В стратегии развития российского финансового рынка криптовалютам места не нашлось

Правительство и Банк России представили Стратегию развития финансового рынка до 2030 года. Для криптоиндустрии новость не обнадеживающая. Власти в очередной раз показали негативное отношение к биткоину, прописав в документе, что единственным платежным средством на территории страны останется рубль. И возможно, его цифровая версия в скором будущем.

Положения Стратегии ясно дают понять, что государство не допустит легализации стейблкоинов и криптовалют, а контроль за биткоин-рынком будет ужесточаться, в том числе введением новых ограничений для представителей этого сегмента.

Почему российские власти не готовы рассматривать криптовалюты в качестве платежного инструмента даже через 10 лет, какие угрозы наиболее существенны для криптоинвесторов? Мнением по этим вопросам с Финтолком поделились эксперты.

Российские власти противятся биткоину, потому что у них нет полного понимания, что это такое, говорит генеральный директор криптовалютной p2p-площадки Chatex Майкл Росс-Джонсон.

Во-вторых, есть опасения, что такая разработка, пришедшая к нам с Запада, может нести какие-то опасности для властей и, собственно, финансовой системы.

У государства одна из основных задач — это укрепление национальной валюты, а биткоин может способствовать ее ослаблению.

В стратегии развития российского финансового рынка криптовалютам места не нашлось

Майкл Росс-Джонсон, генеральный директор криптовалютной p2p-площадки Chatex:

— Для инвесторов основной негативный сценарий связан с криптозимой: если правительства разных стран начнут вводить жесткое регулирование крипторынков, это снизит доходность активов. Есть также риск технических ошибок в блокчейнах, что может говорить о том, что технология не настолько устойчива, как хотелось бы.

Допустить свободное хождение другой валюты, в данном случае речь о крипте, которая не имеет централизованного регулирования — значит создать ситуацию нестабильности для национальных расчетных средств, поясняет основатель Amir Capital Group Марат Мынбаев.

Криптовалютам сейчас достаточно активно сопротивляются развитые страны. Вместо них государства намерены внедрять свои собственные цифровые коины. Главное отличие цифрового рубля, евро или юаня от крипты состоит в одном: такая цифровая валюта управляема центральным банком.

В отличие от биткоина или других подобных коинов.

Потому и не допускается свободного хождения криптовалют, использования в качестве средства оплаты и так далее — это опасно с точки зрения управляемости финансовых потоков, прозрачности расчетов граждан и бизнеса, создает условия для разбалансировки всей денежной системы страны.

В стратегии развития российского финансового рынка криптовалютам места не нашлось

Марат Мынбаев, основатель Amir Capital Group:

— Для инвесторов негатив такой политики центральных банков заключается в том, что они стремятся сильно зарегулировать рынок цифровых активов. Чем больше будет регуляции, тем меньше возможности для развития этих технологий, для роста капитализации биткоина, эфира и других монет.

Обойтись без денег и власти? Экономические теории глазами анархистов

Что ждет криптовалюты и ЦФА в 2023 году? Отвечают эксперты

Глобальная финансовая система оказалась в 2022 году под давлением, и рынок криптовалют не стал исключением. С начала года его капитализация обвалилась в 2,6 раза, к 20 декабря составив 850 млрд долларов. Капитализация биткоина, основной криптовалюты, которая занимает почти 40% рынка, упала в 2,8 раза, до 316 млрд долларов (данные на 20 декабря. — Прим. ред.).

Разбираемся вместе с экспертами, что будет происходить на рынке криптовалют в России и мире в 2023 году, как будут меняться нормы регулирования и есть ли потенциал у цифровых финансовых активов.

Что ждет рынок криптовалют в мире

Вероятнее всего, на рынке продолжится «медвежий» тренд с незначительными периодами оттепели, считает основатель сервиса BitOK Дмитрий Мачихин. «На глобальном финансовом рынке ожидается рецессия со всеми вытекающими последствиями. Это значит, что новым деньгам в рисковых активах (которыми являются криптовалюты. — Прим. ред.) просто неоткуда браться», — говорит он.

https://www.youtube.com/watch?v=Bub_eXe7ick\u0026pp=ygWZAdCSINGB0YLRgNCw0YLQtdCz0LjQuCDRgNCw0LfQstC40YLQuNGPINGA0L7RgdGB0LjQudGB0LrQvtCz0L4g0YTQuNC90LDQvdGB0L7QstC-0LPQviDRgNGL0L3QutCwINC60YDQuNC_0YLQvtCy0LDQu9GO0YLQsNC8INC80LXRgdGC0LAg0L3QtSDQvdCw0YjQu9C-0YHRjA%3D%3D

По его прогнозу, цена биткоина может снизиться до 13–16 тыс. долларов (сейчас — 16,9 тыс. долларов. — Прим. ред.). «Также возможны просадки ниже 10 тысяч долларов», — полагает он.

