Цены на автомобили растут, но к автодилерам выстроились очереди, а машины с пробегом в более-менее нормальном состоянии разлетаются как горячие пирожки. Мы что, в Советском Союзе?! Что произошло с российским авторынком и что будет дальше? Финтолк объясняет, подходящее ли сейчас время для покупки и продажи автомобиля.
Содержание:
Коврик за миллионДилеры из ЦРУЧто дешевеет быстрее: машина или рубль?Будет только дороже
Коврик за миллион
Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.
Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом.
Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.
Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах.
Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).
Купить машину и не пожалеть: сколько на самом деле стоит приобрести автомобиль
А что, если отказаться и потребовать пустую машину с завода, для убедительности держа в руках купленные на рынке коврики? По закону отказать вам не могут, но сделают очень хитро.
Понимаете, скажет менеджер автосалона, мы же не можем бесследно снять оборудование с тех машин, которые стоят у нас. Поэтому пустую можем привезти только под заказ. А это — ожидание на несколько месяцев, а то и на полгода.
Цену узнаете, когда машину привезут.
«Для тех, кто категорически не готов доплачивать за опции и хотел бы подождать, существует возможность внести предоплату и дождаться поставки автомобиля в заводской комплектации.
Для моделей, которые собираются в России, срок ожидания составит сегодня один-два месяца, для поставляемых из-за рубежа — дольше, от трех до восьми месяцев в среднем (и до двух лет — в отдельных случаях).
Однако существует риск, что производитель за время ожидания поднимет стоимость автомобиля, и конечная цена покупки будет выше», — говорят в пресс-службе маркетплейса Bankauto.ru.
В итоге вроде бы все по-честному и дилер как бы наказан, но… Несколько месяцев без машины, та же цена, при этом ни ковриков, ни магнитолы. Что-то не так в этой схеме, и не очень понятно, кто выиграл.
Бизнесмен продал машину ради пересадки почки кошке. Теперь он открывает свою ветклинику
Дилеры из ЦРУ
Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение.
А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.
Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали.
Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин.
Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.
Покупатели буквально выстроились в очередь перед автодилерами — сказался эффект отложенного спроса.
То есть те, кто планировал купить автомобиль весной 2020-го, пришли осенью — и встретились в автосалонах с теми, кто изначально покупку планировал на осень.
Увидев такой ажиотаж, лидеры потерли руки и начали диктовать свои условия. А тут еще наложился дефицит полупроводников, который не дал быстро увеличить производство, да и другие факторы.
«Глобальный дефицит микрочипов, способный привести к уменьшению объемов производства автомобилей на 7–9 млн единиц в год, также стимулирует высокую потребительскую активность.
Население стремится приобрести автомобиль уже сейчас, не дожидаясь роста цен.
Дополнительным фактором служит высокая инфляция, чье официальное значение на конец 2021 года может достигнуть 5,7–6,2 %», — подчеркивает директор по коммуникациям ГК «АВТОDOM» Анна Уткина.
Власти решили пока не сдерживать цены на бензин
Что дешевеет быстрее: машина или рубль?
Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.
С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы.
И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.
Какой каршеринг вам такие условия предложит?
Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.
Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru:
— Подержанные машины с возрастом дешевеют по-разному. Кроме того, удачный момент продажи зависит от конкретной марки и модели — как именно такие машины теряют в цене, не планируется ли выход на рынок нового поколения или рестайлинга модели.
Не стоит забывать и о техническом состоянии и индивидуальных рисках вроде ДТП, а также о гарантии на конкретный экземпляр — пока она действует, продать машину можно выгоднее.
Поэтому решение о продаже подержанного автомобиля нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.
В сентябре — октябре всегда достаточно удачный период для продажи, это просто период сезонного спроса, но возможны и отличия во многих конкретных случаях, говорит эксперт Финтолка.
Будет только дороже
Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.
«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили.
Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.
Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет.
Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите.
Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.
Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.
Топ-10 способов заработать на личном автомобиле
Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов — РБК
Ведомости/PhotoXPress.ru
За последние два года ситуация на автомобильном рынке изменилась не в пользу покупателей. Это выражается в первую очередь в серьёзном дефиците машин и, как следствие, росте цен на них.
На некоторые модели цены выросли на 25% за последние два года.
По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям и поделились прогнозами относительного того, как может развиваться автомобильная отрасль в ближайшей перспективе.
Откуда взялся дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс.
легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс.
авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов.
«Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он.
По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов.
В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов.
Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.
При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.
Почему растут цены
Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей.
Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб.
, то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.
Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина.
«В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности.
Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.
В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.
По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели.
Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое.
Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.
Как купить дешевле
Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит.
Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб.
в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.
Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.
Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты.
«Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка.
Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.
Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.
Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.
Автокредит или потребительский кредит
Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.
С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским.
«Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он.
Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.
С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.
В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.
«Белые» и «серые» автодилеры
Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.
Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.
«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит.
Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург.
По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).
Лишнее звено
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна.
Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя.
Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.
«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков.
«Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель.
Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.
Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.
Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.
Покупка автомобиля с пробегом
С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль.
«Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб.
Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.
Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.
Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.
Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации.
По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Изменится ли ситуация для покупателей
Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий.
«Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке.
Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.
Опрошенные РБК Петербург эксперты не смогли назвать факторы, которые бы способствовали резкому наращиванию объема поставок автомобилей на российский рынок или объема их производства внутри России. «Это было бы возможно, если бы электронная индустрия неожиданно повернулась в сторону автопрома. Но, очевидно, что этого не будет», — резюмирует Денис Гаврилов.
Повтор публикации от 09.09.2021
Рынок покупателя: как изменится спрос на автомобили в 2021 году
Вот уже который месяц подряд автопроизводители поднимают рекомендованные розничные цены на новые модели. Некоторые дорожают сразу на 5%, 10%, а то и почти на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, обвала рубля и общей нестабильности. Однако ситуация постепенно стабилизируется, и уже можно делать краткосрочные прогнозы.
В июне, когда только отменили карантин и в автосалонах выстроились очереди, казалось, что за лето ажиотажный спрос будет удовлетворен. Так же думали и в сентябре, но очереди не исчезли до сих пор.
Впрочем, скоро эта ситуация должна измениться: покупательская активность пойдет на спад, а в салоны вернутся скидки — и для этого есть несколько причин.
Насыщение спроса
Во-первых, постепенно возобновляются поставки, перебои с которыми из-за приостановки производства и проблем с логистикой ощутил на себе весь рынок.
Понятно, что поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон с намерением купить красный Hyundai Solaris на автомате и сразу на нем уехать.
Но на каком-то Hyundai Solaris ты, скорее всего, уедешь. А еще месяц назад не смог бы.
Как житель Казани пережил банкротство и построил сеть автосалонов с оборотом в 5 млрд рублей в год
Летом дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары.
Поэтому некоторые продавцы стали диктовать свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением каско в салоне, либо только с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит.
Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно будут идти на уступки.
Дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары
Во-вторых, из-за колебаний валют цены на авто еще вырастут, и это тоже скажется на спросе. Так, в ноябре рекомендованные розничные цены на ряд моделей повысились на 5% в месяц, что в случае с некоторыми машинами премиум-брендов составляло 900 000 рублей. Скоро покупатель поймет, что за ценой ему не угнаться.
Вектор клиента: что позволяет «Автодому» расширяться, несмотря на кризисы
В-третьих, на волне ажиотажа потребители уже «отъели» часть спроса 2021 года: во втором полугодии автомобили приобрели все, кто планировал, и даже те, кто не планировал. В кризисные времена россияне по традиции скупают дорогие товары, опасаясь, что деньги буквально за ночь превратятся в фантики.
Многие берут кредиты, чтобы что-то приобрести: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры. Но к весне, когда приедут машины, деньги уже кончатся: ведь цены выросли, а доходы — нет.
Это значит, что дилерам придется делать скидки на неходовые модели или комплектации и придумывать способы привлечения покупателей в автосалоны.
Ажиотаж на вторичке
Тем не менее интерес к личному транспорту еще долго будет высоким. Весной 2020 года спрос на рынке вырос в том числе из-за страха перед вирусом: собственный автомобиль позволяет минимизировать количество контактов. И судя по эпидемиологической обстановке, такой мотив для покупки сохранится и в 2021 году.
Но поскольку далеко не все могут позволить себе новый автомобиль, нас ждет рост спроса на вторичку. Он и сейчас превышает предложение в разы, на онлайн-площадках ликвидные подержанные модели уходят буквально за пару часов.
При этом некоторые машины с пробегом сейчас могут стоить дороже, чем три года назад, когда их покупали новыми.
Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся
Но нужно понимать, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас на вторичный рынок должны выйти машины, купленные после кризиса 2014 года, — а таких совсем немного, поскольку тогда образовалась, скажем так, автомобильная демографическая яма.
Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км.
Эта тенденция, в свою очередь, приведет к повышению спроса на ремонтные услуги.
Будущее рынка
В ближайшие 3–5 лет можно ждать заметных перемен в дилерском бизнесе. Первая тенденция, которую мы уже наблюдаем, — автовладельцы все реже продают машины самостоятельно, предпочитая доверять этот процесс профессионалам. Вторая — растущая популярность электромобилей.
Поскольку они не нуждаются в дорогостоящем сервисе, дилеры со временем могут лишиться возможности получать высокую маржу с ремонта, что трансформирует всю экономику обслуживания.
Кроме того, в ближайшие годы объем выпускаемых автомобилей может снизиться за счет развития каршеринга.
Изменятся и сами машины. Если раньше их покупали за то, как они ехали, то сейчас — за всевозможные фичи: интегрирован ли музыкальный стриминговый сервис, умеет ли мультимедийка распознавать профили разных пользователей и так далее. То есть сервисы вокруг автомобиля стали важнее самого автомобиля.
Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся
Еще один намечающийся тренд — продажа автомобилей производителями. Ряд компаний сообщают о планах самостоятельно заняться реализацией машин.
Дилерский салон станет точкой выдачи и обслуживания автомобилей, а продавать их будет производитель.
Бренды хотят коммуницировать с потребителем напрямую, потому что салоны перестали быть местом, где принимается решение о том, какой автомобиль купить, — теперь это происходит в интернете.
«Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса
Переход авторынка в онлайн — вопрос не очень далекого будущего. Пока автомобиль — слишком важное приобретение для российского потребителя, чтобы его можно было приобрести дистанционно, особенно если речь идет о подержанных машинах.
Однако тенденция уже наметилась, и онлайн-сервисы вокруг покупки авто пользуются большой популярностью.
Так, заметно растет спрос на отчеты об автомобиле по VIN-коду, которые объединяют информацию от производителей, станций техобслуживания, страховых компаний, ГИБДД и других источников.
По ним можно узнать, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое количество владельцев указано в ПТС и многое другое. Такие сервисы делают процесс покупки более прозрачным и комфортным. Благодаря им скоро купить машину можно будет не вставая с дивана.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Пять крупнейших по выручке автодилеров России
Пять крупнейших по выручке автодилеров России
Какая сумма не облагается налогом при продаже автомобиля в 2021
© Клео.Ру
О налогообложении с продажи автомобиля
https://www.youtube.com/watch?v=Qcyh2qBEoiM\u0026pp=ygVQ0J_QvtC60YPQv9Cw0YLRjCDQuNC70Lgg0L_RgNC-0LTQsNCy0LDRgtGMINCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GMINCyIDIwMjEg0LPQvtC00YM%3D
Размер суммы, полученной от продажи авто и не облагаемой налогом, зависит от нескольких обстоятельств:
возраста транспортного средства;
Продавая автомобиль, физическое лицо становится обладателем определенной суммы (получает доход). Продавец должен уплатить государству НДФЛ в размере 13 %. В случае, если машину продает юридическое лицо, речь идет о других видах налогов.
В конце ноября были приняты изменения в Налоговый кодекс, позволяющие частным лицам уменьшить уплачиваемую сумму.
Основные возможности уменьшить сумму налога
Знание законов и поправок, внесенных законодателями, позволяет сэкономить на налогах. Чтобы определить, какая сумма не облагается налогом при продаже автомобиля в 2021 году, нужно знать, что ее беспроблемное уменьшение или отмена происходит в нескольких случаях:
Если с момента покупки прошло три года и более (срок можно посмотреть в заключенном договоре), не придется не только платить 13 % НДФЛ, но и информировать об этом фискальные органы путем подачи налоговой декларации.
Если автомобиль передается по договору дарения, это безвозмездная сделка и налог с нее тоже не уплачивается. Прежняя формулировка оставляла простор для ухода от налогообложения и совершения серых сделок.
Теперь это возможно, только если щедрый даритель — близкий родственники или член семьи. Подарок от постороннего человека предполагает необходимость уплаты налога счастливым получателем.
Размер НЛФЛ в этом случае — 13 % от рыночной оценки модели на день заключения договора купли-продажи.
Автомобиль, перешедший по наследству, не облагается налогом и не предполагает упоминания в декларации о доходах. И не важно, от кого он достается, — от близкого родственника или постороннего человека.
Однако продажа транспортного средства — процесс многогранный и индивидуальный. Для некоторых случаев есть законные варианты уменьшения суммы, предназначенной к уплате. Для этого необходимы подтверждающие документы и знание определенных нюансов.
Как законным путем уменьшить сумму налога
Каждый гражданин России, продавая автомобиль, бывший в использовании, имеет право на получение одного из двух налоговых вычетов — 250 тыс. руб. или вычет подтвержденных расходов. В первом случае достаточно просто подать заявление и показать документы, подтверждающие факт совершения сделки. Для второго потребуются такие бумаги:
квитанции о погашении кредита и процентов.
При продаже подарка или унаследованного ТС, начиная с позапрошлого года, можно вычесть стоимость покупки или сумму, с которой при дарении посторонним был уплачен налог. Однако все эти варианты работают только при условии наличия подтверждающих документов. Это положение изложено в Федеральном Законе № 325 от 29.09.2019.
Что нужно знать о порядке уплаты
Налоговая инспекция не занимается расчетом НДФЛ на сделки с автомобилями. Эта обязанность возложена на налогоплательщика, и он может быть оштрафован за невыполнение требований закона.
До 15 июня следующего года нужно уплатить налог, если он предусмотрен. Сейчас это легко сделать не выходя из дома. Есть возможность произвести уплату налога 2 способами:
через личный кабинет на портале госуслуг;
через сервис «Заплати налоги».
При расчете налога с продажи работают правила:
минимальный срок (3 года) прошел — налога нет;
учитываются начисления только с суммы прибыли (если есть документы о первоначальной стоимости авто);
продажа дешевле — без налога;
вычет в 250 тыс. рублей можно получить, если минимальный срок не вышел, с наследства и при дарении посторонним человеком.
Ответ на вопрос, какая сумма не облагается налогом при продаже автомобиля в 2021 году, зависит от нескольких обстоятельств. Изменения, внесенные законодателями, предусматривают, что во многих случаях продавец машины освобождается от уплаты части всей суммы налога.
Действующее законодательство предусматривает возможность не платить частично или полностью налог с продажи автомобиля.
https://www.youtube.com/watch?v=Qcyh2qBEoiM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если он находился в собственности более 3 лет.
При получении в наследство или в дар от близкого родственника.
Если ТС продано дешевле, чем куплено.
В остальных случаях налогоплательщик имеет право на имущественный вычет (250 тыс. руб.).
Стоит ли покупать автомобиль с пробегом — плюсы и минусы
Авто
/ 16 февраля 2022 08:30
Текст изменился / 30 января 2023
За время пандемии цены на новые автомобили выросли примерно на 30–40%. Многие автолюбители устремили свой взор в сторону «вторички». В статье расскажем про самые ликвидные авто на вторичном рынке и поделимся советами по выбору.
Покупка подержанного автомобиля – это всегда лотерея
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Кажется, эта знаменитая цитата из произведения Ильфа и Петрова потеряла свою актуальность. По данным аналитических агентств, средневзвешенная цена на новую машину сейчас в России составляет около двух миллионов рублей. Позволить себе железного коня за такую стоимость может далеко не каждый.
Ситуация на вторичном рынке не лучше. Только за год цены на б/у автомобили выросли на 60% – утверждают эксперты «Авито.Авто». Средний ценник на данный момент – 640 000 рублей. По сравнению с двумя миллионами он кажется не таким грабительским. Поэтому российские автолюбители, которые раньше относились к подержанным машинам с предубеждением, скрепя сердце пересаживаются на них.
Кроме них есть несколько категорий людей, принципиально не покупающих новые авто. Например, новички после автошколы. Недостаток опыта вождения может приводить к авариям – как мелким, так и серьезным. Новый дорогой автомобиль поцарапать гораздо обиднее, чем подержанный дешевый.
Б/у автомобили также выбирают автолюбители, не отличающиеся постоянством. Некоторые из них за десять лет могут поменять до пяти авто. Если каждый раз брать новую машину, можно запросто разориться.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Купить подержанный автомобиль можно у следующих категорий продавцов:
- владельцы;
- перекупщики – частные лица;
- автосалоны.
Первый вариант – самый выгодный и надежный для покупателя. Цена у посредников может быть выше на 20–40%. К тому же не лишним будет пообщаться с человеком, который ездил на машине до вас. Одно дело – если это интеллигентный дедуля в очках, и совсем другое – прокуренный студент.
На поиски мы советуем сразу отправляться в интернет. Там публикуют предложения все перечисленные выше продавцы – в том числе и автосалоны.
Выбрать автомобиль и связаться с продавцом удобнее всего через интернет
Среди многочисленных онлайн-сервисов можно выделить четыре самых удобных и популярных.
Интернет-площадка, на которой можно купить абсолютно все. Поиск машины очень удобен – можно указать все необходимые параметры и отфильтровать неподходящие варианты. Из минусов – продавцов не обязывают указывать цены, поэтому часто приходится выяснять эту информацию самостоятельно.
Портал, специализирующийся на продаже транспортных средств и комплектующих к ним. Из фишек сервиса – функция сравнения моделей авто и конкретных объявлений о продаже. Минус – неактуальность некоторых объявлений, так как после продажи они не удаляются.
Это не только площадка для купли-продажи машин, но и крупнейший автофорум рунета. Здесь можно почитать отзывы о разных авто и самому поучаствовать в обсуждениях. В специальном разделе можно посмотреть машины, которые продаются на авторынках в разных городах.
Помимо объявлений на сайте есть раздел с новостями автомобильного мира и обзорами различных моделей. Можно ознакомиться с характеристиками интересующей машины и тут же подыскать подходящий вариант. Из минусов – на портале публикуются объявления с других сайтов, которые могут быть неактуальными.
Какие авто на вторичном рынке самые ликвидные
Перед приобретением авто предусмотрительные покупатели задумываются о том, как будут продавать его в будущем. Мало кто покупает машину с расчетом ездить на ней всю жизнь.
Через 3–5 лет, когда человек решит расстаться с железным конем, он может столкнуться с проблемами. Дело в том, что некоторые модели на вторичном рынке продаются с трудом из-за низкого спроса на них. А некоторые – очень сильно теряют в цене за счет износа. Придется либо занижать цену, либо ждать покупателя несколько месяцев.
Перед покупкой подержанного автомобиля стоит подумать о том, как вы будете продавать его через несколько лет
В начале февраля аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых востребованных на вторичном рынке России машин за 2021 год. Пятерка лидеров выглядит так:
Марка, модель | Продано за 2021 год, тыс. штук |
Ford Focus | 138,9 |
Лада 2114 | 132,6 |
Hyundai Solaris | 126,8 |
Kia Rio | 126,8 |
Лада 2107 | 126,1 |
Однако эта статистика никак не учитывает потери в цене при перепродаже авто – а это очень важный фактор при оценке ликвидности. За пять лет эксплуатации некоторые машины могут потерять до 50% своей первоначальной стоимости.
Исследование, проводимое проектом «Правильная цена» и компанией «Автостат Инфо» в начале 2021 года, выявило автомобили, которые меньше всего теряют в цене за время использования. Топ-5 самых привлекательных с этой точки зрения авто представлен в таблице.
Марка, модель | Остаточная стоимость после трех лет эксплуатации |
Hyundai Creta | 90,3% |
Mazda CX-5 | 88,6% |
Mazda 6 | 84,5% |
Toyota RAV4 | 84% |
Kia Sorento | 82,7% |
В рейтинге участвовали автомобили со сроком эксплуатации три года. Средний процент стоимости рассчитывался от цены продажи нового автомобиля у дилера. При других параметрах данные по ликвидности могут отличаться.
Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк.
Кредит позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн — это занимает меньше минуты.
С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого решения.
Покупка машины на вторичном рынке – лотерея, особенно для людей, далеких от автомобильной темы. Идеальный с виду экземпляр может оказаться котом в мешке. Поэтому к покупке стоит хорошо подготовиться и по возможности привлечь знающего человека.
От приобретения следующих авто с пробегом эксперты советуют вовсе отказаться:
- Daewoo Nexia;
- Chery Amulet;
- Renault Megane;
- Citroen C5;
- Mazda RX-8;
- Chevrolet Lanos;
- Nissan Primera III.
Их покупка сулит будущему автовладельцу множество проблем.
Некоторые автомобили приходят в негодность быстрее других
Пробег и возраст – главные факторы, на которые стоит ориентироваться при покупке подержанного автомобиля. Оптимальными считаются показатели в 40–70 тыс. км и 4–6 лет. На таком автомобиле можно будет спокойно ездить несколько лет и не знать проблем. Конечно, при условии, что предыдущий владелец эксплуатировал машину бережно и регулярно проходил техническое обслуживание.
Что касается предельных значений пробега, то они различаются в зависимости от ценовой категории авто и страны выпуска. Эксперты советуют придерживаться следующих значений.
Ценовая категория:
- до 150 000 км – для бюджетных автомобилей;
- до 250 000 км – для автомобилей более дорогого сегмента.
Страна выпуска:
- до 100 000 км – для китайских авто;
- до 160 000 км – для американских;
- до 220 000 км – для европейских и корейских;
- до 250 000 км (а иногда и больше) – для японских.
Конечно, эти цифры весьма условны. Многие факторы не берутся в расчет: дороги, по которым ездил автомобиль, климат, количество владельцев и их отношение к машине, участие в ДТП. Каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально. Поэтому при выборе железного коня на «вторичке» рекомендуется заручиться поддержкой профессионала.
Для тех, кто ценит свое времяПодпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.Подписывайтесь на наш канал в Telegram