В России военное положение: когда ждать национализации бизнеса

Военное положение — это особенный режим, внедряемый по всему государству или на части его территорий по решению Президента России в форме указа.

Все управление на этой территории в таком случае переходит в руки военной администрации.

Общий порядок описан в Законе № 1-ФКЗ и предусматривает наличие внешней вооруженной агрессии или угрозы для территории РФ со стороны другого государства. 

В России военное положение: когда ждать национализации бизнеса

Агрессия может быть выражена в форме:

  • вторжения на территорию;
  • применения оружия против субъектов РФ;
  • действий ДРГ;
  • блокада стратегически важных объектов или береговой линии;
  • разрешение со стороны приграничных государств на использование своих территорий для нападения на РФ;
  • прочие действия, которые несут угрозу безопасности РФ.

В отличие от чрезвычайного положения, которое вводится при внутренней угрозе: попытке госпереворота, природных катастроф и так далее, военное положение предполагает внешнюю угрозу.

Совет Федерации рассматривает данный вопрос в пределах 48 часов.

Что повлечет за собой ввод военного положения 

Результаты ввода военного положения и его масштаб напрямую определяются содержанием самого указа, где и будут перечислены:

  • территории, где вводится военное положение (все государство, отдельные регионы);
  • ограничения, вступающие в силу с момента ввода военного положения;
  • какие законодательные акты приостанавливают свое действие.
  • Необходимо понимать, что каждое военнообязанное лицо из резерва в этом случае должно немедленно прибыть в место сбора или расположение части.
  • По призыву всех остальных лиц из запаса регламент определяется вышеуказанным распорядительным актом Президента России или отдельными приказами МО РФ.
  • Для рядовых граждан также могут наступить определенные последствия:
  • запреты и ограничения (со списком можно ознакомиться ниже);
  • выполнить отдельные действия (сообщить в военный комиссариат о наличии отдельных моделей ТС и другое);
  • исполнить требования местных органов власти во исполнение законов федерального уровня.

Все запреты, ограничения и требования могут распространяться как на отдельные регионы, так и на все государство. 

Что касается изменений в рамках такого правового режима, то они следующие:

  • усиленные меры защиты объектов стратегического значения (государственных, военных и спецобъектов) и общественного порядка. 
  • особый режим функционирования транспортной сети, коммуникаций и связи, энергетики и объектов, представляющих опасность для окружающих;
  • возможная эвакуация в удаленные от зоны боевых действий как граждан, так и важных объектов хозяйственного, общественного или культурного назначения;
  • установка блок постов с контролем перемещения как в зону, на которой действует военное положение, так и из нее;
  • все политические партии, общественные и религиозные движения приостанавливают работу, под запрет попадают любые митинги и забастовки;
  • возможно изъятие в пользу государства отдельных видов имущества, например, транспортных средств, с выплатой компенсации;
  • привлечение граждан к работам на оборонных предприятиях, по ликвидации результатов действий противника, в том числе разборе завалов, восстановлении объектов, борьбе с пожарами и эпидемиями;
  • ввод комендантского часа с задержанием нарушителей до 30 суток;
  • вводится строгий запрет на реализацию алкоголя;
  • жёсткая цензура СМИ и других средств передачи информации, вплоть до полного отключения сети интернет на таких территориях;
  • граждане государств-агрессоров будут интернированы или подвергнуты изоляции;
  • вводятся временные ограничения на финансовую активность и экономические операции.

Объявление всеобщей мобилизации, если такое решение будет необходимо, происходит отдельным указом Президента России. Категории граждан, вызываемых из резерва и запаса, могут определяться этим же документом или отдельными подзаконными актами.

Какая вероятность ввода военного положения в России в текущей ситуации

В связи с официальным включением в состав Российской Федерации территорий Донбасса, Херсонской и Запорожской областей, где идут активные боевые действия, по сути военные действия переместились на территорию РФ. В ДНР и ЛНР военное положение начало действовать ещё до присоединения. 

В связи с вышеизложенным Глава комитета по обороне Государственной думы Андрей Валерьевич Картаполов в публичных высказываниях допустил вероятность ввода военного положения на территориях, регулярно обстреливаемых со стороны Украины. Некоторые вопросы быстро и с максимальным результатом можно решить исключительно в условиях военного положения. Другим вариантом является режим контртеррористической операции, имевший место во времена конфликтов в Чечне.

Многие переживают по поводу вероятного объявления всеобщей мобилизации.

В частности Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров неоднократно предлагал активизировать меры по борьбе с националистами, в частности путем ввода режима военного положения и всеобщей мобилизации.

Но это также касалось приграничных областей, а не всей территории России: кроме возвращённых недавно территорий, звучат: Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области и Республика Крым.

Президент России неоднократно отмечал, что будет использован весь потенциал вооруженных сил для противодействия внешней угрозе. Но окончательное решение о вводе военного положения ни в каком из возможных вариантов пока не принято и неоднократно заявлено, что планов его вводить пока нет.

Относительно следующей волны призыва, то она более чем вероятна, но пока военные части полностью заняты подготовкой уже набранных граждан, и пока они не будут отправлены в зону военных действий, ни о какой дополнительной мобилизации речи быть не может.

После завершения подготовки первой волны будет вторая и третья. Критерии не будут особо отличаться от текущих требований. Поэтому в настоящих условиях объявлять полную мобилизацию до завершения этих процессов невозможно по техническим причинам.

Бизнес на военном положении: это как?

Владимир Путин объявил военное положение в четырех присоединенных к России регионах и поделил страну на четыре уровня реагирования. Возможные изменения могут напрямую повлиять как на граждан, так и на бизнес. Хотя пока власти успокаивают всех заявлениями, что никаких дополнительных ограничений не вводится, юридическая база для них уже готова. Но ясно далеко не все.

https://www.youtube.com/watch?v=Wlt_Sjkx7wY\u0026pp=ygV00JIg0KDQvtGB0YHQuNC4INCy0L7QtdC90L3QvtC1INC_0L7Qu9C-0LbQtdC90LjQtTog0LrQvtCz0LTQsCDQttC00LDRgtGMINC90LDRhtC40L7QvdCw0LvQuNC30LDRhtC40Lgg0LHQuNC30L3QtdGB0LA%3D

Про подписание указа № 757 о введении военного положения на территориях ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Путин сообщил на заседании Совета безопасности.

Он объяснил это тем, что «против территориальной целостности Российской Федерации применяется вооруженная сила». Позднее решение единогласно одобрил Совет Федерации.

Одобрение верхней палаты парламента — обязательный шаг при принятии подобных указов.

Военное положение на присоединенных территориях действует с полуночи 20 октября.

Зонирование России

Другим своим указом № 757 Путин поделил страну на четыре зоны с разными действующими в них режимами. Помимо четырех регионов с военным положением, еще в восьми приграничных субъектах теперь действует «средний уровень реагирования». Еще 18 субъектов РФ, относящихся к Центральному и Южному федеральным округам, оказались на «уровне повышенной готовности», среди них Москва и область.

Вводится система, принцип функционирования которой аналогичен принципам, существовавшим во время пандемии коронавируса, комментируют юристы, опрошенные «ПРАВО.ru».

Главы субъектов самостоятельно будут оценивать вызовы, с которыми сталкиваются, и максимально оперативно на них отвечать.

По их мнению, это делается для того, чтобы не ограничивать себя рамками из законов, предусмотренных для чрезвычайных ситуаций.

В. Путин ввел военное положение на новых территориях — с полуночи 20 октября

Читать далее…

Действующее российское законодательство не дает никаких определений уровням реагирования при введении военного положения.

Для всех четырех режимов предусмотрено усиление охраны общественного порядка и критически важной инфраструктуры. Кроме того, вводится «особый режим работы некоторых объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики».

На желтом уровне повышенной готовности добавляются дополнительные возможные меры: ограничения на движение транспортных средств и их досмотр, а также контроль за инфраструктурными объектами, работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем. Все эти объекты могут быть использованы для нужд обороны.

Оранжевый средний уровень реагирования — и новые ограничения. В восьми субъектах могут ввести «временное отселение жителей в безопасные районы», ограничить въезд и выезд с территорий и передвижение по ним, а также предусмотреть ограничение свободы передвижения по территории субъекта.

В России введены четыре уровня реагирования: какие меры могут быть приняты?

Читать далее…

Губернаторы различных регионов заявляют, что дополнительных ограничений для граждан пока не предусмотрено. В частности, с подобными заявлениями сразу после заседания Совбеза выступили руководители Курской, Ростовской, Калужской, Липецкой областей, Краснодарского края. «В настоящее время никаких мер, ограничивающих обычный ритм жизни Москвы, не вводится», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

Но президентский указ предусматривает, что ограничения могут ввести в любой момент — никаких юридических препятствий для этого нет.

Выселение, интернирование и национализация имущества

Красные территории — присоединенные субъекты РФ. Президентский указ о введении военного положения довольно скуп на перечень ограничительных мер, которые могут вводиться на этих территориях. В нем лишь указано, что конкретный перечень мер определяется рядом государственных органов. Срок на разработку мер таких мер тоже обозначен в указе — всего три дня.

