Ну что же сограждане, похоже в новом 2023 году придется затянуть пояса еще на одну дырочку. Ожидается весьма приличный рост цен на топливо.
И даже если вы не автовладелец, то тоже хорошо его прочувствуете в возросших ценах на продукты и потребительские товары. А виноваты во всем новые налоги и акцизы, которые будут введены в добывающей отрасли в следующем году.
Однако винить правительство в этом не стоит, ведь это вынужденная мера, в ответ на сокращение поставок углеводородов в старушку Европу.
К сожалению грядущий 2023 год может оказаться совсем не простым для рядовых россиян. Так уже были проиндексированы расценки на услуги ЖКХ в сторону увеличения, рост составит в среднем 9%. В этом году повышенные тарифы ЖКХ начнут действовать уже в декабре, а не с лета 2023 года.
Обычно индексацию проводили под конец текущего года, но новые тарифы начинали действовать только летом следующего, тем самым давая гражданам время подготовится к ним морально. В этом году чиновники решили не миндальничать с гражданами РФ, и вводят повышение тарифов сразу после утверждения.
Ожидается и рост цен на топливо, причем он может составить сразу 30%.
Скажется сочетание нескольких факторов. В течении 2022 года цены на топливо практически не росли, прилично отставая при этом от реальной инфляции, которая составляет без малого 10% годовых.
Но помимо инфляции, в 2023 году будут введены новые налоги и акцизы в добывающей отрасли, которые напрямую отразятся на ценах готовой продукции. Так налог на добычу полезных ископаемых будет повышен сразу в 1,3 раза.
То есть с каждой добытой тонны нефти в бюджет пойдет на 30% больше доходов, чем это было раньше. Помимо этого с начала 2023 года на 4% увеличится акциз на моторное топливо.
Акциз на бензин вырастет — с 13793 руб до 14345 руб за одну тонну, а для дизтоплива — с 9556 руб до 9938 руб за тонну. Разумеется нефтяники переложат эту нагрузку на АЗС, а заправочные станции по цепочке на автовладельцев.
Так стоимость распространенного бензина АИ-95 может вырасти в следующем году до 65 — 70 рублей за литр. Но если частные автовладельцы могут просто оставить своего «железного коня» на парковке, а на работу отправиться на общественном транспорте, то владельцы транспортных компаний лишены этой роскоши.
Соответственно вырастут расценки на грузоперевозки, а это отразится на стоимости продуктов и бытовых товаров на прилавках магазинов. Делается это не от хорошей жизни, налоги и акцизы вводятся нефтяникам и газовикам с целью восполнения потерь от снижения поставок углеводородов в Европу.
Напомним, что Европа существенно сократила импорт нефти и газа из РФ, и даже назначила предельные цены на российское сырье, придумав для этого некий «ценовой потолок».
А поставки голубого топлива через «Северные потоки» и вовсе невозможны, так как они были серьезно повреждены в результате террористического акта.
Однако, нужно отметить, что рост цен на топливо в России никогда не коррелировал со стоимостью нефти на биржах. В народе даже родилась поговорка — «Нефть дешевеет — бензин дорожает, нефть дорожает — бензин дорожает, нефть ничего не делает — бензин всё равно дорожает». И родилась она не на пустом месте, ведь в стоимости бензина 70% составляют различные налоги и акцизы.
А именно — 30% налоги на добычу полезных ископаемых, 21% составляют акцизы, и еще 20% это НДС. Вот и получается, что колебания стоимости самого сырья оказывают на стоимость бензина очень незначительное влияние. Обвинять АЗС в росте цен на бензин, как делают многие автолюбители, как минимум не справедливо, ведь в наши баки они заливают в основном одни налоги и акцизы.
Доля прибыли сетевой АЗС с каждого проданного литра бензина составляет жалкие 6,5%, вот и считайте — это сущие копейки. Многие АЗС вынуждены разбавлять горючее различными присадками, а-ля «ослиная моча», чтобы хоть немного поднять норму прибыли и остаться на плаву.
Разумеется все эти присадки негативно влияют на ресурс двигателя автомобиля, и его мощность, да и содержание вредных веществ в выхлопе возрастает. В любом случае ваш семейный бюджет похудеет в следующем году на более значительные суммы.
Однако чиновники и правительство приравнивают автовладельцев к состоятельным гражданам, способным потянуть более значительную фискальную нагрузку. А посему в планах стоит увеличение дорожных штрафов, подорожание полиса ОСАГО и транспортного налога.
рекомендации
Приближается переломный момент на топливном рынке: Как изменятся цены на бензин с 1 января
С одной стороны, для роста стоимости топлива в России есть серьёзные предпосылки. Снижается размер демпфера. Для бензина он стал отрицательным впервые с 2020 года. Тут стоит отметить, что сам по себе демпферный механизм действует с 2019 года.
Его цель — сгладить колебания цен на бензин внутри страны. Если экспортная стоимость высокая, то правительство компенсирует нефтяным компаниям убытки от продажи топлива на внутреннем рынке.
Когда же бензин внутри страны, наоборот, слишком дорог, то нефтяники платят в бюджет разницу между ценами.
— Переход бензинового демпфера на отрицательную территорию впервые с 2020 года означает, что теперь уже нефтяные компании должны будут платить в государственный бюджет с продаваемого бензина (по дизелю демпфер остаётся положительным).
Как это будет выглядеть на практике, сказать очень сложно, потому что разрыв между внутренней оптовой ценой и внешней (Natback) остаётся очень высоким. Ранее большая часть этого разрыва покрывалась за счёт демпферных выплат государства.
Однако теперь получается, что финансировать его должны уже сами нефтяные компании, — рассказал аналитик TeleTrade Алексей Фёдоров.
Сейчас ситуация на рынке интересная. С одной стороны, падает демпфер, а с другой — повышаются налоги. С 1 января 2023 года НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) вырастет сразу в 1,3 раза.
Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь
— Это принесёт бюджету в сумме около 1 трлн рублей. На моторное топливо с января увеличиваются акцизы — на 4%. Так что есть объективные причины увеличения цен как на бензин, так и на дизель, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
С другой стороны, отметил аналитик, уже в феврале 2023 года Евросоюз вводит эмбарго на покупку российских нефтепродуктов. Это приведёт к ситуации профицита на внутреннем рынке РФ — в такой ситуации цены не растут.
— Но это пока теория. На практике ЕС очень активно закупает российское топливо сейчас, и, насколько ситуация изменится в следующем году, сказать сложно. Европейцы уже не раз доказывали, что, принимая санкции против РФ, используют массу обходных путей для закупок сырья из нашей страны. Причём в гораздо больших объёмах, чем раньше, — добавил Артём Деев.
https://www.youtube.com/watch?v=QJJ8Q9Qjb-I\u0026pp=ygU70KbQtdC90Ysg0L3QsCDQsdC10L3Qt9C40L0g0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgzog0L_RgNC-0LPQvdC-0Lc%3D
Таким образом, получается, что цены на бензин в стране в январе 2023 года, скорее всего, вырастут. Это произойдёт из-за повышения налоговой нагрузки на отрасль и пересмотра демпфера. Впрочем, такое увеличение будет в рамках 1–2%, не более. Для сравнения — за весь 2022 год бензин в России подорожал менее чем на 1%.
По прогнозам Артёма Деева, если экспорт бензина вырастет сверх ожиданий (его будет закупать ЕС перед вступлением в действие эмбарго), цены могут вырасти сильнее — вместо профицита в РФ может начаться дефицит.
Но совершенно другая ситуация с дизелем — его стоимость за год выросла почти на 7%. Это результат дефицита данного вида топлива. Почти половину нужного объёма Россия импортировала. И в настоящее время наблюдается рост стоимости авиакеросина, который также используется в производстве зимнего дизеля.
Фото © LIFE / Марат Абулхатин
По прогнозам Артёма Деева, рост стоимости этого вида топлива может составить от 3% до 5% (на 2–5 рублей за литр сразу) в январе-феврале 2023 года.
Алексей Фёдоров считает, что в начале следующего года цены на бензин будут напрямую зависеть от геополитической обстановки.
При этом необходимо учитывать высоковероятный сценарий спада мировой экономики в 2023 году с одновременным ростом профицита нефтепродуктов на российском рынке из-за новых санкций.
То есть при сохранении напряжённости на мировой арене в следующем году мы можем получить ситуацию, аналогичную той, которая сложилась в 2022 году, когда цены на бензин в России даже снизились.
— Если же обострение пойдёт на спад, то, скорее всего, цены на топливо в России начнут навёрстывать инфляцию и за 2022 год (а это 12–13%), и инфляцию в 2023 году (ещё на 5–7%). Так что получаются два достаточно полярных сценария.
В первом случае цены на топливо остаются вблизи сегодняшних значений: 51,5–53,0 рубля за литр АИ-95; 47,0–49,0 рубля — за литр АИ-92 и 54,0-57,0 — за дизель. Во втором — топливные цены в России, в зависимости от политической обстановки, начинают с разной скоростью повышаться на 10–17%.
То есть АИ-95 — к 56,0–59,0 рублей за литр; АИ-92 — к 51,0–54,0; дизель — к 59,0–63,0, — пояснил Алексей Фёдоров.
По телевизору говорят, что бензин дешевеет небывалыми темпами. А как на самом деле?
Все новостиАналитики подсчитали, какая подписка самая выгодная21 год назад террористы захватили «Норд-Ост».
История трагедии — в 15 фотоНа Урале учительница засудила школьника за безобидный снимок в чате классаНа Челябинскую область надвигается снег с дождем
Осенью наблюдалось не только подорожание топлива, но и перебои с его поставками
Артем Краснов
В октябре правительству удалось остановить рост цен на бензин и дизтопливо, и СМИ дружно заговорили даже о его резком удешевлении. Наш автомобильный журналист Артем Краснов объясняет, почему это лишь иллюзия.
Как сделать человеку хорошо? Сделай ему плохо и верни как было. Ну или почти как было.
Формально цены на топливо в октябре действительно поползли вниз, например, за две недели октября, со 2 по 16-е число, бензин АИ-95 подешевел на полрубля, дизтопливо — на 60 копеек (данные Росстата в среднем по России).
Но этот откат во многом иллюзорен, потому что с мая по сентябрь бензин АИ-95 подорожал на 4,66 рубля, дизтопливо — на 6,74 рубля. То есть удешевление хоть и имеет место, но позволило вернуть лишь 10–15% от общего удорожания топлива хаотичным летом 2023 года.
Случилось это на фоне запрета экспорта нефтепродуктов, введенного правительством для стабилизации внутренних цен.
При этом биржевая стоимость топлива рухнула сразу на четверть, например, для бензина АИ-95 — с 75 тысяч рублей за тонну до примерно 55 тысяч.
В этом смысле снижение розничной цены на 1% выглядит не так уж существенно, хотя нужно посмотреть долговременную тенденцию. Но я бы поставил на то, что это «рекордное удешевление» не продлится долго и не отыграет летней наценки.
https://www.youtube.com/watch?v=QJJ8Q9Qjb-I\u0026pp=YAHIAQE%3D
Мы уже привыкли к лукавству «нефтяников». Например, когда весной 2022 года биржевые цены топлива обрушились, на АЗС была «стабильность», то есть никто из нефтяных компаний не спешил сбрасывать стоимость. Скорее всего, и сейчас нефтяные компании не будут откатывать прайсы к летним уровням, оставляя «подушку безопасности» на случай будущих колебаний.
Кроме того, нефтяные компании добились главного: с октября возвращен полный размер компенсационного демпфера, который власти этой осенью пытались снизить вдвое. Демпфер — это многомиллиардные компенсации нефтяным компаниям за упущенную выгоду, если экспортная цена нефтепродуктов оказывается выше внутренней. Проще говоря, нынешнее удешевление бензина происходит во многом за бюджетный счет.
Меня, если честно, стоимость бензина не слишком волнует: при годовом пробеге в пределах 10 тысяч километров разница в цене даже на рубль оборачивается переплатой в 1000 рублей в год, так что коммуналка или стоимость некоторых продуктов меня волнует куда сильнее. С другой стороны, цена бензина и особенно дизтоплива зашита в экономику, поэтому вольности нефтяного рынка тут же отражаются в инфляции.
В докризисные времена между правительством и нефтяными компаниями было правило: последние не могли повышать розничную цену больше инфляции.
В прошлом году это правило выполнялось с точностью до десятой процента, а в этом впервые за пять лет было нарушено.
Впрочем, скакнувшие цены, вероятно, подстегнут подорожание в других областях, так что к концу года чиновники опять смогут сказать: бензин подорожал в пределах инфляции. Опуская тот факт, что он же ее и спровоцировал.
Другие статьи автора
Станьте автором колонки.
Почитайте рекомендации и напишите нам!
- ЛАЙК15
- СМЕХ3
- УДИВЛЕНИЕ1
- ГНЕВ8
- ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Аналитики спрогнозировали рост цен на бензин в России с 1 апреля
В 2023 году цены на бензин и дизель вырастут 2,5—3,5 рубля за литр, сказал Артем Деев Денис Моргунов © URA.RU
Правительство России изменит систему налогообложения нефтяников с 1 апреля 2023 года. Среди прочего, предполагается снижение выплат по демпферу (рискам для предприятий — прим. URA.RU). Такое решение может повлечь рост цен на бензин и дизельное топливо.
Однако эксперты считают, что значительного увеличения стоимости энергоресурсов ожидать не стоит.
«Проблемы с экспортом и достаточные внутренние запасы будут работать на удержание стоимости бензина и дизеля. Ожидается небольшой рост в рамках инфляции.
По прогнозу ЦБ, в 2023 году инфляция составит 5—7%, поэтому и годовой рост цен на топливо можно ожидать в этом диапазоне», — заявил специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов изданию Life.
Он также подчеркнул, что с приходом весны вырастет спрос на топливо.
По словам основателя Школы практического инвестирования Федора Сидорова, серьезного роста розничных цен на топливо ждать не стоит. Он также отметил, что оптовые цены на бирже сократились в пределах 10%.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев предположил, что рост цен на бензин и дизель не превысит годовой инфляции. «Поэтому, скорее всего, в течение года цены на бензин и дизель вырастут в среднем на 2,5—3,5 рубля за литр», — рассказал эксперт.
Ранее заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов заявил, что стоимость топлива будет увеличиваться в соответствии с инфляцией, напоминает телеканал 360. Также ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков предположил, что в 2023 году цены на бензин продолжат расти. Но он отметил, что этот рост не будет слишком быстрым.
https://www.youtube.com/watch?v=tkd0SS4TH0s\u0026pp=ygU70KbQtdC90Ysg0L3QsCDQsdC10L3Qt9C40L0g0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgzog0L_RgNC-0LPQvdC-0Lc%3D
Если вы хотите сообщить новость, напишите нам
Правительство России изменит систему налогообложения нефтяников с 1 апреля 2023 года. Среди прочего, предполагается снижение выплат по демпферу (рискам для предприятий — прим. URA.RU). Такое решение может повлечь рост цен на бензин и дизельное топливо.
Однако эксперты считают, что значительного увеличения стоимости энергоресурсов ожидать не стоит. «Проблемы с экспортом и достаточные внутренние запасы будут работать на удержание стоимости бензина и дизеля. Ожидается небольшой рост в рамках инфляции.
По прогнозу ЦБ, в 2023 году инфляция составит 5—7%, поэтому и годовой рост цен на топливо можно ожидать в этом диапазоне», — заявил специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов изданию Life.
Он также подчеркнул, что с приходом весны вырастет спрос на топливо. По словам основателя Школы практического инвестирования Федора Сидорова, серьезного роста розничных цен на топливо ждать не стоит. Он также отметил, что оптовые цены на бирже сократились в пределах 10%.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев предположил, что рост цен на бензин и дизель не превысит годовой инфляции. «Поэтому, скорее всего, в течение года цены на бензин и дизель вырастут в среднем на 2,5—3,5 рубля за литр», — рассказал эксперт.
Ранее заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов заявил, что стоимость топлива будет увеличиваться в соответствии с инфляцией, напоминает телеканал 360. Также ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков предположил, что в 2023 году цены на бензин продолжат расти. Но он отметил, что этот рост не будет слишком быстрым.
Расскажите о новости друзьям
В россии предлагают установить предельно допустимые цены на автозаправках — российская газета
В документе предлагается установить максимально возможные для торговли на автозаправочных станциях (АЗС) розничные цены на бензин и ДТ сроком не менее чем на три года и не более чем на пять лет. Устанавливаться предельно допустимые розничные цены будут правительством.
Заработать эта мера в случае принятия законопроекта может уже с начала 2024 года. Документ внесен на рассмотрение партией ЛДПР, среди его разработчиков — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что ранее принятые меры (введение демпфирующего механизма с 2019 года) «на сегодняшний день не дают для конечного потребителя видимых результатов».
В таких условиях введение механизма предельно допустимых розничных цен на бензин и ДТ на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты законных экономических интересов граждан и общества в целом, сказано в документе.
Фактически это означает введение госрегулирования розничных цен на топливо. Если сейчас Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит за тем, чтобы цены на АЗС не росли выше средней инфляции (к чему есть много вопросов, поскольку оптовые цены на топливо часто сильно обгоняют среднюю инфляцию), то теперь превышение предельной цены топлива на АЗС станет нарушением закона.
Как известно, деньги не возникают ниоткуда, если АЗС будут торговать топливом по ценам ниже маржинальности, то они разорятся или их работу придется субсидировать. В последнем случае понадобится «донор». То есть какая-то сфера экономики, которая будет компенсировать АЗС убытки.
Впрочем, в отрасли давно продвигается идея о том, чтобы АЗС зарабатывали с сервисных услуг (мойка, автокосметика) и магазинов на заправках.
Правда, на сегодняшний день это лишь позволяет АЗС сводить концы с концами. Во всем опять виновата экономика. Компенсация выпадающих доходов АЗС должна быть «вшита» в стоимость товаров и услуг, что автоматически их делает дороже. А люди у нас деньги считать умеют.
Но и с этим можно разобраться при желании, главное не допустить резкого подорожания топлива и его дефицита, как случилось этой осенью. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, рассматриваемый законопроект никак от этого не защитит. И более того — может спровоцировать новый топливный кризис.
https://www.youtube.com/watch?v=tkd0SS4TH0s\u0026pp=YAHIAQE%3D
В случае принятия предложенных мер превышение предельных розничных цен на бензин и дизельное топливо станет нарушением закона
Все это восстановление сталинских методов управления экономикой нас до добра не доведет, считает он. Если мы говорим про рыночную экономику, какие могут быть предельные цены на внутреннем рынке? А если при этом экспортные цены останутся рыночными, то тогда нефтяники все топливо отправят на экспорт.
Запретят экспорт бензина и дизеля, отправят сырую нефть. Запретят экспорт нефти, снизится добыча, бюджет будет получать меньше доходов (бюджет получает основные доходы с объемов добычи нефти). Бизнес не может работать в убыток.
В результате случится падение объемов нефтепереработки, добычи нефти и снижение качества продукции, поясняет Симонов.
Схожая точка зрения — у эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, который считает, что введение предельно допустимых топливных цен лишь усугубит проблемы топливного рынка.
Одной из них является дефицит, возникший из-за резкого увеличения нагрузки на сеть РЖД, которое привело к удлинению сроков доставки дизельного топлива с НПЗ и нефтебаз до коммерческих потребителей.
Любое регулирование цен всегда и везде приводит к дефициту, поэтому принятие законопроекта обернется ужесточением проблемы нехватки топлива.
На это могут возразить, что в некоторых нефтедобывающих странах, бывших республиках СССР, например Казахстане и Туркменистане, действует жесткое государственное регулирование розничных цен на топливо. В облегченном виде оно присутствует также в Азербайджане. Но эти страны, хотя и экспортируют нефть, почти не поставляют за границу нефтепродукты.
При этом по разным видам топлива они еще и зависимы от импорта (чаще всего из России). Ну а самый важный момент заключается в том, что доступность бензина и ДТ (то есть количество литров топлива, которое можно купить на среднюю зарплату) в этих странах ниже, чем в России.
Поэтому пример жесткого государственного регулирования топливного рынка с них брать нежелательно.
Как отмечает Симонов, государство может вмешиваться в работу рынка, но методы должны быть экономическими, а не командно-административными. Это могут быть экспортные пошлины, демпфер, схожие механизмы.
По мнению эксперта, сейчас больше внимания стоит обратить на курс национальной валюты. Нефтяные компании платят налоги в рублях, но после пересчета из долларовой цены объемов добытой нефти. Если сейчас бочка нефти стоит почти 8000 руб.
, и в ней 80% налогов, литр бензина не может стоить 30 руб., говорит Симонов.
Если сейчас бочка нефти стоит почти 8000 рублей, и в ней 80% налогов, литр бензина не может стоить тридцать рублей
Цены на АЗС в России растут почти непрерывно уже двадцать лет, к этому все привыкли, и рост в среднем не опережает инфляцию. В этом году они сильно подскочили, во многом компенсировав «топтание на месте» в 2022 году, когда сильно отстали от инфляции.
Но важно даже не это, а то, что сейчас для существенного снижения розничных цен на бензин и ДТ в России нет никаких предпосылок. Они могут упасть только в двух случаях.
Сильного снижения цен на нефть, что совсем не в интересах пополнения нашей казны, или если налоги для нефтяных компаний будут снижены, что, учитывая потребности в наполнении бюджета страны, представляется малореальным.
По мнению Родионова, есть три ключевых механизма, которые могут обеспечить устойчивое снижение цен в рознице.
Во-первых, это сокращение топливных акцизов, которые за последние восемь лет выросли почти втрое.
Сокращение акцизов приведет к снижению издержек нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, как следствие, будет работать на снижение оптовых цен, от которых зависит стоимость бензина в рознице.
Во-вторых, это резкое увеличение нормативов биржевых продаж: с 13% для бензина и 9,5% для ДТ до 50% и 33% соответственно. Резкое повышение нормативов приведет к увеличению конкуренции на бирже и, как следствие, снижению биржевых цен.
С одной стороны, это сделает топливо более доступным для независимых АЗС, из-за чего крупные сети не смогут повышать цены без угрозы потери рынка.
С другой стороны, это снизит стоимость закупки топлива для трейдеров, которые смогут перепродавать топливо коммерческим потребителям по более низким, нежели у региональных производителей, ценам.
В-третьих, это облегчение региональных правил предоставления земли под строительство новых АЗС, которое упростит вход для новых игроков на региональные розничные рынки и приведет к росту конкуренции. В отличие от директивного регулирования цен эти меры окажут долговременное воздействие на нефтяной рынок, которому в таком случае не потребуется «ручное управление», считает Родионов.
https://www.youtube.com/watch?v=uKxTA-6XGvs\u0026pp=ygU70KbQtdC90Ysg0L3QsCDQsdC10L3Qt9C40L0g0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgzog0L_RgNC-0LPQvdC-0Lc%3D
Тем временем
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что поставки газа в Китай по Дальневосточному маршруту начнутся не позднее 2027 года.
Поставки составят до 10 млрд кубометров газа в год. Таким образом суммарная мощность газопроводов из России в Китай вырастет до 48 млрд кубометров.
Сейчас работает только один маршрут «Сила Сибири», поставки по которому должны выйти на проектируемый уровень — 38 млрд кубометров в год в 2025 году.
По Дальневосточному маршруту в Китай будет поставляться газ с месторождений Сахалинского шельфа.
Бензин будет дешеветь? Прогнозы экспертов на 2023 год
© За рулем
Россия ежегодно производит 42-43 млн тонн автомобильного бензина и 98-99 млн тонн дизельного топлива. При этом потребление на внутреннем рынке в 2022 году составляет около 36 млн тонн бензина и почти 50 млн тонн дизтоплива.
Иными словами, страна имеет излишки этих продуктов, которые благополучно уходят на экспорт. И логично было бы ожидать снижения цен. Но…
Почему цены не падают?
Эксперты нефтяного рынка называют две главных причины.
- Во-первых, уровень автомобилизации населения в настоящее время не растет. Поэтому нефтяники притормозили свое развитие… А где нет развития, там начинаются убытки, которые надо как-то компенсировать.
- Во-вторых, виноват демпфер! Точнее, его сокращение.
Зачем нужен демпфер?
В последнее время правительство контролирует цены на АЗС за счет так называемого топливного демпфера, который обеспечивает прибыльность продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Когда мировые котировки растут, нашим нефтяникам выгоднее поставлять больше горючего на экспорт.
В результате объемы запасов топлива в России сокращаются и возникает риск появления дефицита нефтепродуктов. А он обычно приводит к подорожанию горючего.
Чтобы цены на отечественных заправках росли не слишком сильно, государство выплачивает производителям компенсацию, позволяющую удерживать ценники.
Обратная ситуация, когда мировые котировки оказываются ниже российских. Тогда нефтяные компании обязаны поделиться с федеральным бюджетом частью «сверхдоходов», полученных от проданного на внутреннем рынке топлива.
Что будет дальше?
Выдержка из нового законопроекта:
«Ценовой дифференциал, применяемый для расчета демпфирующего механизма на бензин и дизель с апреля 2023-го по декабрь 2025 года, увеличивается с 20 до 25 долларов за баррель».
Смысл мудреной фразы следующий: в этом году появились новые западные санкции, предусматривающие введение «потолка» цен на российские нефтепродукты, продаваемые зарубежным потребителям.
В таких условиях компенсировать производителям экспортные поставки горючего стало чересчур накладно. Поэтому государство решило выплачивать нефтяникам субсидии в сокращенном размере – примерно на 25% меньше, чем в предыдущие годы.
Что будет с ценами на АЗС? Скорее всего, они поползут вверх, т.к. нефтяникам нужно компенсировать свои потери. Оптимистичный прогноз такой: цены на топливо не обгонят уровень инфляции, которая предполагается в пределах 6-8% за год.
Нефтяники в качестве причины роста цен на АЗС часто называют… снижение спроса! Люди стали меньше ездить, вот и приходится накручивать ценники, чтобы как-то сводить концы с концами.
Комментарий пресс-службы ГК АВТОДОМ
— В 2023 году на стоимость топлива окажут влияние несколько факторов. Повышение с января акциза на моторное топливо на 4% повлияет на розничные цены незначительно, но снизит прибыль производителей.
Вторым аспектом станет повышение с 2023 года налога на добычу полезных ископаемых, что тоже отразится на маржинальности бизнеса нефтегазовых компаний.
В числе внешних факторов – потолок цен на российскую нефть и запрет на импорт российских нефтепродуктов.
Поэтому стоимость топлива в России повысится, но не раньше лета. Цены вырастут, как и в прошлом году, в пределах инфляционного показателя.
https://www.youtube.com/watch?v=uKxTA-6XGvs\u0026pp=YAHIAQE%3D
Как видно, аналитики уверенно называют причины для роста цена на АЗС, но не приводят ни одного довода в пользу их возможного снижения. Это объяснимо: сегодня бюджет по известным причинам пополняется не так активно.
А потому расставаться с его гарантированной подпиткой правительство не захочет. Тем более, что продавцы топлива никаких законов не нарушают: максимальная надбавка к оптовой стоимости нигде не оговорена.
Тамара Канделаки, председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России
Цены зависят от спроса и предложения
— Розничные цены на топливо в России не регулируются. С оптовыми они связаны весьма условно, зато напрямую зависят от спроса и предложения.
Автомобильный бензин – это, главным образом, частный легковой автотранспорт. Разница между АИ-92 и АИ-95 увеличилась потому, что доходы собственников более дорогих машин не падают настолько, чтобы они перестали ездить.
Топливом АИ-92 заправляют более дешевые машины. Большинство их владельцев больше обращают внимание на цены. Поэтому так сильно не растет и цена.
Дизельное топливо – это, в основном, грузовой транспорт. По статистике системы «Платон», протяженность грузоперевозок с началом СВО существенно выросла. Фактически вырос спрос на грузоперевозки, а значит, на топливо. Поэтому и цены подскочили.
Розничные цены на топливо (а нас, автомобилистов, интересуют исключительно они) могут снизиться лишь в одном случае. Если кто-то из главных игроков рынка сыграет на понижение.
Естественно, тогда топливо подешевеет и на АЗС других крупных сетей. Шансы невысоки, но почему бы не поверить в лучшее?
Неутешительный прогноз по росту цен на бензин в России озвучили эксперты
Тематическое фото. ИА PrimaMedia
Безвыходный прогноз о росте цена на бензин в России озвучили эксперты. В то же время власти поставили задачу — удержать рост цен в новом году в пределах уровня инфляции. О том какие факторы будут влиять на изменение стоимости на бензин и дизель и в какую сторону будет меняться цена, рассказывает ИА PrimaMedia со ссылкой на Autоnews (18+).
Факторы
В 2022 году рост цен на горючее смогли сдержать — при инфляции 11,1% бензин подорожал всего на 0,6%, а дизель — на 8,4%. В текущем году главным образом на ценообразование на топливо АЗС будут влиять два фактора — рост акциза на моторное топливо и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Рост акциза составляет 4%, что не на прямую, но вносит вклад в рост цен. НДПИ же может стать серьезным фактором в увеличении стоимости.
Если курс рубля будет показывать тенденцию к снижению по отношению к доллару и евро, то нефтяные компании могут понести серьезные издержки в рублях.
Ко всему прочему, фактором сыграет и отношению властей к энергетическому демпферу (механизм сдерживания цен на внутреннем рынке при резких колебаний), то есть то, как этот механизм будет работать.
Факторами роста цен также называют эмбарго ЕС на топливо из России и потолок цен. Издание пишет, что многие эксперты предполагают, что это напрямую повлияет на дисконт на российскую нефть. Даже перенаправление рынков с Европы на Азию окажется не таким затратным, как нефтепереработка, так как азиатские рынки нуждаются в дешевом сырье, а мощные НПЗ имеются и у них самих.
К слову, аналитики, в беседе с изданием Lifе.ru (18+), рассказали, что в течении января-февраля цена на топливо может вырасти на 3-5% или на 2-5 рублей за литр сразу.
О текущем росте цен на топливо ранее также писало ИА PrimaMedia.
Цены в 2023 году
Позиция властей остается стабильной — вице-премьер России Александр Новак заявил, что в 2023 году власти будут стремиться не допустить роста цен выше инфляции.
По его словам, для этого в стране как раз таки и действует демпфер, рассказывает ТАСС (18+). При применении этого механизма, государство компенсирует часть затрат производителям, если экспортные цены выше условных внутренних.
В случае противоположной ситуации, нефтекомпании перечисляют часть дохода в бюджет государства.
При этом эксперты все же уверены в умеренном или значительном росте цены на бензин.
Ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков не исключил рост цен на бензин в 2023 году, однако предположил, что он не будет иметь сверхбыстрый темп.
Например, по статистике Росстата, цена на АИ-92 за 2022 года выросла на 0,7%, цена на АИ-95 — на 1,2%.
Примерно такую тенденцию ожидают и в текущем году из-за «пониженного спроса на бензин, налоговой нагрузки на нефтяников и слабости рынка».
При этом эксперт заявил, что вариант со снижением цен на топливо выглядит довольно безысходно и сомнительно.
Ожидаемое повышение цены вплоть до значительных показателей может произойти весной-летом 2023 года из-за сезонности и экономической активности граждан. Причем, многое зависит от биржевых котировок на начало сезона — чем они выше, тем выше вероятность серьезного увеличения цен на топливо.
Зимой же ожидаемо растет стоимость дизельного топлива из-за перехода автозаправочных станций на зимнее дизельное топливо, которое дороже летнего, и его в стране не так много.
227890
Что будет с ценами на бензин и дизель в России
Правительство разработало меры для регулирования цены на бензин. Стоит ли ожидать снижения стоимости топлива и когда удастся стабилизировать ситуацию на топливном рынке — в нашей статье.
Почему цены на бензин и дизельное топливо растут
С лета 2023 года биржевые цены на топливо ставили всё новые рекорды. Одновременно с этим наблюдался и рост цен на бензин и дизельное топливо в рознице.
https://www.youtube.com/watch?v=JUkXo71nA4U\u0026pp=ygU70KbQtdC90Ysg0L3QsCDQsdC10L3Qt9C40L0g0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgzog0L_RgNC-0LPQvdC-0Lc%3D
Эксперты объясняют рост стоимости бензина совокупностью нескольких факторов:
- Львиную долю выручки владельцы АЗС отдают государству — в розничной стоимости топлива доля налогов и сборов составляет по России от 60% до 70%. При этом ставка НДС поднялась с 18% до 20%. А налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую связан со стоимостью нефти на зарубежных рынках. Если снижается курс рубля и при этом растет цена нефти, то доля налогов в литре бензина также будет расти.
- Подорожание нефти до 94 долларов за баррель увеличило мировые цены в долларах США.
- Профилактические остановки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Летом многие нефтеперерабатывающие заводы в РФ закрываются на плановый ремонт. Именно этой причиной вице-премьер Александр Новак объяснял рост стоимости бензина летом 2023 года. Хотя ситуация не стабилизировалась после возобновления работы НПЗ после ремонтов, и цены продолжали расти.
- Логистические проблемы. Сроки поставок грузов, включая топливо, через РЖД увеличились. Поэтому в отдельных регионах, особенно на юге и востоке РФ, возник дефицит топлива, что повлияло и на рост цен на бензин.
Но главной причиной увеличения стоимости бензина в России многие эксперты считают экспорт нефтепродуктов за рубеж. Именно неконтролируемый вывоз бензина и дизтоплива из России приводит к дефициту нефтепродуктов в стране и взлету цен на бензин. Речь идет о так называемом сером экспорте, с которым и решили бороться власти.
Когда европейские страны ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов из России, отечественные поставщики нашли альтернативные ниши для экспорта бензина и дизтоплива (например, в Китай, Индию, другие страны Азии). Поставки были налажены довольно активно, но это привело к дефициту и росту цен на бензин на отечественном рынке.
Казалось бы, от увеличения объемов экспорта нефтепродуктов государство выигрывает, поскольку это позволяет значительно пополнить бюджет. Но дело в том, что львиная доля поставок бензина и топлива за рубеж происходит по схеме серого экспорта.
Что это значит? Мелкие и средние игроки рынка (трейдеры, нефтебазы и др.) закупают нефтепродукты по внутренним ценам оптом. Но вместо того чтобы продавать топливо отечественным заправкам, гонят топливо за рубеж в обход официальной сети продаж. Причем по более высокой стоимости. По данным российского Минэнерго, с начала 2023 года объем серого экспорта составил несколько миллионов тонн.
Меры по снижению цен на топливо
Чтобы стабилизировать цены на бензин на внутреннем рынке, российские власти решили ввести временное ограничение на экспорт топлива. При этом запрет не касается экспорта нефтепродуктов в дружественные страны — участники ЕАЭС, Южную Осетию и Казахстан.
Постановление правительства об эмбарго было опубликовано 21 сентября 2023 года. По мнению властей, такая мера позволит насытить отечественный рынок нефтепродуктов, что в конечном счете поможет снизить розничные цены для потребителей на бензин и дизельное топливо.
Рассматривались и другие варианты стабилизации ситуации.
Так, Минфин и Минэкономразвития предлагали ввести для отечественных экспортеров заградительную пошлину — 250 долларов за тонну экспортируемых нефтепродуктов.
При этом нефтяные компании через обратный акциз будут получать компенсацию этой пошлины. Однако такая мера, считают эксперты, не понравится отрасли и может повлечь за собой снижение эффективности НПЗ.
Введенный запрет не имеет срока действия, но эксперты полагают, что его снимут в самое ближайшее время. Эта мера будет заменена более сложной системой регулирования рынка, благоприятной для крупных игроков отрасли.
Последствия запрета на экспорт нефтепродуктов из РФ
Запрет на экспорт нефтепродуктов дал практически мгновенный эффект — биржевые цены на бензин и топливо упали практически на следующий день после вступления в силу постановления. Однако к концу сентября цены на топливо на территории РФ снова пошли вверх.
В ситуацию вмешался президент — на встрече с правительством Владимир Путин потребовал стабилизировать ситуацию со стоимостью бензина в кратчайшие сроки. При этом он посоветовал плотно взаимодействовать с нефтяниками, чтобы и они тоже чувствовали свою ответственность за то, что происходит на топливном рынке.
В свою очередь, вице-премьер Александр Новак дал поручение принять срочные меры для снижения цен на бензин на АЗС:
«В результате запрета экспорта бензина и дизельного топлива мы увидели снижение цен на бирже. Ожидаем трансляцию снижения этих цен на мелкооптовый, розничный сегменты, а также для сельхозтоваропроизводителей. Рост цен недопустим. Если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке удобрений».
Действительно, стоимость дизтоплива на СПбМТСБ к концу сентября упала на 7,9%, то есть до 53,9 тыс. руб. за тонну. На этом фоне рост цен на топливо на АЗС в евразийской части РФ начал замедляться, но стоимость бензина пока еще почти в два раза опережает инфляционные темпы.
В то же время в начале октября нефтяные компании предупредили о риске снижения производства топлива и бензина. Дело в том, что мощности хранения нефтепродуктов в системе «Транснефти» оказались практически исчерпаны. При этом перенаправление этих объемов на внутренний рынок оказалось технически невыполнимым.
Переполненность отечественных резервуаров топлива заставило правительство поднять вопрос об ослаблении запрета экспорта нефтепродуктов. Предполагается, что отмена ограничений будет поэтапной, но конкретные меры стабилизации ситуации пока еще не разработаны.
Тем временем на фоне сообщений о возможном снятии эмбарго на экспорт цены на топливо на СпбМТСБ снова начали расти.
Эксперты полагают, что введение временного эмбарго на экспорт нефтепродуктов не может повлиять на ситуацию в целом, хотя решить вопрос со стабилизацией цен в моменте удалось.
Падение переработки нефтепродуктов на фоне запрета экспорта приведет к уменьшению объемов выработки бензина и, соответственно, к последующему росту его стоимости.
На стабилизацию ситуации могут повлиять более конкретные меры, в числе которых — введение заградительных пошлин и запуск системы лицензирования для нефтяников, внедрение нового механизма субсидирования крупных игроков отрасли.
В связи с этим, правительство приняло решение ввести дополнительные меры для урегулирования цен на топливном рынке. В их числе восстановление топливного демпфера на уровне 1,0 с 1 октября 2023 года, введение заградительной пошлины для перепродажи топлива — 50 000 руб./тонну, увеличение доли продажи бензина и дизеля на бирже.