Глава Минпромторга также заявил, что российский ретейл не нуждается в поддержке в связи с соглашениями по стабилизации цен на сахар и масло
СОФЬИНО /Московская область/, 18 декабря. /ТАСС/. Российские власти не планируют заключать соглашения по стабилизации цен на другие виды продуктов и вводить госрегулирование цен, заявил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Мы таких даже вариантов не рассматриваем, потому что это мера вынужденная, мы не планируем ломать рыночные принципы», — отметил министр.
Мантуров добавил, что ввод госрегулирования цен не соответствует принципам экономики. «Если мы введем регулирование цен на продукты питания, это просто сломает все принципы экономики. Это за собой потащит и производственную составляющую, и поставщиков сырья, и поставщиков техники и т. д.» — сказал министр.
- По словам Мантурова, это [заключение соглашений о снижении цен на сахар и подсолнечное масло] была вынужденная мера, продиктованная временем.
- Министр также напомнил о поправках в законодательство, которые позволят регулировать цены на социально значимые товары в случае их резкого роста (более чем на 10% в течение месяца).
- Говоря о необходимости сейчас вводить экспортные пошлина на подсолнечное масло, Мантуров отметил, что это прерогатива Минсельхоза, однако к этому вопросу нужно подходить аккуратно, с учетом планов по экспортному нацпроекту.
«Здесь надо аккуратно смотреть, чтобы мы не потеряли конкурентоспособность на внешнем рынке. Нас быстро там заместят, если цены будут неконкурентны», — сказал он.
Поддержка ретейла
Российский ретейл не нуждается в поддержке в связи с соглашениями по стабилизации цен на сахар и масло, отметил Мантуров.
«Мы же только что слышали, что у ретейла есть возможность маневрировать группами товаров, и уж помощь здесь точно не нужна. Они нормально себя чувствуют и рентабельность обеспечивают», — сказал министр.
Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман подтвердил журналистам, что сети хорошо справляются с задачей сдерживания роста цен. И привел в пример «Индекс «Пятерочки», включающий в себя 33 базовых продукта, цены на которые за январь — сентябрь этого года выросли на 2%, то есть ниже инфляции.
16 декабря Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие российские ретейлеры и производители продовольствия подписали соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло, которые будут действовать до конца I квартала 2021 года.
Предельные розничные цены на сахар составят 46 рублей кг, на масло — 110 рублей за литр.
Для труднодоступных регионов будут установлены повышающие коэффициенты: предельные цены за Уралом, на Крайнем Севере и в Калининграде через такие коэффициенты определят региональные власти.
Источник: ТАСС
Госрегулирование цен в России 2022: что это такое и к чему может привести?
Инфляция в России в годовом измерении превысила 16%, а по итогам года цены, вероятно, вырастут на 20-25%. Но цены на отдельные виды товаров – в том числе социально значимые – растут еще быстрее. И власти в очередной раз возвращаются к идее ввести прямое или косвенное регулирование цен на них. Но регулирование цен – серьезное вмешательство в рыночные механизмы. Стоит ли его вводить для стабилизации социальной обстановки и как это повлияет на экономику страны?
В России вполне официально строится рыночная экономика – что изначально предполагает отсутствие любого регулирования цен. Однако в действительности регулирование есть, и оно распространено достаточно широко.
Например, государство жестко регулирует цены на труд – работники в России не могут получать в месяц меньше, чем МРОТ.
Также, например, «Семейная ипотека» не может стоить дороже 6% годовых – это тоже своего рода цена.
Кроме того, есть официальный перечень товаров и услуг, цены на которые подлежат регулированию со стороны государства:
- на федеральном уровне: газ, электроэнергия, оборонная продукция, перевозки пассажиров и грузов ж/д-транспортом, алкоголь, лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых;
- на уровне регионов: топливо, перевозки пассажиров в городском и пригородном транспорте. Также регионы могут регулировать цены на транспортные услуги в районах Крайнего Севера и надбавки к ценам продукции, которая там продается.
То есть, перечень касается достаточно критических товаров и услуг, при этом широкого перечня повседневных товаров не касается. А на некоторые товары – например, на алкоголь – ограничиваются не максимальные, а минимальные цены.
За тем, как торговые и иные организации соблюдают требования по части ценообразования, следит Федеральная антимонопольная служба в лице своих региональных управлений.
Но есть и другие перечни товаров, цены на которые так или иначе регулируются. Это стало актуальным не так давно – в прошлом году многие заметили, как цены на повседневные продукты питания (особенно овощи из «борщевого набора») резко выросли. Тогда власти начали отслеживать ситуацию с ценами, но фактически это не было прямым регулированием.
Работало все через специальные соглашения и меморандумы между властями, производителями, оптовыми поставщиками и торговыми сетями. То есть, компании самостоятельно обязались не повышать цены выше определенного уровня: не выше 46 рублей за килограмм сахара и 110 рублей за литр подсолнечного масла в рознице. Тогда соглашения позволили стабилизировать ситуацию, и их не стали продлевать.
В марте 2022 года проблема повторилась с сахаром – но сейчас власти не стали определять конкретные ценовые границы, а ограничили торговую наценку на сахар, она могла быть не выше 5%. Но цены на другие товары растут, а инфляция бьет многолетние рекорды – и власти уже начинают всерьез обсуждать целесообразность госрегулирования цен на более широкий ассортимент.
Какие последствия могут быть у регулирования?
Если следовать экономической теории, то у регулирования цен есть один большой побочный эффект – это возникновение черного рынка.
То есть, если государство прямым вмешательством изменяет сложившийся естественный баланс спроса и предложения, то продавцам будет не так выгодно продавать этот товар (если цена ограничивается сверху) или покупатели не захотят его покупать (если ограничивается минимальная цена). И они создадут свой рынок – уже неподконтрольный государству, где будет уже свой баланс спроса и предложения.
В случае, если в России будут ограничены цены на отдельные товары (например, на продукты) сверху, на практике это будет означать дефицит продуктов, говорит Валерий Полховский из ГК Forex Club.
Люди начнут скупать дешевые продукты, которые производителю будет не так выгодно продавать (дефицит), а затем продавать их по спекулятивным ценам (черный рынок).
И закончится это тем, что в одни руки будут отпускать ограниченное количество товара (по советской модели – вплоть до талонов).
В любом из сценариев с регулированием цен есть свои слабые места:
- если просто ограничить цену, любое повышение себестоимости будет означать, что производитель или продавец начнут работать себе в убыток. А отслеживать себестоимость по всей цепочке снабжения очень сложно – у государства просто нет доступа к этой информации в силу рыночной структуры, говорит доцент Сергей Черников. Во времена СССР это могло работать за счет более серьезного контроля со стороны Госплана и полной подконтрольности экономики государству;
- если ограничить торговую наценку, торговые сети могут просто не покрыть всех своих расходов. Например, если государство ограничит наценку на продукты питания 10 процентами, но торговая сеть сможет функционировать (платить аренду, зарплаты и коммунальные платежи) при наценке в 20%, регулирование загонит бизнес в зону убытков. Причем обойти это ограничение можно достаточно просто – ввести в цепочку поставок еще одного «своего» посредника (который сам будет продавать товары с наценкой).
Процесс ценообразования в рыночных условиях очень сложный – на себестоимость продукции влияют десятки, если не сотни факторов. Например, из-за подорожания топлива могут вырасти расходы на доставку сырья на предприятие-производитель – если цены на конечную продукцию зафиксированы, то компания просто будет получать убытки.
С похожими проблемами уже сталкивались независимые сети АЗС – из-за сбоев на рынке топлива они вынуждены были продавать бензин и дизельное топливо с отрицательной рентабельностью, теряя по 1-2 рубля на каждом литре (ведь и оптовые цены, и розничные по факту определяли крупные нефтяные компании).
Стоит ли вообще регулировать цены?
Классическая рыночная экономика опирается исключительно на силу рынка – его «невидимая рука» самостоятельно находит баланс между спросом и предложением, от чего непосредственно зависят цены. Увы, но и сами экономисты признаются: рынок не решает многих вопросов – например, тех же социальных гарантий, поэтому государство вынуждено вмешиваться в процессы.
Но стоит ли государству вмешиваться в ценообразование – точнее, расширять перечень категорий товаров, цены на которые определяются государством?
В самом по себе госрегулировании нет ничего плохого, говорит доцент РУДН Сергей Черников. По его словам, регулирование – это лишь инструмент, и при грамотном его применении оно может действительно обеспечить стабильность для населения и сбить панику. Проблема лишь в том, что чиновники далеко не всегда применяют его грамотно.
В истории мировой экономики центральный контроль над ценами уже был – в августе 1971 года в США начали контролировать цены в стране из-за сложной экономической ситуации.
Несмотря на неоднозначное отношение к этой идее, контроль цен помог – уже через год оптовые и розничные цены перестали расти, при этом экономика смогла избежать сокращения занятости, рассказал нам сооснователь компании «Ценозавр» Константин Калугин.
В России тоже были успешные примеры регулирования – когда в 2003 году был заморожены цены на электроэнергию на целый год.
Большинство экспертов допускают, что регулирование цен допустимо, но лишь в некоторых ситуациях:
- если это исключительно временное решение – в этом случае регулирование может помочь сохранить стабильность в экономике на период «турбулентности». В долгосрочной перспективе госрегулирование – почти всегда плохое решение, в том числе из-за возникновения черного рынка;
- вместо фиксации цен в денежном выражении лучше регулировать либо конечную наценку на продукты, либо фиксировать цены по всей цепочке. Например, в 2021 году цены на сахар были зафиксированы как у производителей (36 рублей за килограмм), так и в рознице (46 рублей). Это позволило заработать всем звеньям цепи поставки – пусть и не так много, как они могли получить;
- еще лучше не фиксировать торговые наценки, а договариваться со всеми сторонами рынка – например, это может быть меморандум, по которому производитель обещает не поднимать цены выше определенного уровня, а торговые сети взамен обещают сократить наценки на социально значимые товары. Такие соглашения обычно работают лучше (потому что, по сути, подписываются добровольно), при этом не дают одним компаниям зарабатывать сверхприбыли за счет других.
Но самый лучший вариант – это отказаться от госрегулирования, заменив его на адресную помощь нуждающимся. Так решаются все проблемы регулирования: никто не вмешивается в рыночные механизмы, продавцы устанавливают рыночную наценку на товары и зарабатывают, при этом социально незащищенные категории населения не оказываются за чертой бедности.
Цены на что стоит регулировать?
Кроме законодательно установленного перечня товаров с госрегулированием цен, а также отдельных отраслевых соглашений, у государства есть еще один механизм контроля. ФАС вправе проверять торговые сети и отдельные точки на предмет завышения цен.
Инструменты реагирования – предостережения и предупреждения о недопустимости завышения цен, в редких случаях продавца могут даже оштрафовать.
Применяется это обычно к товарам из списка социально значимых – никто не будет регулировать цены на компьютеры или стиральные машины, потому что это не товары первой необходимости.
ФАС может также выявить сговор производителей или торговых сетей – когда цены поднимаются везде и одновременно. Сговор в данном случае может быть не только на рынках критически важных товаров – ведомство реагирует на жалобы и ищет сам факт сговора.
Но есть ли смысл устанавливать регулируемые цены на товары, которые не входят в число критически важных? Другими словами, стоит ли расширять систему контроля и регулирования, например, на строительные материалы, бытовую химию или электронику?
Это – не лучшая идея по разным причинам:
- сложно определить, какие именно товары относятся к социально значимым – например, для одной категории населения интернет является важной услугой, а для другой – нет. Соответственно, сформировать перечень товарных позиций для регулирования цен будет непросто;
- чем больше товаров с регулируемыми ценами, тем меньше зарабатывает бизнес – и тем больший объем компенсаций нужно предусмотреть в бюджете;
- слишком большой объем регулирования сбивает рыночные механизмы – от этого бизнес пострадает еще сильнее.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что регулирование для такого широкого перечня позиций – не лучший выбор. В данном случае гораздо более эффективными были бы программы прямой финансовой помощи малоимущим – это не только поможет самым незащищенным слоям населения, но еще и будет намного проще реализовать на практике.
«Негативные и позитивные последствия госрегулирования цен на товары» Мировая и отечественная экономическая история знает не мало случаев введения государственного регулирования цен на товары. Данный механизм, вводимый в отдельных отраслях экономики позволяет нормализовать и спрогнозировать себестоимость продукции производителям. Читать далее Константин Калугин
Дарья Акимова «Госрегулирование цен хорошо для потребителей, но какова обратная сторона медали?» Конечному потребителю нравится, когда заявляют о четкой фиксации цен на социально значимые и привычные продукты питания. Но дело в том, что сама по себе подобная мера не очень хорошо сказывается на производителе продукта, который не может вслед за себестоимостью повышать отпускную цену. Читать далее «Должно ли сейчас наше правительство регулировать цены на товары и что из этого может выйти?» В целом госрегулирование цен — это не плохо и не хорошо, а инструмент. А ценность любого инструмента зависит от вопросов «кто» и «зачем» его применяет. Читать далее
Сергей Черников
Власти не поддержали идею госрегулирования цен на электронику и одежду
Власти не поддержали идею госрегулирования цен на электронику и одежду ЛДПР предлагала ввести госрегулирование цен на непродовольственные товары для «воздействия на рынок» в условиях роста цен. В правительстве инициативу не поддержали из-за большого ассортимента и угрозы дефицита
Правительство не поддержало предложенный депутатами от ЛДПР законопроект о госрегулировании предельно допустимых розничных цен на непродовольственные товары, указав на риск возникновения дефицита из-за потери экономической заинтересованности у участников рынка. Об этом говорится в отзыве к законопроекту (есть у РБК).
Непродовольственные товары— это товары, которые не являются допустимыми к употреблению в качестве пищи, а также в качестве добавки к ней. Перечень таких товаров велик, к ним относятся, например, электроника, одежда и обувь, ювелирные украшения, галантерея и др.
Депутаты от ЛДПР предложили изменить ч. 5 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», позволив правительству устанавливать предельные цены не только на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров, но и непродовольственных.
В пояснительной записке к проекту сказано, что к январю 2023 года дефицит бюджета составит более 1,7 трлн руб., а его дальнейшее увеличение, по мнению депутатов, может отразиться на наиболее уязвимых группах населения, «поскольку повлечет перманентный рост цен».
«В связи с этим Правительство Российской Федерации должно обладать дополнительными инструментами воздействия на субъектов рыночных отношений, которые захотят воспользоваться ухудшающейся рыночной конъюнктурой, путем увеличения цен на такие товары»,— говорится в документе.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: ЕС оценил стоимость новых санкций против России
https://www.youtube.com/watch?v=juphyljcaUA\u0026pp=ygVY0J_Qu9Cw0L3QuNGA0YPRjtGCINC70Lgg0LLQstC10YHRgtC4INCz0L7RgdGA0LXQs9GD0LvQuNGA0L7QstCw0L3QuNC1INGG0LXQvSDQvdCwINCy0YHQtQ%3D%3D
Конкретных непродовольственных товаров в проекте не перечислено, однако в ЛДПР ранее говорили, что исключение составят только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий— на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта.
Правительство инициативу не поддержало. В заключении говорится, что механизм регулирования цен на непродовольственные товары «представляется более сложным ввиду наличия большего по сравнению с продовольственными товарами ассортимента, вариаций и уникальности предлагаемых товаров».
Там подчеркнули, что в случае введения госрегулирования цен на непродовольственные товары, участники рынка могут потерять «экономическую заинтересованность», что приведет к возникновению дефицита на рынках товаров.
«На основании изложенного, правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект»,— сказано в заключении.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Суд заочно приговорил Белоцерковскую к 9 годам колонии
Читайте на РБК Pro Ни одной идеи в голове. Как заново научиться креативить В Париже запретили аренду электросамокатов. Что это значит для кикшеринга Atlassian закрывает аккаунты: что делать компаниям Непростой Дубай: что учесть при покупке недвижимости в ОАЭ
«В странах с рыночной экономикой не принято регулировать, сдерживать и регламентировать цены.
На практике многие рыночные страны, такие как США, Англия, Франция в различное время применяли этот маневр, когда была какая-то инфляционная турбулентность, непонятная для регуляторов, когда был бюджетный дефицит, когда шло падение доходов населения. Такое раньше вводили на короткий период— максимум на 3-4 месяца.
В это время проводили исследования до выяснения причин. Потом всегда этот регламент убирали. Поэтому, я боюсь, что если сейчас у нас начнется, то на полгода, может даже на 9 месяцев цены остановятся. Весь рынок начнет пропадать.
Предприниматели просто перестанут производить товары или резко понизят количество этих товаров, резко снизят качество этих товаров. Через полгода начнется дефицит— сначала в трех регионах, потом это поползет по стране. Через год придется возвращаться обратно, но ситуация уже ухудшится»,— оценивает идею депутатов директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Москва расширила «черный список» ЕС до паритета
«Рынок всегда найдет нишу, найдет возможности как сбалансировать спрос и предложение. Во время крушения Советского Союза в любом магазине говорили: «Не больше двух в руки». Чтобы этого не произошло, нужно повышать доходы населения. Главный метод— конкуренция. Во время конкуренции никто не может повысить цену»,— уверен Остапкович.
Опыт последних 50 лет в разных странах показал, что, если государство хочет влиять на цены, нужно помогать логистике, нужно совершенствовать конкуренцию, улучшать условия, но ни в коем образе не влезать в регулирование цен»,— соглашается с Остапковичем заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.
«Если сегодня человек зайдет в любой супермаркет и увидит разнообразие непродовольственных товаров, то совершенно будет ясно, что невозможно устанавливать никакие предельные цены на такое изобилие товаров. Я думаю, что в правительстве все понимали, что технически это невозможно— ни установить цены на такой огромный ассортимент, ни контролировать эти цены»,— сказал РБК Абрамов.
Авторы Теги Каким был первый сайт в зоне «.ru»
Федеральный министр рассказал, будут ли в России вводить госрегулирование цен на продукты
На фото: Денис Мантуров / © Алексей Никольский, ТАСС
Вводить государственное регулирование цен или заключать соглашения о стабилизации стоимости других видов продуктов, кроме сахара и подсолнечного масла, в России не планируется. Об этом заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, сообщает ТАСС.
По его словам, уже заключённые соглашения между министерствами, производителями и торговыми сетями по поводу цен на сахар и масло — «мера вынужденная, мы не планируем ломать рыночные принципы».
«Если мы введем регулирование цен на продукты питания, это просто сломает все принципы экономики.
Это за собой потащит и производственную составляющую, и поставщиков сырья, и поставщиков техники», — пояснил Мантуров.
Торговые сети, по мнению министра, не нуждаются в дополнительной поддержке из-за заключённых соглашений. «Они нормально себя чувствуют и рентабельность обеспечивают», — отметил он.
Напомним, 9 декабря президент Владимир Путин раскритиковал правительство из-за роста цен на продукты и возмутился подорожанием сахара, муки, хлеба и подсолнечного масла.
Глава государства предостерёг чиновников: «Смотрите, как бы у нас не получилось, как в Советском Союзе. Тогда говорили так: в Советском Союзе есть все, только не всем хватает».
Кроме того, президент обратил внимание на подорожание макарон.
10 декабря премьер-министр Михаил Мишустин дал правительству поручение разобраться и попенял чиновникам, что они недооценили риски роста цен и пустили ситуацию на самотек, хотя необходимые инструменты для регулирования у них были. На следующий день стало известно, что в правительстве решили установить предельные цены на некоторые продукты — например, на сахар и подсолнечное масло. Проверкой цен на них во всех регионах страны занялась генпрокуратура.
Премьер-министр Михаил Мишустин 15 декабря подписал ряд постановлений, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продукты. 16 декабря Минсельхоз, Минпромторг, производители и торговые сети подписали соглашение о корректировке цен на сахар и подсолнечное масло.
Согласно документу, оптовая цена на сахар не превысит 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 95 рублей за литр. Мера будет действовать до конца первого квартала 2021 года.
В рамках соглашения цены на сахар и масло должны снизиться в течение пяти дней с даты подписания, то есть к 21 декабря.
Предельные цены установлены только для регионов центральной России до Урала. В Калининградской области, Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере будут действовать поправочные коэффициенты. Право принимать решения о ценах предоставлено руководителям органов власти этих регионов.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции
«Совок» возвращается: госрегулирование цен убьет рынок продовольствия
Продолжение политики госрегулирования цен и ее расширение на новые категории продуктов может привести к разрушительным последствиям для продовольственного рынка России. С таким предупреждением выступила ассоциация «Межотраслевой экспертный совет» в письме руководителям Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза и ФАС России.
Под документом подписались представители 15 союзов и ассоциаций производителей, переработчиков, поставщиков, потребителей и розничной торговли продовольственными товарами. Авторы письма отметили, что фиксация цен дала кратковременный эффект их видимой стабилизации, но одновременно привела к существенной напряженности на продовольственном рынке страны.
Участники этого рынка призвали власти сосредоточиться на задачах стимулирования инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность (чтобы нарастить объем производства и предложения сельхозпродукции и продуктов питания), а также на повышении уровня доходов населения.
Власти, если верить министру экономического развития РФ Максиму Решетникову, пока и не планируют ни расширять госрегулирование цен, ни даже продлевать соглашения по их стабилизации на подсолнечное масло и сахар. «Мы очень внимательно мониторим ситуацию и окончательное решение будем принимать в марте. Но пока мы такой необходимости не видим», — пояснил он в эфире телеканала «Россия-1».
Превентивный ход
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru
Принятое в декабре решение нельзя считать прямым государственным регулированием цен, и оно было разумным, считает доктор экономических наук, экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонид Холод. Имел место ажиотажный рост цен на масло и сахар. И соглашение между производителями и крупными торговыми сетями, где государство, условно говоря, выступало посредником, по сути, ввело мораторий на их повышение до 1 марта 2021 года.
Это была экстраординарная мера в соответствии с законом «О торговле», который действует уже с 2010 года, но до сих пор она не применялась, поскольку не было таких особо острых случаев, поясняет эксперт.
По его словам, конъюнктурная турбулентность, которая наблюдалась в декабре, не менее разрушительна для рынка.
И здесь можно провести аналогию с биржевыми торгами, которые останавливаются при перегреве, если индексы за короткий срок превышают определенный уровень.
Участники рынка просто опасаются, чтобы это не вошло в привычку, предполагает аналитик. Но, судя по дискуссиям, выступлениям и предлагаемым мерам, расширять подобную практику власти действительно не планируют, отмечает он. Если вводить госрегулирование цен в повседневную практику, рынок на самом деле разрушится, возникнет реальный дефицит или торговля уйдет в тень, подчеркивает эксперт.
Рыночная экономика предполагает рыночное ценообразование. Если цены начать регулировать и это войдет в практику, рыночная экономика начнет разрушаться. Поэтому в данном случае авторы письма правы, — сказал он «Ридусу».
Цены в рыночной экономике — самый важный индикатор балансировки спроса и предложения, добавил Леонид Холод.
Он согласен с тем, что государство должно заботиться не столько о стоимости базовых товаров, сколько о доходах тех категорий населения, для которых изменение их цены наиболее чувствительно. Нет смысла рушить рынок ради всех россиян.
Среди них есть много людей, которым не сильно важно, на сколько рублей подорожала картошка. Но для некоторых это критично, и логичнее помогать именно таким малоимущим гражданам.
Разрушение уже началось
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru
Даже если не будет дальнейшего расширения госрегулирования, продовольственный рынок (ритейл, пищевая промышленность, сельское хозяйство) уже серьезно пострадал, считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Окриком заморозив цены на несколько недель, бизнесу послали сигнал, что этим бизнесом заниматься не стоит, поясняет он.
Даже то, что уже наворочено, это большой удар по инвестициям и, соответственно, развитию сектора в будущем. Потому что инвестициям нужно спокойствие и предсказуемые правила игры, — поясняет эксперт.
И речь не только о ценах. Они лишь небольшая часть истории. По мнению эксперта, основным негативным фактором являются не эти временные соглашения, а экспортные пошлины, которые уже введены и вступают в силу со 2 июня 2021 года бессрочно. Это просто ставит крест на развитии российского сельского хозяйства, категорично заявляет аналитик.
Имеется в виду «зерновой демпфер» (гибкая пошлина на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя), утвержденный правительством на прошлой неделе.
Пошлина для пшеницы будет взиматься при мировой цене выше 200 долларов за тонну, ставка составит 70% от разницы между расчетной экспортной ценой и этой базовой ценой. Для ячменя и кукурузы механизм тот же, но базовая цена составит 185 долларов, пишет «РИА Новости».
Минсельхоз будет рассчитывать ее еженедельно на основе данных по ценам предыдущей недели. Все доходы от пошлины обещают «возвращать» сельхозпроизводителям в виде субсидий.
Аграриев такой обмен не устраивает, и некоторые из них, например, группа «Русагро», объявили о намерении уменьшить долю зерновых культур в структуре посевов уже в 2021 году. Но в целом опасаться резкого сокращения их производства и дефицита зерна в ближайшее время не стоит, уверяет Андрей Сизов, потому что сельское хозяйство — это не конвейер: взяли и перенастроили.
Естественно, компании будут пытаться пересматривать свой севооборот. Но это нельзя сделать быстро. Это все занимает годы. А процесс этот начался, он будет набирать силу, и я не исключаю, что рано или поздно мы увидим и нехватку зерна. Это вполне возможный вариант в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — заключает он.
Назад к пустым прилавкам: чем опасна инициатива «Единой России» ввести госрегулирование цен
Понятно, что предложение депутатов ограничить рост цен на продукты вызвано благими побуждениями. Однако мы помним, чем вымощена дорога в ад. Логика у депутатов логика проста: лимоны, имбирь, чеснок резко подорожали, значит, необходимо госрегулирование цен. Вот как, оказывается, очень просто можно решить проблему. Уверены, что это есть правильное решение? Я совсем не уверен.
Кстати, буквально на днях правительство уже ввело госрегулирование цен на медицинские маски. Соответствующее постановление от 3 апреля 2020 года №431 касается распространения респираторов, масок, марли, медицинских перчаток и комплектов медицинской защиты.
Вводится предельная наценка для розничной торговли на продажу этих изделий. Наценка эта не должна превышать 10 копеек (?!) за единицу товара. Определено и то, что для каждого этапа «товаропроводящей цепи» наценка не может превышать 10%.
Ну а федеральным оператором всей этой истории назначена корпорация «Росхимзащита».
Про «10 копеек» — это серьезно. Можете проверить.
Ничему нас история не учит. И сегодня в той же Москве медицинские маски купить непросто, а уж будет-то… Ведь главная проблема с масками даже не в том, что они подорожали, а в том, что их вообще трудно найти. Теперь ввели еще и госрегулирование цен. И все это происходит в критический период, когда чрезвычайно важно, чтобы не было товарного дефицита.
Теперь замахнулись на продовольствие.
Возникает два вопроса к депутатам — инициаторам введения госрегулирования цен на продукты питания. Первый вопрос: известно ли депутатам, что госрегулирование цен с большой долей вероятности приведет к дефициту товаров?
Объясню, почему так произойдет, и извините за банальности. Когда из благих побуждений начинают регулировать цены, уменьшая, естественно, величину торговой наценки, то продавать эти товары становится невыгодно.
Да и производители не стремятся выпускать эти товары, понимая, что могут начаться проблемы со сбытом.
Лучшее доказательство — опыт советской плановой экономики, когда именно госрегулирование цен являлось ключевой причиной тотального товарного дефицита.
Второй вопрос: известно ли депутатам, предлагающим ввести госрегулирование цен на продукты питания, что сегодня уже существуют механизмы сдерживания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров? Складывается такое впечатление, что депутаты просто не в курсе этого.
Тогда напомню, что постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года №530 были утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
В перечень этих товаров включены: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной и ржано-пшеничный и пр.
Ну да, там нет имбиря, лимонов и чеснока, рост цен на которые вызвал возмущение депутатов. Но там есть действительно все товары первой необходимости.
Мы знаем, почему вдруг взлетели цены на имбирь: потому что он якобы спасает от коронавируса. А завтра распространится слух, что какие-нибудь семечки от этого спасают, и цены на них тоже взлетят. Цены на семечки тоже будем регулировать?
Судя по тому, что предложения от депутатов–единороссов регулировать цены на продукты прозвучало, я сильно сомневаюсь, что они в курсе уже существующих у государства возможностей регулировать цены на продовольственном рынке.
Существующий порядок достаточно прост. Он заключается в следующем.
Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости устанавливаются правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более.
Поэтому если действительно будет необходимость подрегулировать цены на социально значимые продовольственные товары, все возможности сегодня есть, не надо ничего придумывать.
Депутаты, предложившие ввести регулирования цен на продукты питания, не только продемонстрировали собственную недостаточную осведомленность об уже имеющихся сегодня соответствующих возможностях. Продемонстрировали они еще и, скажем так, недопонимание текущего момента.
Сегодня экономика страны стремительно вошла в «коронавирусный» кризис. А тут еще и мировые цены на нефть обвалились, что для России по-прежнему очень и очень чувствительно.
Люди сидят на карантине, многие остались без доходов, неопределенность будущего запредельная.
И вот в такой момент, представьте себе, могут еще и продовольственные товары оказаться в дефиците из-за того, что кому-то захотелось ввести госрегулирование цен на них.
Но ведь это просто прямой путь к созданию социально взрывоопасной ситуации.
Депутаты, конечно, знают, что идея госрегулирования цен на продукты питания имеет шансы найти поддержку у немалого числа людей. Да, такая вот ситуация: сколько лет прошло с эпохи тотального госрегулирования и пустых прилавков, а идея жива.
Это, думается, и объясняет, почему сегодня рождаются подобные предложения. Только в такие критические моменты, как пандемия коронавируса, представители власти должны значительно более ответственно подходить к выработке решений.
Пандемия — совсем не подходящее время, чтобы с помощью сомнительных инициатив пытаться получать какие-то электоральные дивиденды.
В госдуме предложили ввести госрегулирование цен на некоторые товары и услуги
Профильные комитеты Госдумы подготовили поправки, которые предполагают введение государственного регулирования цен на ряд товаров и услуг.
Об этом заявил глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн на совещании с региональными отделениями «Единой России» по обсуждению мер обеспечения социально-экономической стабильности.
Видеозапись совещания опубликована пресс-службой партии.
По его словам, в ЕР ежедневно получают большое количество обращений от граждан о росте цен на отдельные виды товаров и услуг. В отличие от импортных товаров, стоимость которых привязана к курсу валюты, подорожание товаров отечественного производства может быть объяснено «только желанием нажиться на тяжелой, непростой для всех ситуации».
Он сослался на данные по Самарской области, где отпускная цена на сахар выросла с 54 до 75 руб. за кг, а маргарина — со 114-15 до 182-195 руб. Стоимость семенного материала выросла на 20-30%, отдельные категории детских товаров подорожали почти вдвое.
«Партии необходимо занять здесь принципиальную позицию, а именно предложить законодательные инициативы, которые позволят установить механизм регулирования конкретных цен», — сказал Хинштейн.
В перечень товаров, подлежащих такому регулированию, могут войти продукты питания, детские товары, стройматериалы, сельхозудобрения, сельхозтехника и запчасти к ней, бытовая химия, зоотовары, лекарства и медикаменты, добавил он.
Формирование полного перечня таких товаров Хинштейн посчитал возможным делегировать правительству.
По его словам, профильные комитеты уже подготовили такую законодательную инициативу, она может быть внесена на рассмотрение в Госдуму «при положительном решении» в любой момент.
Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков в ответ заметил, что результатом нерыночного регулирования цен часто становится дефицит товаров.
Поэтому, добавил он, нужно относиться к таким механизмом внимательно и тесно взаимодействовать с правительством по номенклатуре товаров и предлагаемым мерам.
«Тема, безусловно, чрезвычайно важная, но к ней нужно подходить очень взвешенно, осторожно, проводя консультации с профильными министерствами, ведомствами, правительством в целом», — заключил Жуков.
Ранее крупные торговые сети, включая X5 Retail (сети магазинов «Карусель», «Перекресток» и «Пятерочка»), а также «Ашан», «Атак», «Магнит» и «О’Кей» согласились ограничить наценки на некоторые категории социально значимых товаров до 5%. Ряд ритейлеров также ввел ограничения на большие закупки некоторых товаров для борьбы с перекупщиками.
Это произошло на фоне резкого обвала курса рубля после введения западными странами санкций против России в ответ на военную операцию на Украине. Курс доллара в ходе торгов на Мосбирже к 18:04 мск в среду достиг 120 руб. (+15 руб.), евро — 127 руб. (+8 руб.).
В госдуму внесен законопроект о долгосрочном ограничении цен на бензин — мк
В Госдуму внесен и запланирован к рассмотрению в осеннюю сессию законопроект об ограничении розничных цен на бензин и дизельное топливо.
В нем предлагается установить максимально возможные для торговли на автозаправочных станциях (АЗС) розничные цены на бензин и ДТ. Оговорен и срок действия: не менее чем на три года и не более чем на пять лет.
Как считают авторы документа, устанавливаться предельно допустимые розничные цены будут правительством.
В случае принятия законопроекта, эта мера может заработать уже с начала 2024 года.
В пояснительной записке говорится, что ранее принятые меры (введение с 2019 года демпфирующего механизма) «не дают для конечного потребителя видимых результатов».
Потому, введение механизма предельно допустимых розничных цен на бензин и ДТ представляется обоснованным и оправданным — в целях защиты экономических интересов граждан и общества в целом.
За мелькающими в пояснительной записке формулировками о «защите интересов граждан и общества в целом» виден сам смысл документа: госрегулирование розничных цен на топливо.
Если сейчас Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы цены на автозаправках не росли выше средней инфляции (что более-менее успешно соблюдается), то теперь превышение предельной цены топлива на АЗС станет нарушением закона.
— Не хотелось бы, чтобы по этому пути — установлению максимальных розничных цен — пошло наше государство, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
— Да еще и на годы вперед, обозначать максимальные цены в пределах 3-5 лет У нас федеральный бюджет принимается на трехлетний период. А депутаты хотят для каждой АЗС установить «максималку» на 5 лет.
Но мы по большому счету не знаем, что конкретно будет через месяц.
На самом деле, устанавливаемые государством цены работают в одном направлении — на появление «черного рынка». Сначала на автозаправках возникнет дефицит бензина и солярки. А затем мы начнем добывать топливо по каким-то другим каналам, через родственников и знакомых.
— Хотя нет, — продолжает он. — Первым делом на АЗС сразу поднимутся цены до максимально установленного правительством уровня. Какой смысл продавать топливо дешево, если по закону его можно продавать по более высоким ценам? А потом уже начнется дефицит и все остальное.
— Ну, почему обязательно дефицит?
— Когда из-за высоких издержек невыгодно чем-то торговать, то торговля останавливается. Мы знаем, что оптовые цены временами растут очень резко. Значит, на них тоже придется вводить максимальные цены. А оптовое звено зависит конкретно от нефтедобытчиков, и их предстоит ограничить.
Все завершится тем, что у нас будут максимально разрешенные цены, а вот бензина и солярки не будет..
Видимая рынком рука: как госрегулирование скажется на ценах
Введение новых ограничений цен на продукты будут рассматривать не раньше февраля, сообщили «Известиям» источники в профильных ведомствах по итогам совещания главы кабмина с вице-премьерами.
На встрече Михаил Мишустин поддержал снижение с 30% до 10% планки колебания роста цен на социально значимые продукты, при которой власти имеют право принять меры по их сдерживанию. Также правительство ввело ограничение на стоимость сахара и подсолнечного масла, квоты на экспорт и таможенные пошлины на зерновые.
Ужесточение госрегулирования одних товаров может привести к подорожанию других, опасаются опрошенные «Известиями» эксперты.
Ценовая политика
К 14 декабря профильные ведомства должны были подготовить меры для стабилизации стоимости продуктов. Накануне близкие к кабмину источники «Известий» сообщили, что министерства предложат правительству зафиксировать верхние пределы отпускных цен на сахар и подсолнечное масло на I квартал 2021 года. Именно эти товары в последнее время резко подорожали.
https://www.youtube.com/watch?v=juphyljcaUA\u0026pp=YAHIAQE%3D
На оперативном совещании глава Минэкономразвития Максим Решетников подтвердил, что до 20 декабря производители этих продуктов и торговые сети заключат на три месяца соглашения, которые предусматривают снижение стоимости при закупке и продаже в розницу. Также с 9 января 2021 года на семена подсолнечника вводится вывозная таможенная пошлина в размере 30%, но не менее €165 за тонну.
Без госрегулирования не останутся и хлеб с мукой. Правительство планирует ввести квоты на экспорт зерновых в размере 17,5 млн т и установить вывозные таможенные пошлины в €25 внутри квоты, 50% (но не менее €100) — сверх. Меры будут действовать с 15 февраля по 30 июня.
Таким образом, цены на сахар, по словам руководителя Минсельхоза Дмитрия Патрушева, снизятся до 36 рублей за килограмм для покупки у производителей, в рознице — до 46 рублей, а масла — до 95 и 110 рублей за литр соответственно. Стоимость продовольственной пшеницы будет не более 13 тыс. рублей за тонну к концу февраля 2021 года.
При этом система госрегулирования в целом претерпит изменения.
Михаил Мишустин поддержал идею Максима Решетникова о снижении с 30% до 10% планки динамики роста цен на социально значимые продукты, при которой власти имеют право принять меры по их сдерживанию.
Инициативу надо было разработать раньше, чтобы избежать подорожания, с которым правительство вынуждено бороться сейчас, отметил премьер.
— Очень важно, чтобы меры были не ситуативными, а системными. В этом смысле отслеживать ситуацию необходимо на всех стадиях — от производства до торговых сетей. И главное — принимать меры нужно своевременно, а не тогда, когда продукты уже подорожали. В этом смысле мы должны сделать всё для создания такой системы и реагирования, — заявил председатель правительства.
Михаил Мишустин поставил кабмину задачу принять все нормативно-правовые акты по стабилизации цен максимально оперативно. Мониторить соблюдение новых правил на основе данных контрольно-кассовой техники будет ФНС.
Вместе с принятием новых правил Михаил Мишустин призвал не распугать всех бизнесменов. Поэтому производителям будет доступен льготный кредит от 1 до 5% на закупку сахарной свеклы. На это государство потратит 2 млрд рублей.
На поддержку мукомолов и хлебопеков кабмин выделит 4,2 и 3 млрд рублей соответственно в качестве субсидий.
Также правительство направит более 6,5 млрд рублей на возмещение части затрат на создание новых или модернизацию уже действующих объектов агропромышленного комплекса. Деньги получат 34 региона.
Разный эффект
Повышение стоимости подсолнечного масла на 26% за 12 месяцев обусловлено несколькими причинами. Такая динамика объясняется возросшей привлекательностью экспорта на фоне роста мировых цен на зерновые, ослабления рубля и обнуления импортных пошлин некоторыми странами, в частности Турцией, пояснил «Известиям» эксперт института «Центр развития» Игорь Сафонов.
Что касается подорожания сахарного песка, то тут свою роль сыграло сокращение посевов в 2020-м после рекордного прошлогоднего урожая. Из-за пандемии спрос на продукты длительного хранения увеличился. Количество сахара, уменьшенное на треть в сравнении с 2019 годом, привело к росту цен на 71%, пояснил эксперт.
Несмотря на еженедельный мониторинг ситуации на рынке, в декабре и январе правительство не собирается еще раз фиксировать стоимость продуктов, сообщили «Известиям» источники в профильных ведомствах.
— В ближайшее время новые ограничения цен не планируются. Возможно, только уже в феврале, когда будет глобальная оценка ситуации, — добавил один из собеседников.
Уже принятые кабмином меры поддержал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Как пояснил «Известиям» эксперт, жесткое госрегулирование цен позволит косвенно влиять на производителей сырья.
По данным организации, в этом году сельхозпроизводители подняли стоимость подсолнечника на 100%, а изготовители подсолнечного масла — на 25%.
Таким образом, части компаний пришлось работать с отрицательной прибыльностью.
В Российском зерновом союзе, в свою очередь, признались, что пока не совсем ясно, как Минэкономразвития обосновывает ограничение для роста цен на социально значимые товары в 10%.
Тем более министерство не пояснило, в течение какого времени стоимость товаров на полке должна вырасти, чтобы власти использовали такой механизм регулирования цены.
Предложение звучит достаточно радикально, но понять, насколько оно будет эффективным, сейчас сложно, сказал «Известиям» вице-президент объединения Александр Корбут.
— В таких ситуациях все-таки следует учитывать сезонный фактор. Например, в предновогодний сезон стоимость товаров в рознице всегда повышается, причем рост бывает больше 10%.
Мы будем в таких случаях ограничивать цены? — уточнил он. — Более того, в ноябре мы видели увеличение цен на продукцию за год, а не за месяц.
Поэтому вообще сложно сказать, что конкретно может изменить предложение Минэкономразвития на практике.
Между тем эксперт позитивно оценил предложение Минсельхоза относительно квоты для экспорта. Он напомнил, что предложенная норма в 17,5 млн т абсолютно реалистична, в прошлом году компании вывезли за рубеж меньший объем. Это ограничение, по его словам, позволит сохранить баланс ресурсов внутри страны и сделать ситуацию более прогнозируемой.
В Союзе производителей сахара на запрос «Известий» не смогли предоставить оперативный ответ. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) от комментариев отказались.
Жесткая стабилизация цен со стороны государства может привести к обратному эффекту, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
— Бизнес будет стремиться компенсировать свои выпадающие доходы. То есть власть зафиксирует цены при их повышении на 10% на одни продукты, но тут же подорожают другие, хотя и не столь значительно. В итоге потребитель всё равно заплатит, — прогнозирует эксперт.
С этим мнением не согласен Игорь Сафонов. Он утверждает, что изменение системы госрегулирования позволит оперативнее реагировать на спекуляции, что особенно важно в кризисные периоды.