У каких фирм и ИП могут «мобилизовать» машину на нужды армии

Читать далее…

Но раз в этих регионах теперь действует полноценное военное положение, значит, на них распространяется Федеральный конституционный закон «О военном положении». В первую очередь ст. 7 этого закона, в которой прописаны применяемые на территориях с военным положением меры. Это все, что предусмотрено для территорий со «средним уровнем реагирования», а кроме того:

  • Приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, а также запрет всякой деятельности, которая «подрывает оборону и безопасность РФ».
  • Привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и восстановления поврежденных обстрелами зданий. Порядок такого привлечения должно разработать правительство.
  • Изъятие «необходимого для нужд обороны имущества» у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества.
  • Запрет или ограничение выбора места пребывания либо места жительства.
  • Запрет на митинги и другие публичные мероприятия.
  • Запрет забастовок.
  • Комендантский час.
  • Возможность задерживать граждан на срок до 30 дней (в обычное время максимум — 48 часов).
  • Военная цензура за почтовыми отправлениями и сообщениями в мессенджерах, телефонными разговорами. Создание органов цензуры.
  • Интернирование, или изоляция, граждан иностранного государства, воюющего с Россией.
  • Запрет или ограничение на выезд из РФ граждан территорий на военном положении.
  • Отсутствие каких-либо выборов.
  • Усиление режима секретности в органах власти.
Читайте также:  Выплаты и льготы инвалидам боевых действий в 2023 году

Для установления этих ограничительных мер необходимо, чтобы президент санкционировал их своим указом.

https://www.youtube.com/watch?v=Wlt_Sjkx7wY\u0026pp=YAHIAQE%3D

По состоянию на 19 октября сказать точно, какие меры из предусмотренных ФКЗ мер будут применяться на территориях четырех субъектов РФ, нельзя.

Загадочные «иные меры»

Президентский указ опять содержит расплывчатые формулировки. «При необходимости в Российской Федерации в период действия военного положения могут применяться иные меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О военном положении», — говорится в п. 3 документа.

Обратите внимание

Эта туманная норма, конечно же, не дает никому права действовать на всей остальной территории РФ так, будто военное положение введено и там», — уверены юристы. Военное положение, например в Курской области, должно объявляться «четко и недвусмысленно».

При этом ст. 8 ФКЗ «О военном положении» и так позволяет вводить «иные меры» в связи с военным положением и не только на территориях субъектов, где такое положение объявлено, но и по всей стране.

В списке таких мер — ограничения на «осуществление экономической и финансовой деятельности», изменение порядка и условий процедур банкротства и режима трудовой деятельности. Также могут меняться «особенности налогового, таможенного и банковского регулирования».

Но говорится ли в президентском указе именно об этой норме — неясно.

Что делать «ТОПам» компаний и ИП, если их мобилизуют

Читать далее…

Юристы подчеркивают, что дополнительные ограничения должны вводиться федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. И поэтому, по мнению эксперта, мало что изменилось: такие законы и указы уже принимаются с февраля. Например, в июле был принят закон «о мобилизации экономики», а некоторые сделки должны получать одобрение от властей.

Для всей остальной территории России ничего не меняется. Могут быть новые нормативные ограничения, но они не будут для нас принципиально новыми: мы в этой реальности уже живем. Я бы сказал, что это просто юридическое оформление уже существующего режима.

Бизнес на военном положении

Для «настройки» новых режимов Путин создал координационный совет, который возглавил премьер Михаил Мишустин. Он уже объявил основные задачи, которые предстоит решить. Среди них:

  • Быстрое наращивание военного производства с привлечением к этому процессу бизнеса.
  • Поставка оборудования и техники для военных.
  • Организация транспорта и строительных работ в военных целях.
  • Обеспечение фронта лекарствами, экипировкой, снаряжением и другим необходимым.

При этом без успокаивающих заявлений не обошлось и в отношении бизнеса. Так, в московской мэрии заявили, что «на бизнес не будут возлагаться дополнительные расходы» в связи с введением дополнительных мер безопасности в Москве.

Обратите внимание

Но юристы подчеркивают, что президентский указ дает губернаторам регионов с новыми уровнями реагирования право проводить «мобилизационные мероприятия в сфере экономики». А в тех регионах, что далеки от линии фронта, их главы должны «реализовать меры для удовлетворения потребностей вооруженных сил».

Организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны выполнять требования органов власти и оказывать им содействие. Компании будут обязаны предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности.

Как и в случае с гражданами, государство должно будет впоследствии выплатить стоимость этого имущества. Также все организации будут обязаны выполнять заказы для нужд обороны в соответствии с заключенными договорами.

А еще государство может изменить форму собственности любого предприятия, то есть фактически национализировать его, предупреждают юристы.

Какие льготы получат жёны мобилизованных

Читать далее…

Первое заседание нового координационного совета под председательством Мишустина состоится в понедельник, 24 октября. Вероятно, тогда и станут известны первые подробности нового режима, в котором придется работать бизнесу.

Что могут изъять у бизнеса в связи с мобилизацией?

В рамках частичной мобилизации призванные граждане России получают статус военнослужащих. В настоящее время проходит только мобилизация граждан. Никаких нормативных документов, обязывающих бизнес обеспечивать какие-либо мероприятия, связанных с мобилизацией, не принято.

https://www.youtube.com/watch?v=IxkGYr0NwIE\u0026pp=ygV00JIg0KDQvtGB0YHQuNC4INCy0L7QtdC90L3QvtC1INC_0L7Qu9C-0LbQtdC90LjQtTog0LrQvtCz0LTQsCDQttC00LDRgtGMINC90LDRhtC40L7QvdCw0LvQuNC30LDRhtC40Lgg0LHQuNC30L3QtdGB0LA%3D

На сегодняшний день при общей мобилизации есть только военно-транспортная обязанность у компаний, которая распространяется, в т.ч. на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, АЗС, ремонтные и иные организации, обеспечивающие работу транспорта (ст.13 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»).

И если граждане должны предоставлять транспортные средства только в военное время, то компании предоставляют транспорт согласно плану мобилизации (указ Президента от 02.10.1998 № 1175, приказ министра обороны от 14.03.2014 № 151).

Как правило, интерес для нужд обороны представляют автомобили скорой помощи, пожарные, экскаваторы-погрузчики, спецтехника. Перечень видов транспорта прописан в указе Президента от 02.10.1998 № 1175.

Но в этой ситуации речь не идет об изъятии. Военно-транспортная обязанность означает учет, подготовку и предоставление транспорта в интересах ВС . В свою очередь, государство компенсирует убытки, связанные с передачей транспортных средств.

Понятно, что каждый день вносятся поправки в действующее законодательство и принимаются новые законы.

В период мобилизации у бизнеса не могут изъять имущество. Но при определенном развитии событий, могут изъять имущество для нужд обороны.

Что такое военное положение

На момент написания статьи военное положение в России не объявлено.

Военное положение — это особый правовой режим, который может действовать как по всей России, так и на отдельных ее территориях. Ввести военное положение возможно в случае внешней агрессии либо ее угрозы. Например, вторжение, воздушные бомбардировки территории РФ, дестабилизация обстановки.

В последний раз военное положение было введено в СССР, в период Великой отечественной войны. Но аналогию проводить бессмысленно, в то время частного бизнеса не было. Тогда государственные предприятия переводились на военные рельсы. Например, предприятия легкой и текстильной промышленности вместо нарядной мирной одежды шили военное обмундирование.

Какие ограничения могут быть введены при объявлении военного положения

Недавно УК пополнился новой терминологией «мобилизация», «военное время», «военное положение». Соответственно, введено новое наказание за преступления, совершенные в военное время. Например, за мародерство максимальное наказание составит 15 лет, а за добровольную сдачу в плен, оставление своей части либо отказ воевать — 10 лет.

При объявлении военного положения Правительством РФ вводится ряд мер, направленных на усиление охраны общественного порядка, а также стратегических объектов.

И в этом случае нужно быть готовым к введению ограничений деятельности компаний (Федеральный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»).

В отношении компаний может быть введен особый режим работы. Прежде всего, это касается транспортных предприятий, компаний в сфере коммуникаций и связи, энергетики, а также объектов, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей.

А при необходимости могут быть эвакуированы хозяйственные объекты и объекты социально-культурного назначения.

В этот период также ограничивается свобода передвижения, т.е. устанавливается особый режим въезда и выезда на территорию.

И именно в данной ситуации предусмотрено изъятие имущества, как у бизнеса, так и у граждан. Однако такое изъятие не может осуществляться безвозмездно. Государством компенсируются стоимость изъятого имущества для нужд обороны. Например, у компании могут быть изъяты автомобили или другое имущество, которое необходимо для российской армии.

Помимо этого, россиян могут привлечь к обязательным работам. Например, к восстановлению разрушенных хозяйственных и военных объектов, к ликвидации последствий применения оружия.

При введении военного положения устанавливается особый порядок оборота лекарственных средств, алкоголя, запрещены продажа опасных веществ и оружия. Также вводится военная цензура. Это означает возможность прослушивания телефонных разговоров граждан, а также просмотр почтовых сообщений.

Ввести и отменить военное положение может только Президент РФ.

Профессор Катасонов: Национализация неизбежна

Помню, что год назад, вскоре после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, зазвучали призывы по проведению мобилизации российской экономики. И в качестве одной из ключевых мер такой мобилизации называлась национализация.

Во-первых, национализация иностранных компаний и банков, действовавших в Российской Федерации. Особенно тех, которые были связаны с недружественными странами («коллективным Западом»). Особенно тех, которые сами громогласно заявили о том, что собираются покидать Россию.

Во-вторых, национализация компаний, принадлежащих российским олигархам. Особенно тех компаний, которые возникли в результате приватизации государственных предприятий в 1990-е годы. И в первую очередь, компаний тех российских олигархов, которые так или иначе «играли» против России (например, осуждая СВО).

Так, в марте прошлого года группа депутатов Госдумы от «Единой России» предложила ввести внешнее управление в иностранных компаниях, заявивших о своем несогласии с СВО и объявивших о планах покинуть нашу страну.

В частности, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил о возможности национализации таких компаний: «Мера это крайняя, но ударов в спину мы не потерпим, а наших людей — защитим.

Читайте также:  Мошенники теперь скрываются под видом полиции

Это настоящая война, и уже не против России в целом, а против граждан», пообещав «жесткие ответные меры, по законам военного времени».

К лету прошлого года призывы к национализации как иностранных, так и российских компаний стали затихать. А некоторые высокопоставленные чиновники прямо заявили о нецелесообразности национализаций.

Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала свое мнение об иностранных компаниях в России: «Они должны будут определиться, будут ли они продолжать работу в России или все-таки уйдут.

На этот счет у нас есть свои сценарии, свои предложения… Я лично против какой-либо национализации, считаю, что этого делать не стоит. Но есть другие варианты замены их российскими компаниями, акционерами».

К осени мнение о нецелесообразности национализаций стало, по сути, официальной точкой зрения власти. Как бы черту под дискуссиями на эту тему подвел президент РФ на заседании клуба «Валдай» в конце октября 2022 года.

«Люди коммунистических убеждений считают, что нужно в основном все опять национализировать Насколько это эффективно, трудно сказать. В чем-то и где-то, в какой-то конкретной исторической ситуации мы тоже не отказываемся от этого, но мы этого не делаем. У нас нет необходимости никакой.

Мы исходим из того, что нужно использовать наиболее эффективные инструменты развития страны, рыночные принципы», — сказал Путин.

Тезис весьма странный.

В годы Первой и Второй мировых войн страны Запада проводили военно-экономическую мобилизацию, резко усиливали государственное регулирование экономики, фактически вводили внешнее управление над предприятиями военно-промышленного комплекса.

Никаких рыночных инструментов мобилизации экономики человечество не придумало. А «невидимая рука рынка», придуманная Адамом Смитом, годится лишь для того, чтобы одних обогащать, а других грабить.

105 лет тому назад, после октября 1917 года российская промышленность оказалась парализованной. Иностранные инвесторы по команде западных правительств остановили работу своих предприятий в России (в том числе и тех, которые работали на оборону). Что касается российских хозяев, то многие из них бежали за границу, оставив свои заводы и фабрики на произвол судьбы.

У большевиков, между прочим, не было первоначально планов стремительной национализации частных предприятий, но угроза хозяйственного паралича вынудили их на проведение масштабной и быстрой национализации.

Чем-то тогдашняя ситуация в стране напоминает ту, которая возникла в Российской Федерации после 24 февраля 2022 года. Много интересных подробностей о тогдашней национализации можно найти в книге: Галин В. Запретная политэкономия. Красное и белое. — М.: Алгоритм, 2006.

Напомню, что основная часть частных предприятий (как иностранных, так и российских) была национализирована уже в первый год после октября 1917 года. У нас уже пошел второй год необъявленной войны, которую коллективный Запад развязал против России, а признаков национализаций почти не видно.

Исключением стал лишь Указ президента РФ от 30 июня 2022 г. N 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».

Главной «изюминой» этого указа стало решение указ о национализации компании «Сахалин энерджи инвестмент компани, лтд.», действующей в рамках всем известного проекта «Сахалин-2».

Она ранее имела другое название, принадлежала частично иностранным инвесторам, занималась и продолжает заниматься разработкой Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции.

Имущество компании, созданное в рамках соглашения, согласно президентскому указу, переходит в собственность государства.

Еще одним исключением стали национализации различных объектов движимого и недвижимого имущества украинских олигархов в Крыму по решению Госсовета Крыма. Национализации начались в прошлом месяце, на сегодняшний день выявлено более 700 объектов, подпадающих под действие решений властей Крыма.

Власти Крыма выступают лишь «транзитным собственником» национализируемых объектов. Власти собираются в дальнейшем выставлять объекты на продажу частным собственникам, а средства, получаемые от продаж, направлять на цели социальной поддержки участников СВО.

Председатель Госсовета региона Владимир Константинов сообщил: «Объекты, которые перешли в собственность Крыма, по нашим предварительным подсчетам, оцениваются в десятки миллиардов рублей.

Для нашего бюджета это будет серьезное финансовое поступление, мы сможем направить эти средства на меры социальной поддержки участников СВО, их семей, родных погибших солдат».

В период между национализацией объекта и его продажей частному инвесторы он будет находиться под управлением временной администрацией, назначаемой Госсоветом. Но еще раз подчеркну, что национализация объектов на полуострове является, во-первых, локальной (а не общефедеральной); во-вторых, «транзитной» (государство не является конечным собственником).

Между тем, национализации на общефедеральном уровне становятся все более актуальной задачей.

Во-первых, потому, что коллективный Запад от «заморозок» российских активов стал переходить к их национализации и конфискации. Нужны «симметричные ответы» с нашей стороны.

Во-вторых, потому что в последние месяцы многие «российские» олигархи все более откровенно демонстрируют, что они не на стороне России, а на стороне «коллективного Запада».

В-третьих, потому что на многих российских предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), находящихся в частной собственности, выявляется все больше серьезных нарушений по части исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Заявления и решения властей России, относящиеся к сфере экономики, можно назвать проявлениями когнитивного диссонанса, который охватил их сознание. Когнитивный диссонанс (от лат.

cognitio «мысль» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Обращение президента РФ к Федеральному собранию 21 февраля в части, касающейся экономики, — яркое проявление когнитивного диссонанса всей правящей верхушки России. Не должно быть никаких иллюзий: Владимир Путин лишь зачитывал Обращение, а готовили его очень многие чиновники.

Это плод «коллективного творчества». С одной стороны, в Обращении звучат постоянные призывы к проведению таких мер, как структурная перестройка экономики, восстановление и укрепление экономического суверенитета, обеспечение «экономического роста» и «экономического рывка» и т. п.

  • С другой стороны, в нем постоянные обетования в верности идеологии «экономического либерализма». Например:
  • «Мы избежали избыточного административного регулирования, перекоса экономики в сторону государства».
  • «Я хочу обратить внимание: … всё у нас на прочной рыночной базе делается».
  • «Важнейший элемент экономического суверенитета — это свобода предпринимательства».
  • «…после распада Советского Союза, его плановой системы, в условиях хаоса 90-х, страна начала создавать экономику на основе рыночных отношений, частной собственности — в общем, всё и правильно».

Многие правильные фразы в Обращении обрываются на полуслове. Например.

«А крупный российский бизнес — для чего это всё говорю — отвечает за работу стратегических предприятий, за многотысячные трудовые коллективы, определяет социально-экономическую ситуацию во многих регионах, а значит, положение дел: когда руководители и собственники такого бизнеса оказываются в зависимости от правительств, которые проводят недружественную политику в отношении России, представляет для нас большую угрозу, опасность — опасность для нашей страны. Такое положение терпимым быть не может». Так и просится продолжение фразы: «а потому необходима национализация такого бизнеса».

«Знаете, сейчас добавлю очень важную — простую, но очень важную — вещь: никто из простых граждан страны, поверьте, не пожалел тех, кто потерял свои капиталы в зарубежных банках, не пожалел тех, кто лишился яхт, дворцов за рубежом и так далее и тому подобное, а в разговорах на кухне люди наверняка припомнили и приватизацию 90-х годов, когда предприятия, созданные всей страной, уходили за бесценок, и показную, демонстративную роскошь так называемых новых элит». Так и просится продолжение фразы: «а потому необходима национализация таких предприятий».

«Одновременно прошу правительство в тесном контакте с парламентом предложить дополнительные меры, которые позволят ускорить процесс деофшоризации экономики.

Бизнес, прежде всего в ключевых секторах и отраслях, должен действовать в российской юрисдикции — это базовый принцип».

Так и просится продолжение фразы: «а потому необходима национализация активов тех компаний, которые не вернутся из офшоров в российскую юрисдикцию».

Вся экономическая часть Обращения президента подводит к выводу о необходимости пересмотра приватизации, деприватизации, национализации, укреплении государственного сектора экономики. Но такого вывода в Обращении не прозвучало.

Тем не менее, когнитивный диссонанс российской власти будет преодолеваться, но медленно и мучительно, что будет создавать громадные дополнительные издержки, причем не только экономические, но также моральные, политические и военные. То, что жизнь диктует необходимость преодоления такого диссонанса, свидетельствую некоторые меры, которые были приняты российской властью уже после Обращения президента к Федеральному Собранию. Вот один из последних примеров.

3 марта президент РФ подписал указ «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа».

Указ предусматривает введение внешнего управления на предприятиях, срывающих гособоронзаказ в случае военного положения.

На время действия такого режима права акционеров и полномочия руководства компаний, нарушающих свои обязательства перед государством, будут приостанавливаться. На таких предприятиях предусматривается введение внешнего управления.

Тема нарушений в исполнении ГОЗ российскими предприятиями не очень широко обсуждается в российских СМИ. А таких нарушений несметное количество, их выявляется все больше. Об этом косвенно можно судить по тем решениям, которые в последние месяцы принимаются президентом РФ и премьер-министром.

Одно лишь перечисление таких решений займет целую страницу.

Наиболее острыми проблемами являются ценообразование (завышение цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ), нарушение сроков поставки, качество продукции, нарушение графиков наращивания производственных мощностей, отставание в выполнении планов импортозамещения (по деталям и комплектующим, поставляемым производителям конечной продукции) и т. п.

Список предприятий, включенных в реестр ОПК Российской Федерации в настоящее время является закрытым. Когда он был открытым, то в нем насчитывалось более 1500 предприятий. И подавляющая часть предприятий из этого списка были не государственными, а частными. Причем в капитале некоторых присутствовали иностранные инвесторы.

Одна из острейших проблем, связанных с функционированием российского ОПК, является то, что до сих пор целый ряд предприятий, выполняющих ГОЗ, управляются из-за границы.

По мнению юриста России Игоря Трунова, в некоторых случаях такой инструмент, как внешнее управление, является важным стимулом работы компаний. В беседе с NEWS.

ru он констатировал, что в РФ «большое количество предприятий принадлежат людям, которые проживают за рубежом».

Некоторые комментаторы поспешили назвать указ президента РФ «национализацией» предприятий ОПК. Нет, пока это не национализация, но уже шаг к ней.

Некоторые скептики полагают, что указ никакого влияния на российский ОПК не окажет. По той причине, что он предназначен для ситуации, когда в стране будет введено военное положение. Юристы на этот счет дали свое разъяснение: для того, чтобы указ можно было практически задействовать, достаточно введения военного положения хотя бы в одном субъекте Российской Федерации.

А оно уже введено в нескольких.

Так, член Ассоциации юристов России Ольга Турунина комментирует указ президента следующим образом: «Военного положения в регионах достаточно для распространения действия указа на все предприятия гособоронзаказа. Предприятия гособоронзаказа имеют особый правовой статус, в связи с чем положения законодательства распространяются независимо от места нахождения предприятий».

Хотелось бы верить, что указ президента от 3 марта станет первым шагом в деле национализации предприятий, работающих на оборону страны. Российский ОПК должен быть государственным на 100%! Без этого нам войны с «коллективным Западом» не выиграть.

Читайте также:  Рейтинг городов по доступности цен на жилье

Национализация с продолжением: что означает указ об изъятии зарубежных активов

Указ президента о фактическом начале процесса национализации западной собственности в России вышел после более чем годового санкционного шторма, в котором оказалась страна. Он уже не воспринимается как «гром среди ясного неба».

Передача пакетов акций Fortum и Uniper в российских компаниях из частных рук в государственные вызывает скорее вопросы профессиональные, лишь отчасти связанные с причинами и целями таких шагов.

Намного любопытнее оценить правовой механизм временного управления изъятыми у компаний из «недружественных» стран активами.

подпишитесь на нас в Telegram

Указ, как и законодательные акты, на основании которых он подготовлен (федеральные законы «О специальных экономических и принудительных мерах», «О безопасности» и «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных государств»), не дает конкретных объяснений того, как именно такое временное управление будет реализовано.

Очевидны только два момента: расходы на временное управление покрываются за счет компании, в отношении которой оно введено; нет каких-то особенных условий для отмены временного управления. Каких бы показателей компании ни достигли, нужно отдельное решение президента. Фактически как с погодой — одному богу известно, когда же закончится дождь.

Недаром, судя по тексту указа, временный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества и обеспечить его сохранность, фактически выполняя функции сторожа.

Об обеспечении прибыльности речи не идет, что разительно отличается от ближайшей аналогии — процедуры внешнего управления, предусмотренной законом о несостоятельности.

Замысел внешнего управления с точки зрения банкротного законодательства состоит как раз в том, что в компанию, обладающую признаками несостоятельности, назначается профессиональный управляющий, который должен в определенный срок восстановить платежеспособность бизнеса.

Новый порядок временного управления подразумевает лишь поддержание стабильной деятельности компании. Как объясняет Росимущество, внешний управляющий получает полномочия, которые позволяют ему обеспечить эффективную работу предприятий в соответствии с их значением для экономики России. Что под этим подразумевается, понять пока невозможно.

Временное управление и национализация

Несмотря на то что временный управляющий осуществляет полномочия собственника, фактически собственником он не становится, а из трех составных элементов права собственности (владение, пользование и распоряжение) полномочий по распоряжению имуществом временный управляющий не имеет. А это значит, что режим временного управления имущества и национализация все же не тождественны. 

В России национализация является одним из видов прекращения права собственности, под которым понимается обращение в государственную собственность имущества с возмещением его стоимости и других убытков.

Возможность национализации закреплена на уровне Конституции, которая устанавливает, что отчуждение для государственных нужд должно осуществляться на условиях предварительного и равноценного возмещения.

Если лицо не согласно с условиями такого возмещения, оно может обратиться в суд.

Национализация может осуществляться только на основании закона. Известен случай, когда правительство Москвы пыталось на основании собственного распоряжения изъять нежилые помещения, однако суд отменил это распоряжение и указал, что изъятие имущества в пользу государства возможно только на основании закона.

Однако такой закон до сих пор не принят, соответственно, не установлен ни порядок национализации, ни случаи, в которых она допускается.

Единственным законодательным положением, в котором предусмотрены связанные с национализацией механизмы, является статья 8 ФЗ «Об оценочной деятельности», согласно которой при национализации имущества проведение его оценки является обязательным условием.

Кому грозит временное управление

Еще в 2022 году в Думу был внесен законопроект, который предусматривал введение в принадлежащих «недружественным» странам компаниях внешней администрации в лице госкорпорации ВЭБ.РФ.

Законопроект предусматривал определенные критерии для таких компаний, например, они должны были заниматься производством социально значимых товаров, работать в условиях естественной монополии или являться градообразующим предприятием.

Сейчас таких критериев нет, но общий и для законопроекта, и для указа признак связи с «недружественной» юрисдикцией остается неизменным, так же как и цель — защита национальных интересов.

В сущности, попасть под действие нового указа может любая иностранная компания или ее имущество, находящееся на территории России, при соблюдении двух условий: первое — российское государство, физическое или юридическое лицо будут лишены прав собственности или прав на имущество, которое находится на территории «недружественных» государств; второе — есть угроза лишения или ограничения таких прав, или просто угроза безопасности или обороноспособности России.

Несмотря на крайне широкие формулировки, в приложенный к указу перечень активов, в отношении которых вводится временное управление, пока попали только энергетические компании — Fortum и Uniper.

Росимущество уже пояснило, что речь идет о генерирующих активах, имеющих первостепенное значение для стабильного функционирования российской энергетики.

Но не исключили введение временного управления и в отношении других компаний.

Ранее западные инвесторы в сфере энергетики уже были ограничены в праве на свободный выход с российского рынка без специального разрешения. В августе 2022 года указом президента были запрещены покупки и продажи долей в компаниях, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ или производящих и  поставляющих тепло и электроэнергию.

Но, похоже, такой запрет оказался недостаточным. И это напрямую связано с судьбой энергетических активов России в западных странах. Как пояснили в Кремле, главной целью введения внешнего управления является «формирование компенсационного фонда для возможного применения зеркальных мер в ответ на незаконную экспроприацию российских активов за рубежом». 

Европейский «опыт»

Примеров перехода российских активов под внешнее управление в странах ЕС уже немало. И в первую очередь они касаются собственности «Газпрома» и «Роснефти» в Германии.

Основной Закон Германии (аналог Конституции) запрещает национализировать имущество без издания специального нормативного акта.

Например, в 2009 году появился закон, позволяющий национализировать проблемные банки, а в начале 2022 года началось рассмотрение законопроекта о порядке национализации в энергетике. При этом предполагалось, что сначала компания будет передаваться в доверительное управление.

Законопроект был принят в июле 2022 года, и его положения очень быстро были реализованы на практике.

Так, в декабре 2022 года было объявлено о завершении национализации немецкой энергетической компании Uniper, оказавшейся в кризисе из-за прекращения поставок российского газа.  Еще ранее стало известно о национализации немецкой «дочки» «Газпрома».

Решение было представлено как «меры для обеспечения энергетических потребностей страны». Идет и процесс национализации активов «Роснефти» в Германии.

Немецкое законодательство позволяет вводить подобные ограничения для обеспечения основополагающих интересов безопасности Германии или предотвращения угроз экономике страны. Так, Gazprom Germania была названа оператором критически важной для Германии газовой инфраструктуры.

Внешнее управление установлено и над активами «Газпрома» в Польше — долей российской компании в системе транзитных газопроводов компании EuRoPol Gas. Институт временного обязательного управления был введен в августе 2022 года поправками в польское законодательство.

Временная администрация может быть введена для сохранения рабочих мест и обеспечения деятельности предприятия, против которого введены санкции. Как и в Германии, внешнее управление над EuRoPol Gaz было введено для обеспечения безопасности критически важной инфраструктуры.

Подобные меры в декабре 2022 года были введены и на НПЗ «Лукойла» в Сицилии. Решение было принято на основании постановления итальянского правительства о защите стратегических предприятий. Документ устанавливает, что временное управление вводится в случае серьезной и неминуемой угрозы безопасности энергоснабжения, возникшей в результате международных санкций.

Таким образом, выбор Fortum и Uniper в качестве «мишеней» для ответных российских мер не вызывает много вопросов. Вопрос в последствиях.

Такие меры, несмотря на их, по сути, зеркальность, вызовут ответную реакцию со стороны западного сообщества, которая может выразиться не только в осуждении действий Москвы, но и в расширении списка российских энергетических активов за рубежом для их перевода под временное управление и последующей национализации.

До 24 февраля 2022 года в рамках сугубо санкционной «войны» можно было апеллировать к необходимости соблюдения фундаментального международно-правового принципа взаимности.

Он должен был бы проявляться, в частности, в решении всех подобных вопросов только на законодательном уровне (с предельной правовой определенностью), а также в недопустимости причинения ущерба деятельности системообразующих предприятий и отраслей экономики — что вполне  соответствует национальным интересам любой страны.

Однако все происходящее сейчас оставляет крайне мало шансов на такой подход, как и на реальный паритет в международных отношениях в целом. В таких условиях традиционные правовые ценности, включая классическую триаду полномочий собственников, становятся неизбежными жертвами политических интересов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector