношении которых был подан запрос на допуск к торговле на такой торговой платформе.

Текст закона не устанавливает отдельного режима для лиц из третьих стран. Вместе с тем, из п.

75 Преамбулы к закону следует, что если компания из третьей страны самостоятельно (то есть, без первоначальной инициативы клиента из ЕС) привлекает клиентов или потенциальных клиентов в Евросоюзе или продвигает, рекламирует криптоуслуги или свою деятельность в ЕС, к ней будут применяться требования MiCA. 

Так, например, помимо зарегистрированного офиса в государстве-члене ЕС, где они осуществляют хотя бы часть своих услуг в области криптоактивов, такие компании должны иметь эффективное место управления в Евросоюзе, и по крайней мере один директор должен быть резидентом ЕС.

К каким криптовалютам применяется?

Новый закон в целом применяется к организациям, предоставляющим криптоуслуги резидентам Европейского союза.

MiCA не распространяется на криптоактивы, регулируемые другими инструментами финансового права ЕС, поэтому криптоактивы, которые квалифицируются как финансовые инструменты, такие как токены ценных бумаг или электронные деньги (за исключением токенов электронных денег), не подпадают под действие закона.

Под действие нового закона подпадает три вида криптоактивов: 

Asset Reference Token («ART») — токен, нацеленный на поддержание стабильной стоимости посредством привязки к одним или несколькими активами. Как правило, это комбинация активов (например, токен, привязанный к золоту, или к корзине валют, или к другим криптоактивам).

E-money Token («EMT») — электронные суррогаты монет и банкнот, которые, вероятно, будут использоваться для осуществления платежей. Ключевая характеристика — обеспеченность официальной государственной валютой.

Другие криптоактивы — цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде.

Требования к эмитентам криптоактивов

Закон устанавливает базовый режим для всех эмитентов криптоактивов, а также содержит дополнительные обязательства для эмитентов токенов, привязанных к активам, и эмитентов токенов электронных денег.

Согласно общим требования закона, эмитент криптоактивов, действующий на территории Европейского союза, должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица в ЕС. 

Кроме того, он обязан осуществить публикацию и предоставление местному органу власти так называемой «Белой книги» (White Paper). Данный документ описывает техническую информацию для потенциальных клиентов, и должен быть составлен как минимум на одном официальном языке государства-члена Европейского союза.

Закон содержит подробные требования к информации, которая должна содержаться в «Белой книге»: например, описание  криптопроекта и основных участников, объяснение типа используемого механизма блокчейн, раскрытие основных рисков, изложение прав клиентов и др.

До публикации Белой книги распространение маркетинговых сообщений о выпускаемых криптоактивах не допускается.

Хотя «Белую книгу» не обязательно утверждать до публикации, соответствующий компетентный орган может потребовать внесения изменений в «Белую книгу», а также может приостановить предложение или торговлю криптоактивами. В связи с этим, компаниям, планирующим выпуск криптоактивов в ЕС, необходимо обеспечить, что их «Белая книга» соответствовала требованиям MiCA.

Более того, в обязанности эмитентов входит проверка того, применяются ли к ним параллельно какие-либо дополнительные нормативно-правовые акты ЕС или внутреннего законодательства. 

Требования к провайдерам услуг на рынках криптоактивов

Предоставлять услуги в сфере криптоактивов на территории Евросоюза будет разрешено только юридическим лицам, имеющим зарегистрированный офис в государстве-члене ЕС и получившим разрешение от соответствующего национального компетентного органа на осуществление деятельности в качестве Crypto-Asset Service Provide («CASP»).  

В частности, национальные регуляторы должны будут проверять, соответствуют ли кандидаты на лицензии требованиям по идентификации клиентов и предотвращению отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требованиям в области управления рисками, капиталом и конфликтами интересов. Разрешение, полученное в одном государстве-члене ЕС, будет действовать на территории всего Европейского союза.

Необходимо отметить, что уполномоченные кредитные учреждения и уполномоченные инвестиционные компании, имеющие лицензию MiFID, смогут предоставлять услуги, связанные с криптоактивами, без получения отдельного разрешения.

Вместе с тем, эти компании должны будут уведомить свои компетентные органы о намерении предоставлять услуги в рамках закона, а также должны будут соблюдать установленные в MiCA правила, которые могут отличаться от уже существующих и применимых к ним стандартов.

К провайдерам, как и к эмитентам, также применяются требования о раскрытии информации об используемом механизме консенсуса блокчейна, а также об обязанности гарантировать финансовую стабильность, либо в форме поддержания размера собственных средств, либо путем страхования.

Кроме того, закон содержит подробную информацию об условиях предоставления различных услуг в сфере криптоактивов, включая, например, хранение и управление криптоактивами от имени третьих лиц, работу торговых платформ для криптоактивов, размещение и исполнение ордеров на криптоактивы от имени третьих лиц и предоставление консультаций по криптоактивам.

Одной из новелл закона являются специальные требования к ответственности кастодианов криптоактивов в отношении потерь.

Кастодиан, хранящий резервные активы для эмитента АРТ, обязан в случае утраты финансовых инструментов или криптоактивов вернуть идентичные активы или их стоимость эмитенту без неоправданной задержки, если только он не докажет, что утрата произошла в результате внешнего события, находящегося вне его разумного контроля, последствия которого были бы неизбежны, несмотря на все разумные усилия, направленные на обратное. Кастодиан также будет нести ответственность за утрату криптоактивов (или средств доступа) в результате инцидента, связанного с предоставлением услуги или работой поставщика услуг, в размере рыночной стоимости утраченных криптоактивов.

В связи с этими обязательствами кастодианы, предоставляющие или рассматривающие возможность предоставления услуг хранения криптовалют в ЕС, должны убедиться в наличии надежных систем и средств контроля и/или соответствующего страхования для смягчения последствий таких правил.

Читайте также:  Самые оригинальные подарки на Новый год 2023

Защита прав потребителей

Новый европейский закон о криптовалютах в ЕС устанавливает высокие требования к защите прав потребителей. Ключевыми мерами являются: — Обязательное информирование потребителей компаниями о всех сборах и комиссиях, а также о рисках, связанных с инвестированием. — Обеспечение высоких стандартов безопасности для клиентов, в том числе в области хранения и защиты криптоактивов.

— Защита потребителей от мошенничества и манипуляций на рынке, а также обеспечение прозрачности и надежности услуг компаний на криптовалютных рынках. — Возможность возврата потребителем средств в случае, если компания не предоставила услуги в соответствии с договором. — Создание Европейскими финансовыми органами надзора реестра надежных компаний, доступного для общественности.

— Соблюдение правил по обработке персональных данных и право потребителей на отказ от использования их данных в рекламных целях.

Как это влияет на компании вне Европейского союза

Новый закон ориентирован на развитие надежной экосистемы для работы с цифровыми активами в Европейском союзе.

Фактически он усиливает роль ЕС в международном регулировании криптовалют и цифровых активов, что может привести к том, что в дальнейшем регуляторы ЕС будут работать в тесном сотрудничестве с другими странами для разработки глобальных стандартов в этой области. А значит, европейское законодательство может стать образцом для третьих стран.

После вступления в силу всех положений MiCA, компаниям, находящимся вне Европейского союза, но желающим предлагать свои услуги в области криптовалют на территории ЕС, необходимо будет получать на это специальное разрешение, а также обеспечить соответствие своей деятельности всем положениям нового законодательства. При этом для соблюдения требований о прозрачности, безопасности и защите прав потребителей могут потребоваться изменения процессов и новые технологические решения. Все это может повлечь дополнительные затраты иностранных компаний, а также усложнить их доступ на рынки ЕС.

В связи с этим, таким лицам рекомендуется заранее осуществить детальный анализ того, в какой степени их деятельность подпадает под действие европейского закона, а также какие требования и ограничения могут к ним применяться.

По результатам анализа, следует рассмотреть вопрос о том, стоит ли получить соответствующее разрешение в одной из стран-членов ЕС, чтобы воспользоваться правом оказания услуг в области криптоактивов на территории ЕС.

Необходимо учитывать, что получение разрешения может занять много месяцев, поэтому грамотный анализ и быстрое принятие решений поможет оказаться в числе первых неевропейских компаний, оказывающих услуги на европейском рынке криптоактивов по новым правилам.

Марина Материк  

Все о MiCA

Рынки крипто-активов, сокращенно MiCA, представляют собой новый набор правил, которые приняты в конце апреля 2023 года. Этот регламент создаст уникальный режим регулирования в ЕС для криптобизнеса и внесет больше ясности в общие правила для участников рынка и для отрасли.

В этой статье представлен краткий обзор Регламента MiCA, где представлены некоторые из наиболее важных аспектов новых правил, а именно:

  • Определение понятия MiCA
  • На кого и на что распространяется MiCA?
  • Каковы ключевые положения Регламента MiCA?
  • Когда MiCA вступит в силу?

Что такое регулирование рынков крипто-активов (MiCA)?

Рынки в регулировании крипто-активов — это проект закона, целью которого является создание всеобъемлющей правовой базы для регулирования криптоактивов в ЕС. По сути, MiCA берет некоторые из лучших практик, уже существующих в регулировании финансового рынка, и применяет их к криптоиндустрии.

  • Основными задачами MiCA являются:
  • • Замена отдельных правил, существующих в нескольких странах ЕС, одной унифицирующей и всеобъемлющей структурой.
  • • Установка более четких правил для поставщиков услуг криптоактивов и эмитентов токенов.
  • • Обеспечение большей определенности в регулировании криптоактивов, если они не подпадают под действие существующих финансовых правил.

На кого и на что будет распространяться MiCA?

  1. Компании, на которые распространяется MiCA или поставщики услуг криптоактивов (CASP), включают:
  2. • Кастодиальные кошельки
  3. • Обменники криптовалюты на криптовалюту или криптовалюту на фиат.
  4. • Платформы для криптотрейдинга
  5. • Консультационные фирмы по крипто-активам и управляющие крипто-портфелями.

  6. С точки зрения применимости активов, MiCA охватывает три типа активов:
  7. • Токены, привязанные к активам (включая стейблкоины, обеспеченные товарами или одной или несколькими валютами).
  8. • Токены электронных денег (стейблкоины, обеспеченные одной фиатной валютой)
  9. • Прочие токены, в том числе служебные токены.

  10. MiCA будет применяться к NFT (невзаимозаменяемым токенам) только в том случае, если NFT имеет характеристики, которые делают его похожим на один из активов, на использование которых распространяется действие MiCA

Например, правила MiCA могут применяться к NFT, который похож на служебный токен или финансовый инструмент.

При работе над юридическим дизайном токена NFT также важно помнить, что простое присвоение токена уникального идентификатора не является показателем невзаимозаменяемости. Согласно MiCA, невзаимозаменяемые токены, выпущенные большими сериями, могут считаться взаимозаменяемыми и, следовательно, требуют авторизации.

Скорее всего, это повлияет на проекты, которые дробят NFT.

Будет ли MiCA применяться к приложениям DeFi? Нет, MiCA не будет применяться к dApps, поскольку они работают без посредников. Поскольку DeFi — это тип dApps, MiCa также не будет применяться к ним.

Ключевые пункты регламента MiCA

Как MiCA отличается от существующих правил криптовалюты? Какие важные новые правила введет MiCA? Как эти изменения повлияют на существующие и планируемые проекты Web3?

Проектам, работающим в ЕС, потребуется меньше лицензий

С MiCA больше не будет существовать отдельных национальных режимов разрешений Web3. Вместо этого MiCA вводит единую систему авторизации, которую будут использовать все страны ЕС.

CASP, авторизованные в странах, в которых они зарегистрированы, теперь смогут предоставлять свои услуги всем странам ЕС.

Как правило, национальные лицензии позволяют работать только в стране, в которой они выданы, поэтому Регламент MiCA позволит региональным компаниям Web3 работать на более крупных рынках с меньшим количеством лицензий.

  • У CASP будет больше обязательств и раскрытия информации
  • Некоторые из новых требований к CASP в рамках MiCA будут включать (но не ограничиваться):
  • • Наличие офиса в стране ЕС и хотя бы одного директора-резидента страны ЕС
  • • Внедрение политики и процедур по борьбе с отмыванием денег (AML), непрерывности услуг, а также политики и процедур безопасности данных.
  • • Соблюдение правил маркетинговой коммуникации

• Принятие определенных мер по предотвращению злоупотреблений на рынке и правильному рассмотрению жалоб (это направлено на то, чтобы избежать новых случаев, подобных Terra Luna и FTX). Примером новой практики является то, что CASP должны будут предупреждать как своих клиентов, так и своих пользователей о рисках транзакций, которые они совершают.

• Действовать честно, справедливо и профессионально

• Публичный обмен информацией о политике ценообразования, затрат и комиссий, а также информацией о воздействии деятельности криптоактивов на окружающую среду.

Дополнительные правила для процессов выпуска токенов

Основатели Web3, планирующие выпустить токены, должны будут опубликовать технический документ и иметь зарегистрированное юридическое лицо, которое выпускает токены и управляет ими в соответствии с техническим документом.

Это означает, что децентрализованные TGE (события генерации токенов) с кастодиальными казначейскими обязательствами или IEO/IDO (первоначальные предложения обмена и первоначальные предложения Dex) с анонимными эмитентами будут невозможны.

Однако небольшие предложения токенов могут быть освобождены от этого требования. Если у токена нет эмитента, такого как BTC, технический документ, подготовленный биржей, должен предупредить пользователей о потенциальных рисках токена, и биржа будет нести всю ответственность за этот токен.

Чтобы помочь эмитентам и биржам, в MiCA описывается, как должны выглядеть официальные документы, разъясняются существующие правила, которые были несколько расплывчатыми и неясными.

Алгоритмические стейблкоины запрещены, а стейблкоины, обеспеченные активами, должны соответствовать строгим правилам.

Учитывая подобное можно сделать вывод, что в ЕС алгоритмические стейблкоины будут запрещены. Наряду с запретом алгоритмических стейблкоинов MiCA также потребует, чтобы стейблкоины, обеспеченные фиатом, были обеспечены ликвидным резервом с соотношением 1:1.

  1. Другие требования к эмитентам стейблкоинов будут включать, но не ограничиваться:
  2. • Внедрение определенных процедур для защиты резервных активов и резервных активов.
  3. • Установление процедур рассмотрения жалоб и процедур для предотвращения злоупотреблений на рынке и инсайдерской торговли.
  4. • Создание и поддержание резерва активов, изолированных от других активов, которые должны находиться на хранении у третьих лиц.

Когда MiCA вступит в силу?

После «переходного периода» — 18 месяцев после возможного принятия MiCAs — всем криптобизнесам ЕС необходимо будет получить разрешение на работу в качестве поставщика услуг криптоактивов.

Поскольку MiCA приняли на этой неделе закон сможет вступить в силу в октябре 2024 года. MiCA окажет большое влияние, и компании Web3 должны подготовиться к этому регулированию.

MiCA собирается предоставить долгожданную нормативно-правовую базу для крипто-компаний, работающих в ЕС, что хорошо для многих крипто-компаний и потребует дополнительной работы, чтобы гарантировать соблюдение закона всеми.

Более того, после успешного внедрения MiCA, вероятно, послужит хорошим примером для других регулирующих органов по всему миру, которые рассматривают возможность введения или адаптации существующих законов в соответствии с потребностями крипторынка.

Надеемся, что MiCA будет продвигать новую тенденцию гораздо менее фрагментированного нормативно-правового поля для криптографических и web3-проектов по всему миру.

Любому автору проекта, который хочет, чтобы проект соответствовал требованиям MiCA, следует в первую очередь понимать масштабы MiCA и степень влияния на проект, который следует планировать соответствующим образом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector