Президент России Владимир Путин наделил правительство правом вводить специальные меры в сфере экономики при проведении Вооружёнными силами РФ операций за пределами страны.
Кабмину можно будет разбронировать материальные ценности госрезерва, временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, а также регулировать трудовые отношения в отдельных организациях. Бизнес при этом не сможет отказываться от госконтрактов.
По мнению экспертов, инициатива позволит устранить административные барьеры для более оперативного направления ресурсов на нужды армии. В то же время речь не идёт о переводе всей экономики на военные рельсы.
Президент России Владимир Путин разрешил правительству вводить специальные экономические меры при проведении ВС страны операций за рубежом. Соответствующий закон глава государства подписал накануне, 14 июля.
«В целях обеспечения проведения Вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ правительством РФ могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики», — говорится в документе.
При введении спецмер кабмин сможет разбронировать материальные ценности государственного резерва и временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты. Также правительству можно будет регулировать трудовые отношения в отдельных организациях, включая условия предоставления отпуска, работу во внеурочное, ночное время или в выходные.
В случае введения специальных мер в экономике юридические лица будут не вправе отказаться от заключения контрактов для проведения контртеррористических и иных операций ВС России за пределами страны. В свою очередь, госзаказчики в лице Минобороны, МЧС, Росгвардии, ФСО и ФСБ смогут менять объём товаров и услуг в рамках заключённых договоров.
Также по теме
В положительной зоне: в России впервые с февраля выросла экономическая активность в промышленности и сфере услуг
В июне деловая активность в обрабатывающей промышленности и сфере услуг России выросла впервые с февраля. Показатель начал…
По словам бывшего вице-премьера Юрия Борисова, инициатива актуальна «именно сейчас, когда страны коллективного Запада наращивают военное присутствие на границе с Россией, усиливают санкционное давление и наращивают поставки оружия Украине». Спецмеры в экономике повысят эффективность работы организаций ОПК и позволят обеспечить Минобороны необходимыми ресурсами для скорейшего достижения целей спецоперации, считает экс-замглавы кабмина.
«Наша армия получает всё необходимое, предприятия работают бесперебойно, нагрузка на российский ОПК существенно возросла.
В целях гарантированного обеспечения поставок вооружений и боеприпасов необходимо оптимизировать работу оборонно-промышленного комплекса и предприятий, являющихся частью кооперационных цепочек, на что и направлены разработанные правительством поправки», — заявлял Борисов в Госдуме 5 июля.
При этом, как подчеркивал бывший вице-премьер, меры не предполагают перепрофилирование мощностей предприятий гражданских секторов экономики на нужды армии. Также зампред правительства исключил прекращение договоров предприятий ОПК с контрагентами, заключённых вне рамок гособоронзаказа.
- Сотрудники завода порошковой металлургии «Полема» в Туле во время работы.
- РИА Новости
- © Виталий Белоусов
Специальные экономические меры и другие законодательные инициативы подобного рода традиционно используются правительствами стран в случае возникновения форсмажорных обстоятельств, рассказал RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По его словам, практически у всех крупных предприятий и бизнеса есть законсервированные мощности, которые включаются во время вооружённых конфликтов, эпидемий или природных катастроф. В такие периоды власти могут оперативно воспользоваться мобилизационными ресурсами экономических агентов, подчеркнул эксперт.
«То есть речь не идёт о переводе экономики на военные рельсы. Мобилизационные мощности открываются только в тех производствах, продукция которых необходима в определённый момент. В разное время почти все страны прибегали к таким мерам.
Инициатива не ударит ни по экономике, ни по экономическим агентам.
Более того, предприятия будут получать от государства дополнительную оплату за включение дополнительных мощностей, а сотрудники — надбавку за переработку», — объяснил Остапкович.
https://www.youtube.com/watch?v=vHpLXHE40bM\u0026pp=ygVR0KHQv9C10YbQuNCw0LvRjNC90YvQtSDQvNC10YDRiyDQsiDRjdC60L7QvdC-0LzQuNC60LU6INGH0YLQviDRjdGC0L4g0LfQvdCw0YfQuNGC
Похожую точку зрения в интервью RT выразил и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он напомнил, что аналогичные механизмы уже были задействованы в России во время пандемии коронавируса. Так, например, многие компании, которые не были чисто медицинскими, активно выполняли заказы в сфере здравоохранения.
«То есть это не новая практика. Сейчас мы говорим скорее об устранении бюрократических барьеров. Ранее для использования мобилизационных мощностей бизнеса нужно было принимать разовые решения по каждому вопросу в отдельности.
Однако сейчас можно будет ускорить процессы выполнения заказов на поставку тех или иных видов товаров для военных нужд. Для этого теперь есть законодательная база и чёткая последовательность действий», — заключил Масленников.
Все для оборонки: что такое спецмеры в экономике?
© АО «Тульский патронный завод»
Президент России Владимир Путин подписал закон о введении специальных мер в экономике. Правительство теперь
может устанавливать особенное регулирование трудовых отношений, если это
необходимо для обеспечения армии.
В частности, поправки позволяют установить на некоторых
предприятиях сверхурочные условия труда, а также запрещают производителям
отказываться от государственных контрактов, если они связаны с выполнением
оборонного заказа.
Какие спецмеры вводятся
Правительство получило право вводить специальные меры «в
целях обеспечения проведения вооруженными силами РФ, другими войсками,
воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за
пределами территории РФ».
В пояснительной записке к документу говорится, что в
условиях проведения специальных военных операций «возникает краткосрочная
повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении
материально-техническими средствами».
Новосибирский авиационный завод имени Чкалова
© пресс-служба Минобороны РФ
Согласно документу, изменения вносятся в федеральный закон
«Об обороне», а также Трудовой кодекс. Первый дополнится новой статьей,
согласно которой для обеспечения проведения российскими войсками операций за
пределами страны разрешено вводить спецмеры.
- Трудовой кодекс дополнен статьей, в которой прописан порядок
привлечения сотрудников организаций оборонно-промышленного комплекса к работе
сверхурочно, ночью, в выходные и праздники, разрешено изменение порядка предоставления
отпусков. - Спецмеры также включают временное расконсервирование
мобилизационных мощностей и объектов, разбронирование материальных ценностей
государственного резерва и проведение закупок у единственного поставщика ради
сокращения сроков заключения контрактов. - Закон предусматривает, что заказчики в лице Минобороны, МЧС,
Росгвардии, ФСО и ФСБ теперь имеют право увеличивать или сокращать объем
товаров и услуг в рамках заключенных контрактов по оборонному заказу.
Что это значит
Вице-премьер Юрий Борисов в ходе обсуждения законопроекта
заявлял, что документ не подразумевает перехода всех мощностей экономики на
военные нужды. В частности, он не предполагает перепрофилирования предприятий
гражданского сектора для выполнения оборонных задач.
Борисов также подчеркивал, что привлечение сотрудников к
сверхурочной работе будет оплачиваться дополнительно и вряд ли станет массовым.
По его словам, такая мера позволит ликвидировать дефицит отдельных специалистов
в ряде организаций ОПК.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков уточнил, что
правительство будет самостоятельно решать, когда использовать кризисный
механизм. Он может быть запущен в любой момент — если в нем возникнет
необходимость.
При этом в тексте закона нет указаний на то, что к
принудительной реализации госзаказа для обеспечения армейских операций за
рубежом будут привлекаться компании только из сектора ОПК, теоретически под
действие спецмер может попасть любое предприятие.
Кроме этого, законопроект накладывает дополнительные
обязательства на предприятия по привлечению сотрудников к переработкам, выходу
из отпусков и сокращению выходных дней. Такие компенсации могут привести к
убыткам коммерческих компаний.
Но главный риск для предприятий — невозможность отказаться
от оборонного контракта, а также одностороннее изменение условий договора со
стороны заказчика. В ряде случаев бизнес будет вынужден работать «в минус»,
опасаются эксперты.
Специальные экономические меры: как обеспечат операции вооруженных сил за рубежом — ТАСС
Президент России Владимир Путин подписал 14 июля два взаимосвязанных закона, определяющих меры, которые могут понадобиться властям для обеспечения российских вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов при проведении контртеррористических и иных операций за пределами территории страны.
https://www.youtube.com/watch?v=vHpLXHE40bM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Поправки дают правительству новые полномочия.
Суть первого закона: в законе «Об обороне» появится новая статья, посвященная обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами России. Согласно ей российские власти смогут по необходимости вводить в стране специальные меры в сфере экономики, чтобы обеспечить проведение этих операций.
Суть второго закона: он уточняет положения первого и определяет, как правительство сможет регулировать трудовые отношения при введении подобных специальных экономических мер.
В рамках этих мер будет разрешено:
- временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты;
- разбронировать материальные ценности государственного резерва;
- вводить на отдельных производствах особый порядок привлечения к работе;
- проводить закупки для выполнения гособоронзаказа у единственного поставщика;
- обязать любые юридические лица заключать госконтракты, если те нужны для обеспечения проведения контртеррористических и иных операций вне территории страны. При этом власти получат возможность предлагать изменение объемов работ или поставок по таким госконтрактам за пределами действующих ограничений. В этом случае стороны также должны будут пересмотреть цену контракта — либо увеличить, либо уменьшить.
Если правительство введет подобные специальные экономические меры, то оно сможет уточнять:
- когда работодатель имеет право привлекать сотрудника к сверхурочной работе, работе в выходные или праздники, а также вызвать его из отпуска без согласия последнего и за пределами тех ограничений, что установлены в законодательстве в настоящий момент. Сейчас Трудовой кодекс позволяет привлекать людей к выполнению «неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств», среди которых ЧП, военное положение, борьба с катастрофами, несчастными случаями и т.д.;
- когда работодатель имеет право не компенсировать деньгами накопившийся больше 28 дней отпуск;
- когда работодатель имеет право не заменять оплату сверхурочных дополнительным отдыхом вместо денег;
- количество сверхурочной работы — за пределами действующих ограничений;
- схему переноса ежегодного отпуска работника, если в текущем рабочем году тот может неблагоприятно отразиться на деятельности работодателя.
Также новые поправки позволят:
- сообщать сотрудникам графики смен не минимум за месяц до начала их действия, а позже;
- ставить сотруднику две рабочие смены подряд;
- устанавливать еженедельный непрерывный отдых менее 42 часов.
При этом все работники, привлеченные к сверхурочной работе, получат повышенное вознаграждение в соответствии с действующими нормами, заявил заместитель председателя правительства Юрий Борисов, выступая с докладом перед депутатами. Также он объяснил, что эта мера не будет носить массовый характер — она призвана ликвидировать дефицит отдельных специалистов на ряде промышленных предприятий.
По действующему законодательству специальные экономические меры применяются, когда требуется безотлагательная реакция на международно-противоправные деяния или недружественные действия иностранных государств. Которые представляют угрозу интересам и безопасности России, а также нарушают права и свободы ее граждан.
После начала санкционного давления со стороны Запада из-за специальной военной операции на территории Украины российские власти неоднократно вводили специальные экономические меры в разных областях.
Например, в конце июня было решено сменить оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» — это специальные экономические меры поддержки в топливно-энергетической сфере.
Как и часть мер, принятых в феврале этого года и касающихся валютного контроля.
Как говорится в пояснительной записке к одному из документов, в условиях проведения, в частности, специальной военной операции на территории Украины у российских вооруженных сил возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте и обновлении техники.
Собственно, поправки в законодательство призваны помочь оперативно удовлетворить эти нужды. И в первую очередь изменения могут коснуться организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
«Нагрузка на российский ОПК существенно возросла, — отметил Юрий Борисов.
— И в целях гарантированного обеспечения поставок вооружения и боеприпасов необходимо оптимизировать работу оборонно-промышленного комплекса и предприятий, являющихся частью кооперационных цепочек».
Он подчеркнул, что поправки не предполагают перепрофилирование предприятий гражданских секторов экономики на нужды вооруженных сил.
https://www.youtube.com/watch?v=HGgTPGCBgf8\u0026pp=ygVR0KHQv9C10YbQuNCw0LvRjNC90YvQtSDQvNC10YDRiyDQsiDRjdC60L7QvdC-0LzQuNC60LU6INGH0YLQviDRjdGC0L4g0LfQvdCw0YfQuNGC
Принятые законы это не уточняют. Но законодательство о специальных экономических мерах говорит, что срок их применения устанавливает президент России. Он же решает, когда их отменять.
Юрий Борисов уточнил, что все меры, вводимые законопроектами, действуют только во время проведения Россией контртеррористических и других операций за ее пределами.
Совет Федерации одобрил закон о спецмерах в экономике. Что это значит
Совет Федерации одобрил закон, который наделяет правительство полномочиями регулировать трудовые отношения для обеспечения военных операций за пределами России. Согласно новому закону, правительством могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики.
- Поправки внесли в закон «Об обороне» «в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ».
- Правительство может изменять правовое регулирование трудовых отношений в отдельных организациях, в том числе «порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков».
- Закон также легализует временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов, разбронирование материальных ценностей государственного резерва и проведение закупок у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа и для формирования запасов.
- Закон о специальных мерах в экономике был одобрен Государственной думой 6 июля.
Новости и советы экспертов в Telegram
Что это значит для бизнеса
В целях обеспечения операций правительство сможет принимать решения о «проведении мероприятий» органами исполнительной власти, но о каких мероприятиях идет речь, не уточняется. Также в тексте законопроекта нет указаний на то, что к принудительной реализации госзаказа для обеспечения операций будут привлекаться компании только из сектора ОПК.
«В документе упоминается «дозагрузка производственных мощностей организаций ОПК», но далее следует «ресурсное обеспечение поставок» в рамках госзаказа, и здесь уже может быть любая компания», — объяснял доктор экономических наук Игорь Липсиц в комментарии для Forbes.
В пояснительной записке к законопроекту упоминаются ремонтные работы — в теории компанию, производящую обычные грузовики, могут озадачить ремонтом военной техники, допускает экономист. По словам экономиста Николая Кульбаки, принимаемая норма может коснуться «практически любой отрасли».
«Законопроект накладывает дополнительные обязательства на предприятия по привлечению сотрудников к неоплачиваемым переработкам, выходу из отпусков и сокращению выходных дней.
Есть большие сомнения, что в условиях остановки коммерческой деятельности предприятия будут способны компенсировать эти неудобства сотрудникам», — предупреждал о рисках член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков.
Еще один риск для бизнеса — нерыночные условия. По словам Николая Кульбаки, «правительство может прийти и сказать: нам нужно дешевле и побольше» — в результате компания станет убыточной.
Законопроект о спецмерах в экономике: к чему готовиться
В Совете Федерации РФ одобрили законопроекты, определяющие особенности введения специальных экономических мер для «проведения вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ».
Большая часть предусмотренных законопроектами норм адресована бюджетному сектору экономики, но некоторые меры могут затронуть и коммерческие организации.
В чём суть законопроектов
У правительства РФ появляются новые полномочия. Проект первого законопроекта (№ 155680-8) предполагает внесение изменения в закон об «Об обороне».
В нём появится новая статья, посвящённая обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами РФ.
Чтобы обеспечить проведение таких операций, российские власти смогут по необходимости вводить в стране специальные меры в сфере экономики.
Второй законопроект (№ 155718-8) предполагает изменения в Трудовой кодекс РФ. Он уточняет положения первого законопроекта и определяет, как в случае введения специальных экономических мер правительство РФ может регулировать трудовые отношения.
Какие специальные экономические меры предусмотрены законопроектами
В рамках специальных экономических мер правительство России вправе:
- Временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты.
- Разбронировать материальные ценности государственного резерва.
- Устанавливать особенности трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Здесь речь идёт об особом порядке привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.
- Регулировать правила закупки у единственного поставщика для нужд оборонно-промышленного комплекса;
- Вводить обязанность для любых юридических лиц заключать госконтракты, необходимые для обеспечения проведения контртеррористических и иных операций вне территории страны. При этом органы власти получают возможность предлагать изменения объёмов работ или поставок по таким госконтрактам за пределами действующих ограничений. В таком случае стороны должны будут пересмотреть цену контракта в сторону увеличения или уменьшения.
Как нововведения скажутся на исполнении госконтрактов
При введении специальных экономических мер юрлица вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности будут не вправе отказаться от заключения договоров, госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ, Вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Это касается контрактов, заключаемых в соответствии с законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В целях сокращения сроков заключения госконтрактов и контрактов по ГОЗ, законопроектом предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отдельными видами юридических лиц необходимой для выполнения ГОЗ продукции, а также для формирования её запаса в соответствии с федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
При введении специальных экономических мер Минобороны, ФСБ, Росгвардия, МЧС смогут в одностороннем порядке увеличить или уменьшить количество товара, объём работы или услуги в рамках, ранее заключённых госконтрактов по ГОЗ.
Как нововведения изменят регулирование трудовых отношений
Статья 252 Трудового кодекса РФ «Основания и порядок установления особенностей регулирования труда» дополнится частью второй, которая гласит: «При введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на Отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков».
Это тот самый «случай, предусмотренный настоящим кодексом», которым дополнят ряд статей ТК, согласно предложенным законопроектом изменениям. Если введут специальные экономические меры, правительство РФ сможет уточнять:
- когда работодатель вправе привлечь сотрудника к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, вызвать сотрудника из отпуска без его согласия за пределами действующих в текущей редакции ТК РФ ограничений (ст. 99, ст. 113, ст. 125 ТК РФ);
- продолжительность сверхурочной работы за пределами действующих ограничений (ч.6 ст. 99 ТК РФ)
- когда работодатель имеет право не заменять оплату сверхурочного труда дополнительным отдыхом и не компенсировать деньгами накопившийся свыше 28 дней отпуск (ст. 152, ст. 126 ТК РФ);
- случаи предоставления еженедельного непрерывного отдыха — менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ);
- случаи работы подряд в две смены, случаи доведения до сотрудников графиков сменности менее, чем за один месяц до введения их в действие (ч.4, ч.5 ст. 103 ТК РФ);
- схему переноса ежегодного отпуска сотрудника, если в текущем году он может неблагоприятно отразиться на деятельности работодателя (ст. 124 ТК РФ).
Для чего нужны нововведения
В правительстве РФ отметили, что мера призвана ликвидировать дефицит отдельных специалистов на промышленных предприятиях, и массовый характер она носить не будет.
В первую очередь изменения могут затронуть организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Поправки призваны помочь оперативно удовлетворить нужды вооружённых сил в ремонте и обновлении техники.
При этом перепрофилировать предприятия гражданских секторов экономики на нужды ВС не планируется.
Специальные экономические меры во внешнеэкономической деятельности в России
30 апреля 2023 г.
Применение специальных экономических мер используется с целью обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации, а также устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.
2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – «Закон № 281-ФЗ, «Закон о специальных экономических мерах») к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:
- приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
- запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
- запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
- прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
- изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
- запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
- установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
- запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ о таком решении.
Срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом РФ. Президент РФ принимает решение об отмене применения специальных экономических мер в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием применения специальных экономических мер, устранены до истечения установленного срока, такое решение принимается досрочно, а если не устранены, то указанный срок продлевается.
Предложение об отмене специальных экономических мер может быть внесено Президенту РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ или Правительством РФ[1].
Например, указами Президента РФ были отменены специальные экономические меры:
- Указ Президента РФ от 06.02.2019 № 39 «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».
7.1. Защитные (специальные защитные) меры
-
Защитные
меры являются примером избирательного
применения правительством чрезвычайных
мер, необходимых для предотвращения
или возмещения серьезного ущерба
национальным производителям, который
является или мог бы быть результатом
возросшего импорта прямо конкурирующих
товаров. -
Защитные
меры (специальные защитные меры
— по российскому законодательству)
— импортные ограничения, которые
применяются на временной основе в тех
случаях, когда иностранные товары
ввозятся в таких количествах и/или на
таких условиях, что это причиняет или
может причинить существенный ущерб
отраслям, чья продукция конкурирует с
импортной. -
Существенный
ущерб отрасли экономики
— подтвержденное доказательствами
значительное общее ухудшение положения
отрасли, которое наступило вследствие
возросшего ввоза аналогичного или
конкурирующего товара, и выражается, в
частности, в сокращении объема производства
такого товара, сокращении его реализации
на внутреннем рынке страны, снижении
рентабельности производства такого
товара, замедлении развития отрасли,
негативном влиянии на товарные запасы,
трудоустройство, уровень заработной
платы, общую инвестиционную активность
и другие показатели. -
Угроза
причинения существенного ущерба отрасли
экономики
— подтвержденная доказательствами
очевидная неотвратимость причинения
существенного ущерба отрасли экономики. -
Защитные
меры реализуются путем введения
количественных ограничений (импортных
квот) или импортных пошлин, которые
называют специальными
пошлинами
и взимают сверх
обычных действующих импортных таможенных
пошлин.
Специальные
пошлины
— пошлины, применяемые как инструмент
защитных мер, т.е. в тех случаях, когда
импорт какого-либо товара осуществляется
в таких количествах и на таких условиях,
что это наносит ущерб экономике той или
иной страны.
Торгово-политическая
природа применения защитных мер
существенно иная по сравнению с
традиционными количественными
ограничениями и импортными таможенными
пошлинами.
В основе применения защитных
мер лежит выявление и предотвращение
экономического ущерба или возможности
его причинения в связи с импортом
каких-либо товаров.
Таким образом,
несмотря на то, что защитные меры носят
откровенно протекционистский характер,
их применение является условным и
временным, поскольку связано с фактом
установления ущерба.
Экономический
смысл применения защитных мер в отличие
от традиционных таможенных пошлин и
количественных ограничений состоит не
столько в создании более благоприятных
условий для конкуренции национальных
предприятий, сколько в компенсации или
предотвращении тех случаев, когда
национальные производители временно
оказываются абсолютно неспособными
противостоять иностранной конкуренции.
При этом обоснованием целесообразности
применения защитных мер зачастую
является необходимость предоставления
возможности предприятиям, конкурирующим
с импортом, адаптироваться к условиям
конкуренции в течение того времени,
пока действуют защитные меры.
Введение
защитных мер означает отступление от
обычных обязательств страны в отношении
применения таможенных пошлин и
количественных ограничений. Такой отход
от принятых обязательств допускается
в рамках международных соглашений.
Однако сознательное отступление от
общих обязательств в области использования
ограничений в торговле требует особой
тщательности в подтверждении обоснованности
принятия подобных мер и доказательства
самого существования факта причинения
ущерба [6; 175].
Механизм
применения защитных мер предусматривает
несколько основных элементов:
- подача заявления (жалобы) со стороны отрасли национальной промышленности с просьбой о введении защитных мер с соответствующими обоснованиями;
- рассмотрение заявления уполномоченными на то государственными органами и начало процедуры введения защитных мер;
- проведение расследования с целью установления факта и размера причиненного ущерба или наличия угрозы причинения серьезного ущерба, а также наличия причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и возросшим импортом;
- введение защитных мер в том случае, если в ходе расследования получены соответствующие результаты [6; 179].
Открытию
указанных процедур предшествует
предварительное уведомление о намерении
предпринять такие действия и предоставление
возможности провести консультации по
запросу экспортирующих стран, которые
пострадают от вводимых защитных мер.
Защитные меры применяются только после
проведения расследования, в ходе которого
право быть выслушанными имеют все
заинтересованные стороны.
Решение о
применении той или иной защитной меры
должно выноситься на основе полностью
мотивированных суждений.
В
результате расследования должно быть
установлено, что возросший импорт
создает угрозу серьезного ущерба или
непосредственно серьезный ущерб
национальным производителям данных
или непосредственно конкурирующих
товаров. Таким образом, прежде всего,
по тому или иному продукту должно быть
отмечено увеличение импорта в значительных
размерах.
Такое увеличение может иметь
абсолютный или относительный характер.
Абсолютное повышение наблюдается, когда
отмечено фактическое увеличение объема
импорта иностранного товара.
Относительное
— когда сегмент рынка по данному
зарубежному товару на всеобщем
национальном рынке расширяется, при
том, что объем ввозимого иностранного
товара остается на прежнем уровне или
даже снижается.
Понятие
«серьезный
ущерб»
толкуется, как значительное всемерное
ущемление позиций национальной экономики,
а «угроза
серьезного ущерба»
— как ущерб, который «с очевидностью
надвигается».
Сложным является вопрос
о выработке критериев определения
«серьезного ущерба» местным
производителям, нечеткое формулирование
которого открывает возможности
использования защитных мер без достаточных
экономических оснований [15; 113].
В
том, что касается экономических механизмов
действия защитных мер, то они не отличаются
от механизмов применения обычных
импортных пошлин или количественных
ограничений импорта, за исключением
того, что в случае защитных мер эти
ограничения почти всегда очень жесткие
и близкие к запретительному уровню.
Особенность применения импортных
ограничений в рамках защитных мер
состоит в том, что они могут быть введены
довольно быстро, поскольку применяются
органами исполнительной власти и не
требуют законодательных решений для
каждого конкретного случая, как это
обычно бывает, когда речь идет о таможенных
пошлинах. Защитные меры в виде пошлин
или количественных ограничений часто
сопровождаются и другими мерами, которые
прямо или косвенно могут повлиять на
импорт (прежде всего, лицензирование и
«добровольное» ограничение
экспорта).
Страны,
прибегающие к использованию защитных
мер во внешней торговле, руководствуются
правилами их применения, изложенными
в Соглашении по защитным мерам ВТО. На
его основе разработан и принят Федеральный
закон РФ «О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами»
[3].
Основной
принцип применения защитных мер направлен
на обеспечение недискриминационного
характера их использования.
Поэтому
защитные меры применяются только в
таких масштабах, которые необходимы
для предотвращения или устранения
существенного ущерба и для облегчения
процесса приспособления экономики.
Если применяется количественное
ограничение, то такая
мера не должна сокращать количество
импорта ниже уровня предыдущего года,
за который принимается средний импорт
за последние три года, по которым имеются
статистические данные.
Защитные
меры должны применяться на основе РНБ,
и не могут быть направлены против импорта
из конкретной страны или группы стран.
Таким образом, даже если увеличенный
объем импорта продукции, наносящий
ущерб национальной экономике, имеет
происхождением только одну или две
страны, защитные меры надлежит применять
в отношении всего сходного или
непосредственно конкурирующего импорта,
независимо от страны происхождения.
Соглашение
предусматривает возможность применения
временных
защитных мер
в том случае, если возникают критические
обстоятельства, в которых задержка с
введением защитных мер приведет к
возникновению ущерба с трудно устранимыми
последствиями.
Предварительные защитные
меры не могут применяться в течение
более 200 дней и должны иметь форму
повышения таможенных пошлин, а не
введения количественных ограничений.
Временная защитная мера вводится в виде
временной
специальной пошлины.
Принципиально то, что при ее взимании
льготы (снижение ставки, освобождение
от уплаты), предусмотренные законодательством
РФ по уплате ввозных таможенных пошлин,
не применяются, и при расчете НДС в
налогооблагаемую базу временные
специальные пошлины не включаются.
Временная специальная пошлина вносится
ее плательщиком [14; 63].
Защитная
мера должна применяться только в течение
времени, которое требуется для устранения
серьезного ущерба. Такой период времени
не должен превышать четырех лет.
Если
будет установлено, что для достижения
целей защитных мер необходимо дальнейшее
их применение, то он может быть продлен
с соблюдением всех необходимых для
введения защитных мер процедур так, что
общий срок их действия не превысит 8
лет.
Этот период включает и время
применения временных защитных мер.
Соглашение
исходит из необходимости ускорения
перестройки национальной отрасли в
целях приспособления к конкуренции с
импортом.
Если защитная мера используется
более одного года, то она должна
«смягчаться» в арифметической
прогрессии с регулярными интервалами
в течение всего периода применения.
Если защитная мера использовалась в
отношении определенного товара, то
новая защитная мера в отношении этого
же товара не должна применяться в течение
двух лет после отмены предыдущей меры.
В
соответствии с указанным соглашением
при введении одной из сторон защитных
мер, другая сторона также получает право
на принятие ответных мер.
Кого новый законопроект заставит работать на нужды обороны — юрист
Речь о законопроекте об «обеспечении проведения Вооруженными силами РФ специальных операций за рубежом» и поправках в Трудовой кодекс.
Согласно новым правилам, государство может заставить компании, в том числе частные, заключать госконтракты и привлекать сотрудников для сверхурочной работы. Что это значит и на кого распространяется? Адвокат Вреж Гулян рассказал «Финтолку».
О чем новый законопроект
В нем говорится, что государство может вводить «специальные меры в экономике», чтобы восполнить ресурсы, которых не хватает для ведения спецоперации. Причем не только текущей, а вообще любой военной.
- Поясняется, что «временно сосредотачивать усилия в отдельных отраслях экономики» нужно, когда «возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и в обеспечении материально-техническими средствам».
- В Трудовом кодексе эти «специальные меры в экономике» отразятся следующим образом:
- — будет разрешено привлекать сотрудников к сверхурочной работе, ночью, в выходные и праздники;
- — будет разрешено менять график отпусков и размер зарплаты.
При этом отказаться от госконтрактов, которые нужны для обеспечения спецопераций, компаниям нельзя. А Минобороны, ФСБ, Росгвардия и МЧС смогут менять цену и объемы поставок уже после заключения контракта.
Кого государство будет привлекать к этим специальным мерам
В Госдуме говорили, что поправки касаются прежде всего оборонных предприятий. Но в документе сказано, что от госконтрактов не смогут отказаться юрлица «вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности».
Вреж Гулян поясняет, что да, в первую очередь закон коснется предприятий, работающих с оборонзаказом.
Но он также может коснуться всех остальных: и IT-компаний, и производителей продуктов, и производителей лекарств, если их услуги и продукция понадобятся на месте ведения спецоперации.
Даже частные клиники могут обязать заключить госконтракт, чтобы, допустим, те предоставляли свои услуги в Донбассе.
Соответственно, сотрудники этих привлеченных компаний могут лишиться запланированного отпуска или будут вынуждены работать сверхурочно, ночью и в выходные.
Как государство будет привлекать предприятия к госзаказам
По словам адвоката, правительство будет вносить постановление о необходимости заключить контракт с предприятием. Но будет ли указываться сразу конкретное предприятие или только отрасль — пока непонятно. Работать с компанией и заключать с ней контракт непосредственно будет уже уполномоченное ведомство.
Какие могут быть последствия за неисполнение
Вероятно, за неисполнение контракта предприятию будут назначать штрафы. Они и сейчас есть для фирм, которые выиграли госконтракт, но уклоняются от подписания договора. Размер штрафа зависит от тяжести нарушения, компанию также могут внести в реестр недобросовестных поставщиков.
Если сотрудник откажется от сверхурочной работы, его, согласно Трудовому кодексу, могут уволить.
Не исключено, что за неисполнение появится дополнительная уголовная и административная ответственность.
Какие риски для бизнеса
Во-первых, условия, предложенные государством, для предприятия могут быть невыгодными.
Во-вторых, если предприятие переключится на обеспечение военных нужд, оно, вероятно, «просядет» в гражданском производстве. Например, если какой-нибудь завод выпускал и военную технику, и гражданские автомобили, а потом из-за госзаказа перешел только на военную технику, то он может сильно отстать в производстве автомобилей.
Но как новые законы в целом повлияют на эконому страны, сказать пока сложно, подытожил юрист.