Новый виток роста для крипторынка может начаться к 2024 году, считает эксперт. «Многие проекты — лидеры прошлого цикла роста смогут переждать криптозиму (период длительного снижения. — Прим. ред.)», — говорит он.

Ознакомиться со списком криптовалют

В свою очередь, глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев считает, что спрогнозировать новый период роста крипторынка сложно. «Риски стагфляции никуда не делись, а рецессия мировой экономики практически неизбежна. Это создает негативный фон для всех мировых рынков, в том числе криптовалют», — отмечает эксперт.

Однако вне зависимости от динамики на крипторынке может развиваться тренд на децентрализованные стейблкоины, считает Менделеев. «Уже сейчас общая капитализация долларовых токенов сравнима с капитализацией биткоина и равна эфиру, а ежедневный оборот превышает совокупный оборот криптовалют», — подчеркивает он.

https://www.youtube.com/watch?v=Bub_eXe7ick\u0026pp=ygWZAdCSINGB0YLRgNCw0YLQtdCz0LjQuCDRgNCw0LfQstC40YLQuNGPINGA0L7RgdGB0LjQudGB0LrQvtCz0L4g0YTQuNC90LDQvdGB0L7QstC-0LPQviDRgNGL0L3QutCwINC60YDQuNC_0YLQvtCy0LDQu9GO0YLQsNC8INC80LXRgdGC0LAg0L3QtSDQvdCw0YjQu9C-0YHRjA%3D%3D

По его мнению, чем сильнее мировые регуляторы будут давить на рынок, тем больше ликвидности будет перетекать в смарт-контракты, позволяющие выпускать стейблкоин под залог криптовалют и реальных активов.

«Мировая тенденция пока направлена на жесткое регулирование.

В конгрессе США на слушаниях по FTX предлагают приравнять криптобиржи к казино со всеми вытекающими отсюда последствиями для индустрии», — замечает он.

Мировые регуляторы действительно взяли курс на создание эффективной нормативно-правовой базы, соизмеримой с рисками криптовалюты, говорит юрист корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова. «Все регуляторы хотят замедлить непрерывное появление новых криптоактивов и установить четкую классификацию криптовалюты подобно тому, как это сделано на рынке ценных бумаг», — отмечает она.

Вместе с тем регуляторы заинтересованы использовать преимущества современных технологий, лежащих в основе криптосферы, считает юрист.

Что ждет рынок криптовалют в России

В России ситуация на рынке в 2023 году будет зависеть от скорости принятия и окончательного текста закона о внесении изменений в федеральный закон о ЦФА, который, согласно проекту, внесенному в Государственную дума, вводит законодательные требования для майнинга цифровой валюты, полагает Менделеев.

Как устроен рынок криптовалют в России и можно ли на нем заработать

В целом будет происходить структуризация криптовалютной сферы, считает Севостьянова. «Приведение в порядок всегда рассматривается в качестве закручивания гаек, но это скорее выстраивание структуры», — говорит она. Хотя некоторые ужесточения возможны.

Это следует из нового внесенного в Госдуму варианта законопроекта о майнинге, где указано, что реклама цифровых валют будет запрещена, как и реклама товаров и услуг в целях организации выпуска цифровых валют, хотя в отношении майнинга такой запрет предлагается исключить, поясняет юрист.

«На федеральном уровне оборот криптовалют в России будет ограничен», — предполагает Мачихин.

Что ждет ЦФА в России

Мачихин не видит перспектив у цифровых финансовых активов (ЦФА) из-за сложности организации их работы. По его мнению, на них не будет массового спроса, кроме интереса нескольких крупных эмитентов.

Севостьянова, напротив, считает, что интерес к ЦФА в России будет расти, а сам инструмент — развиваться и стандартизироваться.

С помощью сервиса Банки.ру вы можете глубже изучить тему инвестиций, почитать рыночную аналитику, выбрать подходящего брокера, а также купить интересующие вас акции, облигации или ПИФы, узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.

Еще по теме:

Что такое блокчейн, где применяется и что его ждет в будущем

Внимание! Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, финансовые инструменты, организации либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям).

Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является вашей задачей. Банки.

https://www.youtube.com/watch?v=Bub_eXe7ick\u0026pp=YAHIAQE%3D

ру не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.

Материал опубликован исключительно в ознакомительных целях. Мнение редакции может не совпадать с мнением цитируемых экспертов.

Сообщаем, что Банк России выступает за введение запрета на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения, обмена криптовалюты (в том числе криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации и установление ответственности за нарушение данного запрета. Торговля криптовалютой обладает существенным риском полного обесценения в случае потери доверия к ней пользователей и потери всех вложенных средств.

Рынок на десятки миллиардов: что такое ЦФА, как туда инвестировать и зачем это нужно

Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это цифровые права, учет и обращение которых возможен только путем внесения записей в распределенный реестр, или же блокчейн. ЦФА являются разновидностью имущественных прав.

У таких прав есть несколько видов: денежные требования к эмитенту, право на участие в капитале непубличных акционерных обществ, права по эмиссионным ценным бумагам и право требовать их передачи. В России ЦФА регулируются федеральным законом № 259-ФЗ.

Он вступил в силу еще в 2021 году, однако полноценно работать начал с февраля 2022 года — тогда ЦБ включил первую организацию в реестр операторов информационных систем, которые могут осуществлять выпуск ЦФА. 

Цифровое право — это, по сути, цифровая оболочка, в которую в теории можно «завернуть» практически любой объект или право, говорит генеральный директор юридического бюро Sagrada Legal Олег Ушаков. На практике в России пока выпускались только ЦФА в виде денежных требований.

Такой класс активов предоставляет право владельцу требовать денежные средства от эмитента ЦФА на условиях, которые были определены в решении о выпуске этого ЦФА. Инвесторы получают выплаты от эмитента, которые были установлены решением о выпуске, а на дату погашения владельцу данного типа ЦФА возвращается стоимость базового актива.

Читайте также:  Как купить криптовалюту весной и летом 2023 года

Sber CIB в исследовании «Введение в цифровые финансовые активы» отмечает, что этот процесс напоминает структуру выплат по классическим облигациям.

Но в отличие от облигаций в ЦФА не обязательно должен быть «завернут» какой-то стандартный договор займа, условия могут быть достаточно гибкими и удобными для обеих сторон. К примеру, лицо, которое привлекает финансирование путем выпуска ЦФА, может обещать возврат привлеченных денежных средств с привязкой к прибыли какого-то инвестиционного проекта или же актива.

Перечень активов, к которым может быть привязан этот тип ЦФА, неограничен. Это может быть и золото, индекс S&P 500, квадратный метр недвижимости либо корзина драгоценных металлов и т. д. К примеру, в октябре 2022 года на информационной платформе «Атомайз» компания «Красцветмет» выпустила ЦФА сразу на корзину драгоценных металлов: золото, серебро, платина и т. д.

 

Другие типы ЦФА пока не нашли применения на российском рынке, но также могут оказаться востребованными, считает Олег Ушаков из Sagrada Legal.

ЦФА, связанные с эмиссионными ценными бумагами, например, могут применяться для передачи инвестору на специальных условиях, которые были занесены в смарт-контракт (программный код, в который заложены условия, по которым функционирует конкретный ЦФА).

В данном случае базовым активом, к которому привязывается ЦФА, являются ценные бумаги (облигации, акции и т. д.) 

При этом ЦФА не являются средством платежа, в отличие от того же цифрового рубля или криптовалюты. ЦФА похожи на стейблкоин (тип криптовалют, обменный курс которых привязан к котировкам какого-то традиционного актива), но без функции расчета. Согласно действующему российскому регулированию, ЦФА стоит рассматривать исключительно как инвестиционный актив. 

Кто размещает ЦФА и как это происходит

Площадок, которые могут выпускать ЦФА в России, пока немного. Один из основных игроков — платформа «Атомайз», инвестором которой является «Интеррос» Владимира Потанина. На середину июня, по данным «Атомайза», объем выпусков ЦФА на этой платформе превысил 2,1 млрд рублей, что составило более 45% всего рынка ЦФА в России.

  Сейчас на платформе зарегистрировано более 41 000 участников с активными торговыми кошельками. Крупнейший выпуск ЦФА произошел на информационной площадке Masterchain: РЖД привлек 15 млрд рублей в форме ЦФА у «ВТБ Факторинга».

Также размещение ЦФА обеспечивают «Лайтхаус» (партнер АО «Трансмашхолдинг»), «А-Токен» (платформа Альфа-банка) и Сбербанк.

22 июня статус оператора цифровых финансовых активов получила и СПБ Биржа. Это первая российская торговая площадка, которая оказалась в реестре операторов выпуска ЦФА. Однако сделки с ЦФА будут проходить отдельно от торгов на бирже. Согласно российскому законодательству, если оператором по выпуску ЦФА выступает биржа, она должна разделить торги цифровыми активами и биржевые торги. 

«СПБ Биржа уже создала отдельную технологическую информационную платформу на основе распределенного реестра (блокчейна) для выпуска и обращения на ней денежных ЦФА, а также гибридных цифровых прав (включают одновременно денежные ЦФА и другие цифровые права, например возможность поставки товара)», — сказал Forbes представитель биржи. А в мае глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что «в ближайшее время» Дума примет закон во втором и третьем чтениях, который позволит запустить торги ЦФА на традиционных биржах.

На текущем этапе игроки рынка, в том числе и СПБ Биржа, участвуют в обсуждении и подготовке поправок, которые позволят допустить цифровые активы к организованным торгам.

«Мы считаем, что большую ликвидность для цифровых финансовых активов, включая гибридные ЦФА, возможно эффективно сформировать только в результате их обращения на организованных торгах, где уже есть объемы, широкий выбор инвестиционных инструментов, брокеры и их клиенты», — сказал представитель биржи. Со этим согласен и директор департамента финансовых технологий Банка России Кирилл Пронин.

На Петербургском международном юридическом форуме в этом году он заявил, что ЦФА в России должны получить более широкий оборот, чему может поспособствовать традиционная финансовая инфраструктура, а именно биржи и брокеры. 

Кто и как может инвестировать в ЦФА

Инвестировать в ЦФА можно, зарегистрировавшись и пройдя идентификацию на площадке — операторе выпуска ЦФА (например, Atomyze, Masterchain и т. д.), которая непосредственно занимается размещением этих активов. На этих платформах публикуется и информация о конкретном ЦФА.

В зависимости от типа ЦФА инвестиции в него могут быть доступны квалифицированным или неквалифицированным инвесторам.

«Например, неквалифицированным инвесторам разрешается инвестировать в ЦФА на драгоценные металлы при условии, что сумма денежных средств, передаваемых в их оплату не превышает 600 000 рублей в год», — указывает управляющий партнер GMT Legals Андрей Тугарин. 

Однако размещения ЦФА в России с момента принятия соответствующего закона в 2021 году проводились скорее не для физических лиц и массового инвестора. «Рынок ЦФА находится на начальном этапе развития. Большинство ЦФА, которые были размещены в 2022-2023 годах, представляют собой преимущественно тестовые сделки с участием ограниченного круга инвесторов», — отмечает Sber CIB. 

К примеру, крупнейший выпуск ЦФА в России от РЖД на Masterchain осуществлялся по закрытой подписке в пользу компании «ВТБ Факторинг», указывает Олег Ушаков из Sagrada Legal, то есть весь объем ЦФА ушел в одни руки.

Еще один пример выпуска ЦФА с ограниченным кругом приобретателей — программа «Цифровой инвестор», запущенная в мае 2023 года в «Норникеле».

Каждый сотрудник компании со стажем от одного года получает цифровые финансовые активы, приравненные по стоимости на момент выпуска к цене акций «Норникеля». Чем больше стаж сотрудника, тем больше токенов ему полагается.

Но уже сейчас все больше площадок по размещению ЦФА планируют организовывать торги и для массового инвестора. Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов в начале месяца заявил, что уже в июне 2023 года физлица смогут совершать операции с ЦФА на платформе «Сбера». «Если говорить про физлиц, то во II квартале, считаем, в июне, эта функция откроется для физлиц.

У физлиц появится возможность покупать цифровые финансовые активы, продавать их. Соответственно, менять на денежные средства», — сказал он. В пресс-службе «Атомайза» также отметили, что  платформа «работает над подключением новых банков-партнеров по удаленной идентификации». Таким образом площадка планирует увеличить число инвесторов, которые могут участвовать в размещениях ЦФА.

В этом году уже проводилось несколько относительно крупных размещений для частных инвесторов — к примеру, «Ростелеком» в апреле разместил ЦФА на 750 млн рублей на платформе Альфа-банка. В сообщении указывалось, что размещение прошло для «корпоративных и частных инвесторов». 

В чем привлекательность

Инвестиционная привлекательность ЦФА — в отсутствии трат на услуги посредников, возникающих между эмитентом и инвестором в рамках классических инструментов, говорит Forbes заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов.

Проблемы, с которыми столкнулись участники рынка ценных бумаг в прошлом году, во многом возникли из-за того, что этот рынок выстроен на системе посредничества, указывает Ушаков из Sagrada Legal. «Такие организации, как Clearstream и Euroclear, отказались сотрудничать с российскими резидентами, после чего их активы зависли», — говорит эксперт.

Цифровые же активы могут передаваться без брокеров, а напрямую — с кошелька на кошелек. Именно поэтому, по его мнению, в смешивании торгов традиционными активами и торгами ЦФА нет необходимости. 

Для эмитентов рынок ЦФА интересен притоком новых инвесторов, а для инвесторов — прямым доступом к наиболее доходным финансовым продуктам, продолжает Попов из Сбербанка.

Директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров соглашается с тем, что ЦФА могут быть очень полезны для малого и среднего бизнеса.

Относительно небольшие компании, которые пока не могут позволить себе публичное размещение через IPO, могут выпустить токен и привлечь таким способом финансирование, а крупный бизнес — финансировать свою дебиторскую задолженность, рассуждает эксперт.

Один из последних подобных кейсов — выпуск ЦФА на дебиторскую задолженность факторинговой компании Global Factoring Network на площадке «Атомайз». Сумма размещения составила 8 млн рублей, принять участие в размещении могли клиенты Росбанка. 

Еще одно значимое преимущество ЦФА как инвестиционного актива — это безопасность, отмечают аналитики Sber CIB.

По сути, ее гарантирует сама технология: инвестор совершает операции с ЦФА через свой личный кабинет, генерирует для каждой сделки свой персональный ключ-пароль, а смарт-контракт (компьютерная программа, которая обеспечивает исполнение определенного обязательства) исполняет запрос.

А внести изменения в запись на блокчейне, которая была сделана ранее, невозможно. Также операцию достаточно просто отследить, так как сама система блокчейна прозрачна. 

ЦФА позволяют дробить инвестиционный актив на более мелкие части, что позволяет инвестировать в дорогостоящие активы с относительно небольшими суммами. К примеру, в мае на платформе «Атомайз» состоялся выпуск «цифровых квадратных метров». Этот инструмент привязан к стоимости жилой недвижимости. Один такой ЦФА был равноценен 1 кв.

м в ЖК «Квартал Западный» от девелоперской группы «Самолет», а инвестировать в него могли инвесторы с суммой от 50 000 рублей и выше. Таким образом, ЦФА позволяет инвестору вкладываться непосредственно напрямую в недвижимость, при этом не обладая значительным капиталом. Другой пример — инвестиции в золото.

«Приобретая цифровое право на золото, с помощью ЦФА можно купить право как на целый золотой слиток, так и на несколько грамм металла», — указывает директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Анастасия Карлова.

Читайте также:  Что такое варрант: полный обзор

В текущих реалиях рынок ЦФА — это рынок краткосрочных инвестиций, что тоже привлекательно для инвестора с точки зрения управления рисками инвестиций в относительно новый продукт, считает она. 

 Недостатки и перспективы

В плане законодательства о ЦФА Россия не отстает от других стран — напротив, находится на достаточно продвинутом уровне, так как во многих странах вообще нет регулирования цифровых активов, считает Ушаков из Sagrada Legal. «Однако рынок несколько ограничен с практической стороны», — считает он.

«У нас все еще нет операторов обмена ЦФА, хотя, согласно закону их можно создавать с 2021 года. Это говорит о том, что обращения ЦФА в стране практически нет, что выражается в отсутствии продаж на вторичном рынке», — указывает управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин.

По его мнению, самая главная проблема ЦФА в текущих реалиях — отсутствие рынка в целом. 

Законодательство также требует дополнительной доработки, замечает Ушаков из Sagrada Legal.

«Следует четко разграничить зону применения производных финансовых инструментов и ЦФА, определить порядок выпуска гибридных цифровых прав, а также легализовать титульные NFT в России, которые удостоверяют права на объекты реального мира», — перечисляет Ушаков.

Также в вопросе ЦФА еще нет каких-то четких правил квалификации с точки зрения разграничения статуса квалифицированного и неквалифицированного инвестора, продолжает он.

На цифровом рынке есть некоторые инструменты, которые напоминают производные финансовые инструменты (ПФИ), обладающие повышенным финансовым риском. «И в этом случае необходимо определиться, каких инвесторов можно допускать к торгам такими активами, а каких нет», — заключает эксперт. 

Эксперты Торгово-промышленной палаты указывают, что российское законодательство нуждается в доработке в вопросах, касающихся налогообложения ЦФА, привлечения инвесторов в проекты и ряда других аспектов.

«В том числе неясно, как происходит налогообложение НДС определенных видов цифровых прав, к примеру тех, которые предусматривают возможность погашения путем поставки физического актива», — указывает директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Анастасия Карлова. Замедляет развитие рынка цифровых активов и требование об обязательной публикации решения о выпуске деталей о размещении в сети, считает Попов из Сбербанка. «Речь идет о ситуациях, когда эмитенты ЦФА считают нецелесообразным публично раскрывать детали решения о выпуске в связи с тем, что они являются коммерчески чувствительными», — поясняет он. 

Для управляющих компаний все еще есть множество непонятных моментов в том, что касается ЦФА, отмечает Асатуров из «Системы Капитал».

«Пока неясно, можно ли включать ЦФА в ПИФы, где эти токены должны храниться, будут ли они торговаться совместно с традиционными финансовыми инструментами или нет», — перечисляет он.

Пока такие моменты не разрешатся, как минимум управляющие компании к ЦФА будут относиться достаточно осторожно, считает эксперт.

Несмотря на отсутствие вторичного рынка ЦФА, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на ПМЭФ спрогнозировал, что объем выпусков ЦФА к концу 2023 года может составить десятки миллиардов рублей.

С таким прогнозом солидарны и аналитики Sber CIB.

Директор по развитию бизнеса компании «Мастерчейн» Сергей Рябов дает еще более оптимистичную оценку: рост объемов размещений до 100 млрд рублей к концу этого года и более 1 трлн рублей в 2024-м. 

В среднесрочной перспективе актив может стать более актуален, прогнозируют аналитики Sber CIB.

По их мнению, до 2030 года перспективы развития рынка ЦФА будут в большей степени зависеть от наличия спроса на новый вид активов, который может составить от 1 до 3 трлн руб.

«Мы ожидаем, что на первых этапах развития рынок продолжит расти в объемах за счет простых и уже существующих типов инструментов (долговые ЦФА, токенизация активов на товарно-сырьевых рынках).

Однако в дальнейшем можно предположить, что формат ЦФА окажется удобным для реализации более сложных продуктов — секьюритизации (процесс трансформации неликвидных активов в ценные бумаги для рефинансирования, например, кредитов на балансе банка в облигации), упаковки готовых торговых стратегий и аналогичных сделок», — указывают аналитики. 

Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года от 29 декабря 2022

1. Утвердить прилагаемую разработанную совместно с Банком России и одобренную Советом директоров Банка России Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия).     

2. Федеральным органам исполнительной власти при реализации полномочий в отношении вопросов развития финансового рынка и при разработке документов стратегического планирования на среднесрочный период, включая планы мероприятий («дорожные карты») по их реализации, руководствоваться положениями Стратегии.

3.

Минфину России учитывать положения Стратегии при разработке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период, а также при рассмотрении проекта основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, равный двум годам, следующим за очередным годом, разрабатываемых Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1_2 статьи 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Минфину России при участии Банка России в 2024 году и далее не реже одного раза в три года проводить оценку необходимости актуализации и уточнения Стратегии с учетом тенденций и вызовов в развитии финансового рынка.

  • Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
  • М.Мишустин

          УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерации

от 29 декабря 2022 года N 4355-р

С учетом кардинально изменившихся условий ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться участниками рынка в партнерстве с государством.

https://www.youtube.com/watch?v=Q6aEzEHtn1I\u0026pp=ygWZAdCSINGB0YLRgNCw0YLQtdCz0LjQuCDRgNCw0LfQstC40YLQuNGPINGA0L7RgdGB0LjQudGB0LrQvtCz0L4g0YTQuNC90LDQvdGB0L7QstC-0LPQviDRgNGL0L3QutCwINC60YDQuNC_0YLQvtCy0LDQu9GO0YLQsNC8INC80LXRgdGC0LAg0L3QtSDQvdCw0YjQu9C-0YHRjA%3D%3D

Усилия участников рынка должны быть направлены на развитие инновационного, клиентоориентированного и этичного бизнеса, нацеленного на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами и предоставление финансовых продуктов, инструментов и услуг, отвечающих потребностям российских граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства и крупных компаний. Задачами регуляторов являются создание благоприятных условий для восстановления и поступательного развития российского финансового рынка, устранение искажений и барьеров, препятствующих такому развитию, с использованием имеющегося инструментария.

При этом не преследуется цель безусловного, не оправданного объективными экономическими факторами увеличения показателей объема использования финансовых услуг, учитывая, что динамика таких показателей должна соответствовать указанным факторам.

Чрезмерное увеличение показателей объема использования финансовых услуг может приводить к накоплению рисков и формированию «пузырей» на российском финансовом рынке с последующими негативными эффектами для экономики в целом.

Важно в первую очередь обеспечить доступ граждан и бизнеса к инструментам российского финансового рынка, соответствующим их личным и деловым потребностям, в том числе с учетом уровня доходов и финансовой грамотности. Это основные положения, на которых базируется настоящая Стратегия.

Настоящая Стратегия подготовлена в соответствии с Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

  1. При подготовке настоящей Стратегии учтены положения:
  2. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  3. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р;
  4. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
  5. Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;
  6. Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р;
  7. Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;
  8. Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;
  9. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12* июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
  10. ________________
Читайте также:  Когда откроется «Макдоналдс» в России под новой вывеской

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «от 02 июля 2021 г. N 400». — Примечание изготовителя базы данных.

  • Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р;
  • Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;
  • Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
  • Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
  • Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»;

Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».

Настоящая Стратегия формирует ориентиры при разработке среднесрочных документов Правительства Российской Федерации и Банка России, затрагивающих вопросы развития финансового рынка.

https://www.youtube.com/watch?v=Q6aEzEHtn1I\u0026pp=YAHIAQE%3D

Кардинальное изменение условий развития российской экономики требует поиска и задействования прежде всего внутренних ресурсов для финансирования ускоренной структурной трансформации российской экономики. Российский финансовый рынок должен сыграть роль в формировании таких источников финансирования.

Важно не просто развивать российский финансовый рынок. Развитие российского финансового рынка в первую очередь должно служить интересам граждан и бизнеса, общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей и приоритетов.

При этом для того чтобы российский финансовый рынок выполнял свои функции, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, необходимо, чтобы и сам рынок устойчиво развивался, своевременно отвечая на запросы экономики в необходимых финансовых продуктах и услугах.

  1. В качестве ключевых целей развития российского финансового рынка рассматриваются следующие:
  2. содействие развитию и структурной трансформации российской экономики за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков, в том числе в условиях перехода к низкоуглеродной экономике;
  3. повышение уровня и качества жизни граждан за счет использования инструментов финансового рынка и повышения финансовой грамотности посредством предоставления населению доступа к достоверной и надежной информации о финансовых услугах;
  4. создание условий для устойчивого роста финансовой индустрии.
  5. При этом третья из указанных целей является подчиненной двум другим, учитывая, что рост финансовой индустрии должен сопутствовать расширению возможностей, достижению жизненных и деловых целей гражданами и бизнесом.
  6. Правительство Российской Федерации и Банк России совместно осуществляют политику по развитию российского финансового рынка, опираясь на следующие принципы:
  7. приоритет интересов конечного бенефициара развития российского финансового рынка — потребителя финансовых услуг (гражданина, субъекта экономики) при определении целей и задач развития российского финансового рынка. Указанный принцип отражен в целеполагании настоящей Стратегии;
  8. обеспечение экономического, финансового и технологического суверенитета российской экономики и российского финансового рынка с учетом внутренних и внешних, в том числе геополитических, рисков;
  9. продолжение интеграционных процессов и выстраивание взаимовыгодных партнерских отношений с дружественными странами. При проведении указанной политики учитывается и поддерживается интеграция российского финансового рынка в региональные и глобальный финансовые рынки при условии защиты стратегических интересов Российской Федерации;
  10. приоритетность стратегического вектора развития над тактическими решениями, что предполагает разработку и реализацию мер по развитию российского финансового рынка, ориентированных на достижение устойчивого результата с точки зрения выгод для общества в средне- и долгосрочной перспективе;
  11. развитие российского финансового рынка на свободной рыночной основе в условиях содействия конкуренции, партнерству и совместной ответственности государства и участников рынка за направления и результаты такого развития. Это позволяет достичь сочетания преимуществ конкурентной среды и кооперации для эффективного достижения целей развития российского финансового рынка;
  12. прозрачность и предсказуемость развития российского финансового рынка за счет координации планов его участников и государства;
  13. согласованность целей, подходов, задач, мер, предусмотренных настоящей Стратегией, по тематическим и секторальным направлениям. Настоящая Стратегия формирует целеполагание для иных стратегических документов, затрагивающих вопросы развития российского финансового рынка, в том числе основных направлений развития российского финансового рынка, федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также секторальных и тематических стратегий, программ и планов мероприятий, утверждаемых Правительством Российской Федерации, ведомствами и Банком России;
  14. обеспечение равномерного развития экономики и финансового рынка по регионам, выравнивание дисбалансов, учет региональной специфики при разработке и реализации мер в сфере российского финансового рынка;
  15. создание системы непрерывного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и способам защиты прав потребителей финансовых услуг, позволяющего им принимать грамотные финансовые решения.

При реализации настоящей Стратегии будет осуществляться мониторинг реализации мер на разных уровнях, в том числе в субъектах Российской Федерации с учетом возможной специфики их развития.

Должно быть обеспечено четкое взаимодействие федеральных и региональных органов власти для обеспечения эффективности реализации положений настоящей Стратегии и документов среднесрочного планирования, подчиненных настоящей Стратегии.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что важным условием устойчивого развития российского финансового рынка является макроэкономическая стабильность, которая прежде всего складывается из ценовой стабильности, финансовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Стабильные и предсказуемые макроэкономические условия имеют критическое значение для нормального выполнения российским финансовым рынком всех его функций, в том числе функции формирования долгосрочных финансовых ресурсов.

Большую роль для эффективного функционирования российского финансового рынка, в том числе справедливого ценообразования, скорости внедрения инноваций и повышения качества финансовых продуктов, имеет конкурентная среда. Поэтому важно соблюдение конкурентного нейтралитета, то есть равноудаленности государства по отношению ко всем участникам рынка.

Для развития российского финансового рынка Правительство Российской Федерации и Банк России используют различные механизмы. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации.

При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России координируют свои шаги по разработке и применению механизмов воздействия на российский финансовый рынок.

К основным механизмам относятся следующие:

разработка законов и законодательных инициатив, которые являются одним из ключевых инструментов реализации настоящей Стратегии. Важными направлениями законодательной деятельности являются совершенствование существующей законодательной базы финансового рынка и создание законов, регулирующих принципиально новые сферы и направления деятельности;

подзаконное нормотворчество и иные меры регулирования, которые влияют на правила функционирования участников финансового рынка.

Органы государственного регулирования устанавливают требования к поднадзорным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывая непосредственное влияние на их деятельность.

Возрастает роль мягких и косвенных мер регулирования в форме рекомендаций, писем с разъяснениями, стандартов саморегулируемых организаций, кодексов и других форм;

  • надзор и надзорные меры, которые позволяют обеспечивать законность и защиту участников финансового рынка. Такой инструмент позволяет прогнозировать возможные риски и обеспечивает обратную связь между регуляторами и субъектами регулирования, помогая определить направление законодательной и регуляторной деятельности;
  • противодействие недобросовестным практикам и нелегальной деятельности, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами;
  • создание инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней, что особенно важно в условиях, когда объекты инфраструктуры не могут быть созданы исключительно рыночными силами, но при этом имеют критическое значение для развития российского финансового рынка;
  • налоговые стимулы и субсидирование, которые направлены на создание экономических стимулов для населения и бизнеса для формирования пенсионных накоплений и иных форм долгосрочных сбережений, повышение доступности сберегательных и кредитных инструментов для социально уязвимых слоев населения и бизнеса, находящегося под давлением форс-мажорных обстоятельств, а также для запуска сложных, масштабных инвестиционных проектов и повышения конкурентоспособности российского рынка капитала на международном рынке капитала;
  • создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан в банковском секторе, на рынке страхования и в секторе негосударственных пенсионных фондов также является важным инструментом;

взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России с участниками российского финансового рынка снижает неопределенность, влияет на поведение и ожидания финансовых организаций, граждан и предприятий.

В мире повышается значимость информационных функций регуляторов финансового рынка.

Важным элементом взаимодействия является не только обсуждение с участниками российского финансового рынка планов по его развитию, но и продвижение интересов российских участников в иностранных государствах благодаря сотрудничеству с иностранными регуляторами и международными организациями;

повышение финансового образования и финансовой грамотности, которое проводится в целях формирования осознанного выбора финансовых продуктов и услуг, ограничения рисков потерь и снижения уязвимости граждан к недобросовестным практикам;

подготовка кадров для финансовой отрасли, которые критически необходимы для ее развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector